С. Массо и О. Релье. Кто они? Продолжение. Сальме Массо. Часть 2.

Feb 09, 2024 02:24

Начну 2 часть с того, что сразу сообщу- сведения взяты из архивов, которым уже 5 лет..возможно есть и более новая инфо,но мне и этой достаточно..
Источник

Расшифрую пока имя одной писательницы..
С. Массо это Сальме Массо.
Курсивом выделяю цитаты с источников.

Легендарный - слово, которое обычно используют, когда говорят о Сальме Массо:
телеповаре, педагоге, авторе книг.





Когда Мойдела Тыниссон и Лилиан Козенкраниус в советское время начали снимать домашние и кулинарные шоу, Сальме Массо также часто появлялась на экране, готовя еду. Поэтому зрители-женщины сидели перед телевизором с ручкой и бумагой и тщательно делали записи.
«Простой пищей» или «Домашним продуктом» считалась капуста, которая часто была первыми помощниками молодой замужней женщины.

Я слегка скорректировала текст цитат, так как гугл перевод становится все безграмотнее, увы нам всем..

Как я понимаю, кулинарных шоу и передач не было совсем в советское время..и это взяли себе на заметку и телерабочие Эстонии и наши авторы кулинарных книг..возможно, они то практически первыми стали практиковать этот вид шоу здесь..я вообще не могу припомнить в советское время каких то кулинарных передач на телевидении..для меня первой в этом плане стала Алла Будницкая со своей получасовой передачей «Из жизни женщины.», которую довольно быстро подвинули в сторонку, а после и вовсе закрыли ее, потому что нашлись более молодые ведущие, более удачливые в плане знакомств в телемире и Будницкую сменили какие то невразумительные передачки ни о чем,но якобы кулинарные, зато молоденькие ведущие блистали всем своим видом, совсем не подходящим для готовки на обычной кухне..)) и довольно долго тогда кулинарная часть на ТВ никак себя не проявляла..а очень хотелось,между прочим..это был конец нашего 20-го века, я уже окончательно увлеклась кулинарией и вовсю экспериментировала над плитой по книгам из библиотеки или же из радиопередачи,где мне даже как то удалось засветиться в прямом эфире..))

потом где то в 2004 или 2005 гг.появилась Юлька Высоцкая с пузом и все устремились к ней..ах! вах! живот на нос лезет,а она в своей кухне швыряется через голову металлическими ситами, мечется аки ошпаренная кошка между плитой и столом
и без конца говорит с кем то невидимым..как оно начиналось, так оно и осталось..и так же нечего сказать
и о ее шоу,хотя ему уже,слава те Господи, 20 лет стукнуло..

А далее я буду выкладывать цитаты и комментировать их, поскольку лично мне очень интересно покопаться в биографии Сальме..

Сальме родилась 19 октября 1909 года в Тарту в семье Оскара и Элизабет Лииганди, известного школьного деятеля. У неё было два брата - Ильмар и Эрик. Мать Элизабет была родом из волости Мякса, что недалеко от Тарту, где ее отец был фермером. Хоть она и осталась домохозяйкой, но получила образование и говорила по-немецки и по-русски. Недаром эстет-реформатор языка Йоханнес Аавик выбрал ее своей музой, другом по переписке и доверенным лицом, с которым он мог разработать интеллектуальную игру о своей фантастической женщине, прежде чем набросать ее на бумаге.
Оскар Лийганд, отец Сальме, был учителем, который мог погибнуть во время событий 1905 года. Тремя годами ранее он стал учителем эстонского языка в Пыльтсамаа. Когда школа была преобразована в сельскохозяйственную школу и ее инспектором был назначен Яан Раамот, это совпало с начавшими распространяться революционными настроениями. Учащиеся совершали различные акции, наиболее радикальными из которых были изъятие икон и изображений императора, а также сожжение книг с библейскими сюжетами на усадебном поле перед школой. Священник Хинк сообщил о случившемся властям. Поскольку на Рождество и Новый год дети разбежались, карцеру некого было арестовывать, кроме Раамота и Лийганд. Лийганд был немедленно приговорен к смертной казни в первой инстанции, но пятимесячное расследование отменило это решение. Оскару пришлось провести год в тюрьме, а когда его выпустили, школу тоже ликвидировали.

