Есть несколько видеофильмов с таким или похожим названием.
Об одном из них я и хочу рассказать.
Сколько снимают фильмов о советском питании, везде эксперты горожане и среди них практически нет выходцев
из деревень и поселков..
Естественно речь крутится вокруг еды по-советски именно в городах, будто на них свет клином сошелся.
А как быть с тем населением, которое не относилось к горожанам?
Это жители деревень, поселков, колхозов и совсем маленьких поселений?
Чем же оно питалось? Почему по словам экспертов в подобных фильмах деревенское население
в далекие послереволюционные годы пришлось учить мыться хотя бы раз в неделю,
есть не из одной посуды, а в отдельной для каждого, менять постельное белье и нательное
если оно было?
Складывается очень некрасивая картинка- в деревнях жили сплошные засранцы, простите за выражение, другого не подобрала.
Все верно.Тех кто хранил традиции и жил культурно в тех же деревнях, расстреляли, раскулачили, раззорили..осталась голимая беднота, лентяи, бездельники, алкоголики и быдло, которое было радо дорваться до оружия и власти.. если отделить просто очень бедное население среди которого были порядочные люди, с которого коммунякам нечего было взять ,процент остального окажется высоким..вот его то и приходилось учить гигиене и уходу за собой.
Мне могут возразить,мол, с чего такие выводы.
С книг, уважаемые.Документов,мемуаров, с художественной литературы, с документальных фильмов и художественных, основанных на документальной основе.
Например, есть фильм "Жила-была одна баба" . Я его не раз вспомнила уже..
По словам режиссёра, в плане сюжета и персонажей «фильм был готов 24 года назад». Сценарий был дописан в 2004 году после нескольких лет работы в архивах, изучения диалектных и этнографических особенностей тамбовского крестьянства.
«В Тамбовской губернии сегодня нет ни одного района, в котором бы я не побывал: и в деревне жил, и с бабками общался,
и с музейщиками работал», - вспоминает режиссёр. Смирнова занимала идея показать то, что сразу после Октябрьской революции «в той или иной мере пережила практически каждая семья в России», где 90 % населения было крестьянским. Режиссёр убеждён: «весь Шекспир там ещё спрятан» - при том, что «за все 74 года нет ни одной вещи, ни одного романа, ни одной повести, в которой рассказали бы - а что пережил мужик, когда случилась революция.Картина вышла в широкий российский прокат осенью 2011 года. В 2015 году создана пятисерийная телеверсия фильма.
А теперь скажите, у кого повернется язык охаять эту грандиозную работу над произведением.
Я не стану углубляться в перечисление источников сведений от которых я отталкиваюсь.
Это и классика, и послереволюционная литература, и советская.
Но кроме нее были еще и рассказы моих бабушек о том, как они жили, воспоминания с детства, особенно запомнились мне рассказы свекра.
По жизни он был недоверчивым дядькой, суровым и вредным.
Но иногда он вдруг оттаивал, когда мы все собирались на семейных праздниках и рассказывал о своем детстве, и я будучи взрослой, запоминала его рассказы уже со всеми подробностями..
Семья у них была и большая и зажиточная. Родился он в Новгородской области в семье, которую потом раскулачили..оттого на всю жизнь потом сохранил ненависть к коммунистам и советской власти.
Хозяйство у них было очень крепкое,одних лошадей было только 16 голов.
Почему то мне очень запомнилась эта цифра.
Жили они всей огромной семьей одним хозяйством.
Т.е. дети обзаводились своими семьями, им пристраивался рядом дом с постройками и выделялась земля под хозяйство.
А работали все вместе одним скопом и никому не позволялось отлынивать.
За пьянство жестоко наказывали, за лень тем более..
Работа шла отдельно по хозяйству, пошабашив у себя, помогали остальным.
Все в хозяйстве от ткани и шерсти было своим. Работы хватало в любое время года.
Часть того, что производили сами шло на продажу, деньги тоже были нужны.
