Пан Халявский и другие. Часть 2.

Apr 10, 2019 18:07

Ну что, продолжим разбирать цитаты из «Пана Халявского»? ))
В телевизоре Горпина Дормидоновна отплясывает ту степь в Малиновке, прямо вот под настроение..))
Ролизведение полностью можно прочесть здесь.

Описав домашнее наше времяпровождение, не излишним почитаю изложить и о делаемых батенькою «банкетах» в уреченные дни года. И что это были за банкеты!.. Куда! В нынешнее время и не приснится никому задать такой банкет, и тени подобного не увидишь!., а еще говорят, что все вдалися в роскошь! Да какая была во всем чинность и регула!..


уреченные - не берусь сказать, чье это слово- русское или украинское, но слово заметное и я его в литературе встречала.
А что уже крепко забытое, это да. Во всяком случае, в русском языке, т.к. это произведение переведено с украинского. А уж вордовский словарь себе все мозги вывернул, сердешный.))
Предлагал и реченьку, и увеченные, и упеченные, и чуть ли не Пореченкого..
изобретатель,ё-маё, садитесь,два..))

Есть в цитате и регула.. Я бы синонимом к чинности подобрала слово благочинный, т.е. соблюденный со всеми правилами ритуал, который был тогда принят на таких вот приемах.
Пан Халявский помещик, отягощенный семейством и хозяйством.
Он вынужден давать эти банкеты, потому что есть земные  проблемы местного обывателя, такие как разные платы и требы, возможные тяжбы, уклонение от службы, везде надо подмазать, везде надо сунуть в лапу, везде и во всем надо прикормить чиновника.))
Роман юмористический, или нет, скорее это сатира, возможно поэтому не зря взят термин банкет.
Представьте себе в деревне или уездном городке N банкеты.))
Но коли банкет, то пусть он им и будет со всеми регулами и чинностями.))

Кстати, у украинских классиков термин благочинный или благочинная встречается довольно часто, в романе Нечуй-Левицкого «Старосветские батюшки и матушки.» в том числе они есть..
Эти термины относятся и к сановному чину. Меня одно время очень интересовал церковный вопрос и читала я все подряд на эту тему, пытаясь еще и сравнивать веры, да куда уж мне в этом разобраться самой, коли едва могу лоб перекрестить.

Смотрим цитаты далее.))

Когда батенька задумывали поднять банкет, то заблаговременно объявляли маменьке, которые, бывало, тотчас принимаются вздыхать, а иногда и всплакнут.

Эту цитату я уже выкладывала..вплакнешь тут..такая пропасть добра трудами обеспеченная уйдет, ей Богу какая прореха в хозяйстве..)) да ладно бы себе на радость употребить, а тут требовается по причине и так полагается у порядочных людей! ))

На днях читала в топе где то про акции..
А вам не стыдно покупать что-то по акции?
Это не мой вопрос, это вопрос той темы про акции.
Так вот..)) я все же отвечу здесь - мне НЕ СТЫДНО покупать что-то со скидками и тем более караулить акции..я знаю цену деньгам и не собираюсь ими раскидываться.
если б я была миллинером, мое отношение бы к этому не поменялось.
Тем более мы с мужем дважды теряли финансовую платформу из-под ног, а это учит тех,
кто способен сделать выводы как распоряжаться деньгами.
Поэтому, где скидки на хороший товар, там и я.))
Вчера,например, мы запаслись фаршем индюшки со скидкой на килограмм 1 евро, взяли 5 кило..
А еще кошачьим кормом, Маркизу надо кормить, хоть я и варю свои смеси ей..
Я прилично экономлю на выпечке, поэтому могу купить себе на Али несколько красивых блузок
с экономленных денег.. а на бренды мне наплевать, потому что я не хочу платить за них и обогощать богатого дальше.
Так же я не покупаю пряности Санта-Мария, потому как не хочу платить за название..
Что в этом стыдного? ничего… я просто умею считать деньги.
Лето впереди, хочется нарядно выглядеть…на наши доходы все прихоти не удовлетворишь.))
Да, мы не богаты, у нас довольно скромный доход..
Но у нас есть база- квартира, работа мужа, гос.выплаты и наш бесценный опыт выживать уже в любом положении.
Мне вот мой возраст очень нравится..опыта скоплено столько, что уже ничего не пугает.
Из любого положения выкручусь.
И вот тут уместна поговорка Если б молодость знала, если б старость могла.
Много по молодости теряли, многое в старости умеешь да  не можешь…
Но сейчас я прекрасно понимаю свой возраст…И я ему рада..
Я так много могу всего сделать, молодость отдыхает просто..))
А еще я люблю принимать гостей и хорошо их угощать.))
Не так как на том банкете у пана Халявского по принуждению, где кормят до несварения желудка
и стараются убить морально количеством блюд..
Примеры этому есть и у Мельникова-Печерского, и у Шмелева, и вспомните Угрюм реку День рождения хозяйки.)) Обилие блюд, одно вкуснее другого.. Главное- поразить гостей.
Показать как ты хлебосолен, как богат, какой твой статус в обществе..
- а поднатужьтесь, гости дорогие, рушнички-то распустите! покушайте нашего угощения! ))
Так что рушнички распустим и разберем следующую цитату.))