Рождение Сальме в 1909 году говорит о том,что на ее долю выпало много перемен в жизни и не просто там каких то..смотрите..через 8 лет в России произошла революция..Она очень отразилась на судьбе страны, я говорю о Эстонии..Это попытки революционеров Эстонии просить помощи у России в Первой Мировой войне о получении нейтралитета и полнейший провал этой акции..это и война на территории Эстонии в течении долгого года, когда бок о бок все мужчины, в том числе и мальчики и старики, и русские, и эстонцы и другие жители, защищали свою Родину от немцев..это долгожданная и короткая до смешного победа..и в итоге те первые свободные годы Эстонии, когда все закончилось..и свобода была так же короткой- до 1939 года, когда российские войска отразили напор фашистов со стороны Польши и присоединили все Прибалтийские страны между Россией и Польшей, а именно Литву,Латвию и Эстонию.
Да, присоединили, а не получили согласия присоединиться добровольно..
Это крайне важная дата, но я о ней распространяться не хочу в этой теме, я просто излагаю события..
1941 год-начало Великой Отечественной войны в СССР и никак по другому я ту войну называть не собираюсь.
Это снова переписанная история и я в этом участвовать не имею ни малейшего желания..

Далее идет немного инфо о родителях Сальме..ох и суровое было время..приговор к смертной казни всего то за участие в революционном движении,это для меня что то новое..
Но все таки я поставлю тут цитату из столь нелюбимой мною Википедии, так как у меня просто нет учебника истории под рукой, я что то помню так,и эта цитата более правдивая..

Эстонское национальное движение, традиционно известное в историографии как период пробуждения (эст. Ärkamisaeg) - исторический, политический и культурный процесс осознания эстонцами себя как нации, имеющей право на самоопределение. Процесс начался в XIX веке, когда в ходе реформ в Российской империи эстонцы получили некоторые гражданские права, и продолжался до провозглашения независимости Эстонии в 1918 году и создания собственного государства.

Развитие культурного самосознания было начато эстонскими интеллектуалами с пропаганды традиционной народной культуры. В литературном, музыкальном и ином творчестве воспевался патриотизм. Существующее самоназвание эстонцев «народ земли» было заменено термином «эстонский народ». Национальному пробуждению способствовало массовое образование на эстонском языке.

Политическая борьба против немецкого доминирования и русификации опиралась на урбанизацию в Эстляндской губернии. В 1905 году и позднее состоялись массовые антиправительственные выступления рабочих и крестьян. После революции 1917 года и последовавшей за этим германской оккупации и гражданской войны на территории бывшей Российской империи эстонцы провозгласили своё независимое государство и сумели отстоять его в вооружённой борьбе с российскими большевиками и остзейскими немцами.

Итак..смотрим сколько же Эстония была самостоятельной..а до смешного опять же мало..
21 год..потеря независимости страны в 1939 году аукается и до сих пор..когда я рассказала о своих выводах учительнице истории моей доченьки, то испугала ее насмерть..по ее реакции я поняла, что попала не в бровь,а в глаз..т.е. докопалась до самой сути своих вопросов..училка не стала отвечать мне прямо,а только стала просить меня не распространяться со своими выводами в этой части истории, иначе ей прилетит в гимназии, если там узнают о нашем разговоре..(!!!!) только вот за что, я так и не добилась.))
поняла о чем она думает, я немного позже..
ну а зачем,в конце то концов мне ее открытые ответы?..главное то,что я сама нашла ответы за мои вопросы к истории страны
и они оказались верными..
а ее испуг тогда насмешил, только сейчас вот мне совсем не смешно в связи с нынешней политикой нашей страны..
На этом я и покончу с историческими выводами..скажу только,что человек переживший революцию, войну на Родине, и пусть это всего то будут ее детские годы,заслуживает большого уважения..последующие годы в свободной Эстонии только помогли Сальме с образованием и выбором своего жизненого пути,а он у нее был и верным, и любимым и всю свою жизнь она занималась тем,что было ей по душе..таких судеб,скажем, не много..

Отцу Сальме невероятно сопутствовала удача..

После этого Лиганду не разрешили работать школьным учителем в Эстонии, и он уехал в Санкт-Петербург, где стал директором эстонской школы. В 1911 году мужчина вернулся в Тарту и на пару лет устроился на работу в Postimehe, которым руководил Тыниссон. Затем Оскар стал банкиром - его избрали главой Ссудно-сберегательной ассоциации. Это был фермерский банк, который помогал покупать настоящие фермы, выдавая кредиты владельцам. Во время Первой мировой войны у Оскара снова возникли проблемы с жандармерией. А именно, наряду с объявлениями о российском военном кредите, в городе было размещено совместное объявление тартуских финансовых учреждений, обещавших выплатить более высокие проценты по депозиту, чем обещали в документах о военном кредите. Тогда командующий жандармами обнаружил, что финансовые учреждения Тарту начали конкурировать с государством и что Лийганда следует выслать в Сибирь. К счастью, это решение не было подтверждено выше.
После обретения Эстонией независимости Оскар Лийганд был членом нескольких эстонских Рийгикогу, принадлежавших к Народной партии, и умер в 1940 году, прежде чем был явно репрессирован.