Поэтому порядок и режим дня в семье был иконой, с которой глаз не сводили.
Ели все в одно время, садились за один большой стол в отцовой избе.
Стряпали на семью хозяйка и помощница по ее выбору. Естественно не было одной миски
со щами на всех, ставили их несколько. Но ели молча и соблюдая порядок..
Уборка и стирка в доме проводились по определенным дням и ничто не могло их отодвинуть.
Бабы разрывались во время полевых и огородных работ,но дела в доме делались вовремя.
Детей очень строго воспитывали..едва рот открыл во время еды-ложкой по лбу да так,
что шишки вскакивали. Заорал? вон из-за стола! Встрял в разговор взрослых, за ухо накрутят,
или вихры надерут. Дети смотрели на взрослых и во всем им подражали, даже малыши учились работе в игре.
Между прочим, у нас дома тоже ели что либо с одной сковороды, кроме супа, конечно.
Такой порядок очень хорошо лечит от жадности..
Во-первых, лишний кусок не схватишь, всегда стараешься другому оставить..
тарелка каждому тоже ставилась ..но брали на нее к примеру кусок мяса или рыбу, котлету там, кроши себе его,тот кусок в удовольствие, а в общей посуде не балуй..
можно было и положить овощи или картошку..Но их ели с одной сковороды.
Не от бескультурья, конечно..когда было намывать гору посуды в поселке, где жили с печкой
и караулили водовозку.
Были и банные дни в положенное время в старое время.
Я рассказываю об этом с того, что я узнала от своих родственников.
И никогда в бане не ставили никакого алкоголя, как нынче принято, для питья был квас,
был летом березовый сок, были ягодные компоты или морсы.
Ни в коем случае нельзя после бани пить спиртное, даже легкое.
Отпивались квасами, а потом отдохнувши пили чай.
Дома у нас к чаю разрешалась мужчинам рюмка-две водки, женщины могли выпить что-то сладенькое..бокал и не более.
Но в нашей семье спиртное после бани почти никогда не пили, хотя спиртное могли и поставить.
Мои дед с бабой жили у нас 2 года и очень хорошо помню эти послебанные чаепития.
Свекр вспоминал те же самые порядки.
Он мне рассказал и как бабы стирали и как гладили белье, т.е. катали его, стук стоял на всю избу.
Вспоминал, как квасили капусту и как они ребятишки караулили кочерыжки, как пели вечерами зимой, выполняя кто какую работу..женщины пряли, вязали, ткали, мужчины подшивали обувь, сучили дратву, изготавливали веревки,
да мало ли чего надо было делать по хозяйству..
Это была среднестатистическая семья из зажиточного крестьянства.И ее не надо было обучать питаться трижды в день, как рассказывают в этом фильме "Еда посоветски", учить их менять белье и приучаться мыться.
Вот это городское воспитание, когда еще от горшка два вершка, а оно уже толкует, что деревенские страдают от бескультурья
и поэтому они куда ниже по образованности городских,т.е. деревенщина.
Я вот этого по своей жизни с молодости насмотрелась довольно и скажу, что некультурнее городских я не видела. Если деревенщина окает и не читает классику, зато она с детства смотрит на настоящих мужиков и в первую очередь учится у них работать и заботится о семье.
А в городе другие порядки, там молодежь еще и на золотую начала делиться,почитайте Детей Арбата Рыбакова, там все наглядно прописано и вранья нет.Он свою биографию в сюжете употребил.
Так что с раскулачиванием и коллективизацией+ электрофикация всей страны,эта самая страна потеряла основной фонд рабочей силы и в сельском хозяйстве и на производстве, предварительно уничтожив её мозг-дворянство.
Большая ошибка руководства СССР была в том на мой взгляд, что они начали соперничать с другими странами по части питания.
А потом и не только в продуктовой программе.
Фото.Все вспоминают картинки из Книги о вкусной и здоровой пище и у всех текут слюнки.
