Приятно все-таки осознавать, что если бы не ты, и не твой пост трехгодичной давности в блоге, то и супер-интересный мастер-класс по стенфордскому дизайн-мышлению, на котором несколько дней назад присутствовал я и еще около 50 человек в минском бизнес-клубе «Имагуру», не состоялся бы. Да, я считаю, что блог, который я веду, - просто кладезь информации для различного рода образовательных учреждений, как в Беларуси, так и на пост-советском пространстве. Материалы блога могут послужить основой для создания на их базе прочих действительно новых инновационных курсов, какие у нас еще не проводились и на которые будут ходить люди. Кто первым здесь сориентируется - тот и будет иметь успех на рынке и конкурентные преимущества. Конечно, при этом нужно соблюдать надлежащим образом авторские права, как мои, так и топовых бизнес-школ мира, материалы которых используются. Это базовые основы этики ведения бизнеса. Важно это понять. Здорово, что в Беларуси нашлись инициативные люди, которые провели данный мастер-класс и чуточку приблизили Стенфорд к белорусам. Правда, у меня возникли некоторые сомнения относительно законности подобной широкой демонстрации перед аудиторией данного курса без предварительного разрешения на это со стороны Стенфордской школы дизайна и, тем более заявленных намерений бизнес-клуба «Имагуру» проводить в дальнейшем подобные мастер-классы, в том числе для подростков. Тем более, если это будет делаться на платной основе.
Что мне понравилось - стенфордский мастер-класс по дизайн-мышлению построен таким образом, что максимально вовлекает присутствующих в процесс. Люди образуют пары и весь мастер-класс общаются друг с другом, выполняя поставленные перед ними задачи. Именно так и нужно проводить мастер-классы - чтобы присутствующие не зевали во время скучного выступления какого-нибудь спикера-теоретика, а наоборот активно участвовали в процессе обучения, т. е. выходили из своей зоны комфорта. Только в таком случае обучение сможет принести пользу. Это я утверждаю со знанием дела, поскольку присутствовал на множестве подобных мероприятий. Когда спикер-гуру все два часа начинает пересказывать унылую теорию из учебника, это вызывает недоумение и зевоту.
Как я уже писал в своем посте трехлетней давности в блоге, на сайте Стенфордской школы дизайна (d.school) можно пройти виртуальный курс по дизайн-мышлению Virtual Crash Course
http://dschool.stanford.edu/dgift/ Причем, сделать это абсолютно бесплатно. Правда, вам будет нужен партнер. Курс включает вводное видео (80 минут) о проекте Gift-Given Project (как люди дарят подарки своим близким, коллегам и т. д.). С данного сайта можно скачать пошаговые инструкции, учебное пособие, подробные обучающие материалы по всем пяти ключевым элементам методики, а также листы участника, которые нужно распечатать и после заполнять. Перед просмотром видео все это нужно детально изучить.
Перед началом мастер-класса в бизнес-клубе «Имагуру» нам раздали распечатки вышеуказанных листов участника, которые нужно было заполнять по ходу мастер-класса. Я уже их видел ранее, так что мне было проще ориентироваться. В самом первом задании после просмотра фрагмента видео нужно было в течение 4-х минут расспросить своего партнера о человеке, которому тот собирался подарить подарок, узнать о нем побольше. Так, я узнал, что мой партнер собирается дарить подарок условно взятой пожилой женщине, которая на пенсии, у которой мало денег, плохое здоровье, которая любит копаться на грядках и готовить вкусные блюда. Затем мы поменялись ролями и мой партнер интервьюировал уже меня о моем друге. В течение где-то двух часов мы выполняли еще много подобных заданий под чутким руководством ментора, погружались глубже во внутренний мир и эмоции человека, которому предстояло подарить подарок, старались понять его явные и неявные потребности, подвергали их критике, определяли суть задачи, рисовали скетчи (рисунки) будущего подарка (самый лучший выбор, самый безумный, самый разумный и т.д.), проводили мозговой штурм, делились своими задумками с партнером и получали отзывы, на их основе создавали новое решение, и в конечном итоге создавали прототип подарка, тестировали его и получали отзывы. Важно было в конечном итоге из подручных материалов (а их было очень много - веревка, бумага, тесьма, липкая лента и т.д.) создать прототип подарка и вручить его своему партнеру (принцип show don't tell). Что касается меня, то я придумал гибридное устройство на запястье - нечто среднее между умными часами Samsung Gear S и «Кнопкой жизни». Кто не знает, проект «Кнопка жизни» основал выпускник бизнес-школы «Сколково» и мой виртуальный знакомый белорус Дима Юрченко. Проект помогает пожилым людям, оказавшимся с ситуации, когда они упали и не могут самостоятельно передвигаться, нажать на кнопку на браслете и вызвать помощь. В конце мастер-класса самые смелые из присутствующих выходили на сцену, показывали прототипы своих подарков и объясняли, как они функционируют и почему были созданы.
В общем, время мы провели с пользой и все присутствующие остались довольны.