Recession Dates

Jul 30, 2022 18:51

Неподалеку от Гарварда есть неброское здание, в котором находится NBER - если бы всех, принадлежащих к этой организации, в это здание загнать, они, скорее всего, начали бы выпадать из него в окна, потому что организация создана в основном для того, чтобы выкладывать на одном сайте препринты статей, которые написали люди, знакомые с нужными людьми. Многие из людей, знакомых с нужными людьми и потому являющихся членами NBER, в здании никогда и не были, многие из остальных были там только во время тематических конференций для ограниченной группы членов. Мне это здание показывали много лет назад знакомые пхд-балбесы из Гарварда, но в здание я так и не ходил - финансисты там бывают, но я знаю места, где их бывает намного больше.

Когда-то в недрах этого здания решили определиться с точными датами начала и окончания всех рецессий, начиная с середины девятнадцатого века. Хотя многие макроэкономические данные квартальные, ученые мужи ради такого дела даже собирались лично, рылись в архивных документах и выкатили даты с точностью до месяца: теперь мы знаем, например, что Великая Депрессия началась в августе 1929ого, а не в июле и не в сентябре. Наверно, кому-то это важно, и это даже нетривиальная информация - рынок акций в 1929ом рухнул в октябре, а под горочку начал ехать в сентябре - но вот оказывается, что еще в августе можно было отследить признаки грядущего спада, хотя не факт, что и его глубину тоже.

Когда я рассказываю своим студентам о периодах высокого риска и высокой доходности, исподволь донося до них мысль, что не стоит продавать все, как только рынок упадет, а есть смысл подождать отскока, я немного подсмеиваюсь над определением рецессии как периода между пиком и дном. Лет десять назад еще можно было задать риторический вопрос: «Ну и кто из вас верит, что в июне 2009ого, который NBER считает окончанием Великой Рецессии, все сразу стало хорошо?» Теперь у меня в аудитории сидят люди, которые в 2009ом учились в начальной школе, теперь приходится подъезжать издалека и спрашивать, кто поверит в то, что люди трезвеют, как только выйдут из кабака. Ну а потом уже можно рассказывать о том, что премия за риск пропорциональна предельной полезности потребления и что высокая доходность на рынке наблюдается в районе дна, и поэтому за большим падением следует большое восстановление котировок.

А еще я рассказываю студентам, во что не надо верить никогда, даже если вас в этом пытается убедить профессор финансов: в то, что стратегии, не теряющие в рецессию, как ее определяет NBER, не являются рисковыми. Даже те, кто еще переваривает аргументацию из предыдущего абзаца о частичном совпадении рецессий и периодов высокого риска, отзываются на простой пример того, когда именно NBER объявляет о начале и конце рецессий
https://www.nber.org/research/business-cycle-dating/business-cycle-dating-committee-announcements

«Видите, - говорю я студентам, - после того, как ученые мужи неспешно разметили даты рецессий первой половины 20ого века, они продолжают так же неспешно фиксировать текущие события. О начале Великой Рецессии они сообщили нам спустя год после ее фактического начала и спустя три месяца после того, как рухнул Лиман Бразерс, а за ним все остальное. О ее конце - так и вообще года через полтора. Как вы собираетесь торговать стратегию, которая якобы не теряет в рецессию? Кто вам скажет, когда именно начинать и когда заканчивать? Пока NBER определится с датами, вы уже успеете понести все потери, от которых пытаетесь спастись».

Честно говоря, я не думал, что когда-либо услышу о NBER и ее определении рецессий вне профессионального круга. Для обывателя испокон века есть простой критерий - рецессия начинается тогда, когда ВВП падает два квартала подряд. В этом определении есть сермяжная правда - конечно, NBER потом скажет, что рецессия наступила раньше, когда падение ВВП еще только началось, а не когда статистики подсчитали, да довели до общественности, да получили подтверждающий сигнал в виде второго квартала отрицательного роста подряд. Но рецессию надо восчувствовать, и два квартала падения ВВП для этого будут в самый раз.

Буквально на днях мы все узнали, что американский ВВП падает уже два квартала подряд - поскольку реальные доходы падают чуть не с осени, и с тех же пор под горочку едет рынок акций, восчувствовали текущую рецессию уже все. И вот тут в прессе начался полный ататуй и панихида с танцами: рецессии на самом деле нет! Это происки врагов, желающих провала прогрессивных сил на ноябрьских выборах! Все эти разговоры о рецессии в нашем пресветлом Валиноре льют воду на мельницу мордорских милитаристов, коммунистов, сатрапов и душителей свободы!

В качестве аргумента приводили высокий рост номинальных доходов, в надежде, что график роста реальных доходов, с учетом инфляции, никто не найдет - я нашел, вот же он:
https://fred.stlouisfed.org/graph/fredgraph.png?g=Skgz
приводили низкий уровень безработицы - так он всегда в начале рецессии низкий, а после окончания некоторое время все еще высокий, вот и NBER не даст соврать
https://www.nber.org/research/business-cycle-dating
к тому и была моя дежурная шутка про то, что, как люди не трезвеют, как только выйдут из кабака, и не становятся в дупель пьяными в тот момент, когда только что в кабак зашли, так и безработица, и риски, и предельная полезность потребления становятся высокими только спустя некоторое время после начала рецессии и остаются высокими довольно долго после того, как рецессия сменяется экономическим ростом.

Ну и наконец, вполне серьезные издания открыли для себя существование NBER и вспомнили, что лозунг момента уже который год «follow the science». «Рецессия начнется тогда, когда об этом объявят уважаемые профессора из NBER!» - объявили объективные журналисты и прочие факт-чекеры. Ну что же, давайте жить так, как я в человеколюбии своем говорю студентам не торговать. Подождем годик, пока NBER со своим обычным опозданием выкатит свой пресс-релиз. В этом релизе, конечно, будет сказано, что рецессия началась задолго до июля 2022ого - но это будет когда-нибудь в 2023ем, и те, кто сейчас отрицает наличие рецессии, успеют сделать вид, что ничего не говорили.
Previous post Next post
Up