Это слышишь в каждом фильме или сюжете о еде по-советски..
Ну хорошо, давайте вспомним те фото..
Банки с овощными консервами.Бутылки и пакеты с молоком, яйца, сыра головки.
Бакалея. Сосиски с горошком,яйца с майонезом..что в этом такого?
кое где накрытые праздничные столы и блюда ресторанной подачи..
Не в продуктах дело.
Я помню эти фото и у меня слюнки не текли от вида сосисок, потому что я не знала что такое сосиски и майонез.
А яйца ела дома постоянно в более вкусных блюдах и всегда свежие.
Текли слюнки от вида тортов, потому что пирожные я ела вообще в столь юном возрасте,
что еще сидела в детском стульчике на высоких ножках с перекладиной.
А это было до моих трех лет.))
И до сих пор те пирожные помню,они были с разноцветными кремовыми розочками на прямоугольных пирожных с кремом,необыкновенно вкусные, просто волшебные!
Как же было не облизываться, когда приходилось листать ту книгу,такую же волшебную!
Сколько там тортов, печенья, пирожных! а те пресловутые сосиски и банки с овощами
ну никак не волновали. Это первая причина тех волнений лично у меня.
Вторая и я думаю, у всех она общая, оттого что в те годы-от 50-х и далее было полно газет
и журналов на любой интерес, а вот цветных иллюстраций в них было настолько мало,
что я собирала фото фруктов и ягод по всем публикациям какие мне были доступны.
Фотографий готовых блюд была крайне мало даже в кулинарных книгах тех лет,
и их печатали вкладышами, а не иллюстрировали ими рецепты.
Мы не были избалованными хорошими фотографиями еды и продуктов.
Самое большое достижение в те времена,наверное, после Книги о вкусной и здоровой пище
были наборы открыток с рецептами национальных кухонь СССР.
А в основном наши книги выглядели довольно уныло и одинаково..
Много очень хороших проверенных рецептов, а вот их фото-тут приходилось надеяться на свое воображение.
И я собирала рецепты в тетрадь, наклеивая фото и картинки продуктов и блюд, где только
их удавалось найти и вырезать. Раскрашивала все карандашами и цветными фломастерами,писала разного
цвета шариковыми ручками, по сути я делала свою Кулинарную книгу и делала ее такой, какую мне и хотелось бы видеть.))
А теперь все стало наоборот..книг с красивыми фото огромное количество, едва ли не каждый кто пишет про свою еду хотя бы,овладел фотоделом.
А в книгах, какие издаются, фото много, текста крайне мало и косяк на косяке в них.
Удивительно как меняется времена и что ты сам этому стал свидетелем.
Я наблюдала как меняются книги..Те, которые я презрительно откладывала в 1999-м году еще куда как годные были бы,
а те что удавалось тогда купить подешевле и без картинок и фото,оказывались настоящими сокровищами.
Это были переиздания советских времен с хорошими авторами, которых я тогда не знала.
И да, все поздравительные открытки тогда тоже были рисованными, и фото-открытки были редкостью.
Я до сих пор помню лишь пару новогодних где Снегурочки позировали с шампанским на фоне нарядных елок и они мне так нравились, что глаз было не отвести..Были и некоторые фото с цветами, но мало..у меня сохранилось их несколько штук просто каким то чудом..Причем покупала их я, а не кто то прислал мне поздравление и с них я брала образцы для своих рисунков по дереву.
Меня удивляет,зачем сейчас кому-то нужно эту еду по-советски представлять убогой.
Написала я эту тему под впечатлением от просмотра вот этого видео.
Click to view
Кажеся, что ролику сто лет в обед,ведь уже давно идет новая волна-русскую кухню вспомнили,нашли, реабилитировали, на ней делают бизнес. Выходят книги с громкими названиями, в которых фигурирует ГОСТ и это неспроста..это палочка-завлекалочка..