трижды избежать сурового наказания, это не каждому то и повезет..
Да и самой Сальме явно удача не отказывала в ее желаниях..

Кехтна «школа невест»

В 1928 году Сальме Лийганд окончила женскую гимназию Эстонского общества просвещения молодежи в Тарту. В детстве она не мечтала даже стать учителем, но братья говорили, что никем иным, как учителем, она не станет - из-за её требовательности. А именно, Сальме была опекуном старшего и младшего брата во время их учебы в Тарту, и мальчикам было довольно сложно угодить сестре. В то время мать жила дома в деревне, а отец был общественным деятелем в Таллинне. После сомнений и колебаний в выборе профессии директор школы, пообещавший Сальме, как одной из лучших выпускниц, гарантировать место учительницы домоводства, если девушка окончит соответствующее ПТУ.

Так определилась ее судьба..
а сейчас прочтите чему учили ее в той школе..

С половиной приза в сто крон, врученного лучшему выпускнику, в кармане Сальме отправилась в «школу невест» Кехтны. Школа оформила приглашение ученой хозяйке. Выпускник должен был уметь управлять всем, что делается в хозяйстве. Будь то строительство или сельское хозяйство, не говоря уже о приготовлении пищи и уходе за домом. По сути, действительно, от уборки до кладбищенской культуры. Одежду от нижнего белья до верхней одежды шили сами. Униформа также определялась по месту работы. В классе и в столовой нужно было носить форменное платье из темно-коричневой шерсти со светло-зеленым хлопчатобумажным воротником; в официальных случаях воротник был оливково-зеленого цвета и шелковый. Кроме того, в комплект униформы входил черный шерстяной фартук. Одеждой для кухни и ремесленного практикума было голубое хлопчатобумажное платье с белым воротником и белый фартук. Существовала и униформа для полевых работ - штаны до колен с хлопчатобумажной блузкой.

Помимо изучения теоретических предметов, девочкам приходилось работать по четыре часа каждый день. В совокупности это включало в себя кулинарию, консервирование, ведение домашнего хозяйства, ремесла, ткачество, садоводство, овощеводство, птицеводство, работу в коровнике и свиноводство. Кроме того, были запланированы пять часов ухода за детьми в возрасте 1-3 лет и десять месяцев полевой практики.
Сальме интересовалась домоводством не только как практическим навыком, но и как наукой. Она хотела знать, как еда влияет на человека, почему некоторые продукты запрещались ее матери, с больным желчным пузырем. (Явно это были камни в желчном пузыре)

В 1930 году Сальме с отличием окончила Кехтнинскую школу домоводства, а также педагогические курсы. Сальме получила свои первые учительские нашивки, будучи кандидатом на должность преподавателя общественного питания в своей бывшей школе. Когда бывшие школьные медсестры, оставшиеся в старших классах женской гимназии, попытались поручить работу по уборке учительнице своего возраста, молодой педагог не отказалась и вскоре привыкла к этой обязанности. Отныне Сальме Массо не нужно было дважды отдавать один и тот же приказ. «Как учитель я никогда не чувствовала себя неуверенно», - сказала тогда Сальме Массо.

Замужество и переезд в Таллинн.

Девушка обладала инициативой, хорошим почерком и презентационными навыками. Поэтому она начал выступать на лекциях и по радио. Сальме писала статьи для журналов Taluperenaine, Eesti Naine, Aed, Kaunis Kodu, Maanoored и др. о приготовлении консервов и мармеладов, пересадке комнатных цветов, уходе за гостиной и мебелью, косметических процедурах, приеме гостей, сервировке стола, использовании продуктов питания, соответственно и многое другое.
29 ноября 1932 года в «Сынуме» появилось объявление: «27-летний агроном Николай Массо женится на Салме Лииганди, уроженке Тарту, учительнице, которая на четыре года моложе. В настоящее время жених живет в Таллинне, невеста - в Тарту». За этим последовала свадьба в канун Рождества.

Я хочу сказать, что в те года,когда страна была свободной, жилось в ней очень даже неплохо..перечислять эти
условия жизни того времени я не стану, чтобы не перегружать саму тему..но все, что я читала об этом, соответствует моим выводам..страна развивалась, работа была, так же много жителей ездили и за рубеж искать счастья и удачи, и отчасти уезжали и в США..мне очень интересно, к чему б страну привело,не вмешайся в ее судьбу СССР.. но этого никому не дано узнать, поскольку случилось то,что случилось..а жаль..

и на этом я закончу вторую часть..
Продолжение будет в части 3.
А ведь предстоит еще и узнать о том, кто такая О. Рельве..не устали еще читать? ))

Тема идет в мой ФМ Музей СССР

кулинарная книга., Советское время., СССР, С. Массо, кулинарные книги из СССР, Книги., старые книги.

Previous post Next post
Up