ругали-ругали советскую кухню и вдруг вожделенный ГОСТ стал важным моментом.
Но этот ролик сняли всего три года назад! и что мы видим?
Вот эта барышня со знанием дела толкует, что хлеб с маслом и колбасой - квинтисенция советской кухни.
Самое прекрасное для меня!
Квинтисенция это основа, самая сущность чего-нибудь.
Помилуйте, это для кого же основой питания были бутерброды?
Для горожан? Скорее всего да, потому что проще всего утром вскипятить чайник,сделать растворимый кофе,
выставить ту самую колбасу,булку,масло,сыр..
Зачем вставать на час раньше,чтобы приготовить полноценный завтрак?
Горожан же пищевая промышленность освободила от этого..незачем варить кашу,смешивать творог со сметаной,
жарить картофель, разогревать вчерашние котлеты..максимум что делает горожанин,это жарит яичницу или варит сосиски.
Можно вспомнить советские фильмы где завтракают именно так.
Обедали массово в столовых..перехватывали что-то в пирожковых и пельменных.
Сосисочные опять же были..Дома ужинали чем то немудреным..
За день уработались, устали..зачем дома лезть из кожи вон,если днем было полноценное питание.
Так с какого перепугу бутерброды стали основой нашего питания?
Тетенька соображает что несет?
Вот когда завезли сюда гамбургеры,чизургеры,хот-доги, вот тогда у многих эти бутерброды и стали основой питания.
Чуть дальше от города, где той колбасы или мало в продаже или и в помине нет, еда совсем другая.
Купили колбасу? Жарят ее и едят с макаронами, с картошкой,варят колбасный суп..могут нарезать и подать как закуску..
Но никто не делал бутерброды.Эту еду просто не понимали.
Так почему же по городским привычкам судят и выносят вердикты о всей еде в советское время?
Я довольно часто слыхала жалобы горожанок на усталость и невозможность по утрам готовить завтраки..
максимум в выходные оладьи или творожная запеканка.
Жаловались не те женщины с фабрик или заводов.
Жаловались дамы из отделов..и аргументировали- я лучше с книжечкой полежу в свободное время!
В 30-х годах из нищей деревни в города хлынула рабочая сила..
Эта фраза прозвучала на 2:27 минуте видео.
А кто же сделал нищей ту деревню?
Коллективизация, урбанизация и еще какая то там ция..
Откуда эта зараза выползла? из города. Деревню буквально уничтожили, сначала раззоряя на нужды революции,
затем на нужды войн, затем добили раскулачиванием, затем город стал требовать свое-зерно,овощи,мясо,молоко,яйца.
Там приходилось ого как вкалывать чтобы город обеспечить продуктами..
В Детях Арбата главный герой не мыслил свою жизнь без колбасы, а это были 30-е годы.
Рестораны,попойки,девочки.
Он всего лишь учился в институте.
Значит, пусть кто-то вкалывает вот там где-то,чтобы у него была та вожделенная колбаса, а ему не до того-он,видите ли, учится!
Печальная участь колхозов и совхозов всем известна.
Вкалывали сначала за трудодни,за которые практически не платили, потом за смешную зарплату.
Держали свой скот, выращивали все,что росло..
Откуда брали время и силы?
Хоть один горожанин об этом задумывался? моя мать вставала в 6 утра.
До 9 часов успевала накормить свиней, кур, приготовить завтрак нам, проводить всех кого куда и сварить свежий обед.
Топила печи зимой, летом часть утра брал огород.
Никому в поселке легче не было.
И никто не догонял кусок колбасы,чтоб утром накормить им семью.
Вот такой завтрак, как кусок хлеба с колбасой любой бы в поселке осудил,потому что это не еда..
на такой вот пище в деревне много не наработаешь..
Далее в фильме вот эта дамочка, что на скриншоте, повествует как отучали плеваться на пол и как надо мыться и менять постельное белье. И ведь она не случайно участвует в съемках.
Она представляет какую то часть нынешней интеллигенции.Она консультант.
Плевалась уже я от ее слов.
А первопричину она всему этому не видит? А нет ли вины у горожанина перед деревней?
Пока горожанка валяется на диване вечерком с книжечкой, деревенщина мотается по хозяйству.
И не жалуется, хотя работает втрое больше.
Далее она рассказывает что начинает формироваться обед из трех блюд-первое,второе и третье..
Раньше у нас такого не было,-говорит..
Эта тетенька хоть что то читала?
Даже в дореволюционной деревне был завтрак перед дневной работой.
Обед даже в поле приносили,если его не варили сами..был и ужин.
Обед из трех блюд?
Да, все правильно..Микоян с этой целью и взялся за продовольственную программу..
Не затем,чтоб научить деревню хорошо питаться, а чтобы возродить то,что было разрушено.
Чем вам не обед из трех блюд у Шмелева из Лета Господня в главе Круг Соломона?
Щи со свининой, отварная горячая солонина с солеными огурцами и рисовая каша на молоке с коровьим маслом?
Чем не обед те же щи с говядиной, свежеиспеченный хлеб, пшенная каша и чай из самовара с вареньем из фильма Жила-была одна баба?? чем не обеды у Гиляровского в семье молокан,где помимо обеда были еще и закуски и взвары на фруктах?
Хорошо, не обеды, а ужины..Но судите сами:
Накануне, по обычаю благочестивейшего молоканского семейства человек из десяти, мы сели за ужин часов в восемь вечера, ели после разных закусок лапшу из индейки, жареных кур, баранину жареную, соленые бараньи язычки, пшенную кашу с молоком и на закуску по полной тарелке взвара, т. е. компота из свежих персиков, груш, яблок и вишен…
После ужина я отправился в комнату для почетных гостей спать до рассвета.
Комната большая, светлая, с коврами и двумя кроватями. Высота кроватей в рост человека, потому что на них распухли в три ряда пуховики, и по шести подушек в головах. Забираться на такую постель приходилось с особой специальной скамейки, а как ляжешь, как охватят тело пуховики - так и заснешь сразу. Да на том боку, на который лег, и проснешься - спишь как убитый…
Еще не рассветало, а мы уже пили чай, опять вся семья вместе, за тем же огромным столом с ведерным самоваром, с печеньями, закусками, холодными и дымящимися: тут и гора белых горячих пышек, и блюдо бараньих язычков, и нога холодной баранины, и дымящиеся блюда с нарезанными большими кусками легкого, сердца и печенки - и опять передо мною та же батарея наливок… А хозяйка уже уложила мне всяких съестных припасов и бутылок в корзину на дорогу… так думаю, пятерым до Москвы хватит.
Так какие ж тогда там у них обеды были? или раньше у нас такого не было?
По титрам это Ирина Глущенко.
Это ее сюткины смешали с грязью,критикуя ее книгу Общепит: Микоян и советская кухня
Между прочим,эта вот ее книга мне понравилась.
Как историк,она над ней хорошо поработала, хотя по профессии она филолог и культуролог...
Но как консультант в фильме, извините, припозорилась.
Советская кухня была простой, дешевой и вкусной.
И есть ностальгия по утраченному времени. И это признают все больше и больше.
Не зря городские люди едут в деревни, покупают там дома, растят овощи, заводят собственный скот..
Как правило,это люди смелые, уверенные в себе, умные, умелые, порядочные,трудолюбивые.
Им утром бутерброд с колбасой не мерещится.
Или во всяком случае,они колбасу едят собственноручно приготовленную..
Им на все времени хватает.
На вкусные завтраки, на воспитание детей, на хозяйство,на собственные увлечения, на полежать и с книжкой.
Они живут в гармонии с самими собой.
Я таких людей знаю. ))
А о Микояне и Книге о вкусной и здоровой пище мы еще поговорим.))