Окунемся же в те торжественные банкеты пана Халявского..
Подготовка:

Пожалуйте, о чем, бишь, я говорил? Да, о банкете… Так. Вот в этот торжественный день, прежде всего, утром еще, является команда казаков для почетного караула, поелику в доме будет находиться сам пан полковник своею особою. При этой команде всегда находятся сурмы (трубы) и бубны (литавры). Команда и устроит свой караул.

Поелику - это  старая форма выражения мысли, союз причинной связи..))
Подцепила я его в фильме «Профессор в законе»

- И не сразу поймешь то  - бо чудно говоришь как-то!  витиевато выражаешься..))
поелику- это когда имеешь дело со старыми формами выражениями мысли..
- Вытри лужу и поставь вазу на место,потому что мне как то за неё неспокойно- поелику она все еще рядом с тобой.
- Счас сама получишь по елику…

ну посмеялись и ладно, а кино хорошее, рекомендую на досуге посмотреть.
Комедия..

Команда гостей  как сопровождение главного гостя в те годы приглашалась для пущей торжественности, как мы увидим в дальнейшем..

По прошествии утра, днем попозже, так, часу в десятом пополуночи, съезжаются званые гости. А кого только батенька не звали на банкет к себе? Верст за пятьдесят посылали, никого не пропустили, да все же и собрались. Неприлично же было такую персону, как был в то время его ясновельможность, пан полковник, угощать при двадцати только человеках; следовало и звать, чести ради гостя, хоть сотню; следовало же всем и приехать, из уважения к такому лицу, и сделать честь батеньке, не маленькому пану по достатку и знатности древнего рода. Кто не имел на чем приехать, тот пешком пришел с семейством, принеся в узелке нарядное платье, потому что тут в простом невозможно было бы показаться. Да посмотрели бы вы, как все гости разряжены, разубраны!
Мужской пол в славных суконных черкесках темных цветов, рукава с велетами, то есть назад откидными; под ними кафтан глазетовый, блестящий; много-много, когда уже на ком моревый. То платье знаете, что при дамах неприлично называть - красного сукна, широкое; пояса блестят, точно кованые; за поясом, на золотой или серебряной цепочке - нож с богатою оправою; сапоги сафьяна красного, желтого или зеленого; а кто пощеголеватее, так и на высоких подковах; волоса красиво подбриты в кружок, усы приглаженные, опрятные, как называли тогда - «чепурные».

А женский пол, в свою очередь, - это прелесть! Кунтуши богатейшей парчи, такой, что и не согнешь; на стану перехвачено, сутою сеткою выложено; корсеты глазетовые; запасочки заморских пестрых материй, плотных, как лубок. На головах кораблики или очипки парчи сутой, как жар горят! Нынешние дамы не сумели бы и надеть кораблик или очипок. На шее - намиста, намиста! дукатов, еднусов, крестов… Господи твоя воля! Девушки иные - для полегкости - без кунтушей, в одних юбках, то есть корсетах, и… как бы вам неполитичнее сказать?., не стесняя натуры или природы - без рукавов. Но зато какие рукава их рубашек это заглядение: тонкого холста, кисейные, какие можно вообразить! Да все это вышито преискусно разных цветов шелками, золотом, серебром. Головы убраны - на удивление как прелестно! Косы заплетены мельчайшими пасмами, свиты венком и уложены на макушке, а по лбу положены, одна на другой, разных цветов ленты, а поверх их - золотой газ су-той… Ну, одним словом, это прелесть! Ножки в суконных чулочках, белых или синих; башмачки красные на колодочках. Из-под шелковой плахты виднеется «ляхавка», то есть подол сорочки, таким же узором вышитый, как рукава… Так этакая краля невольно обратит глаза на себя одна, - а тут их собралось десятками! Не подумайте, что это они изубыточилися и делали себе наряды для нашего банкета! Совсем нет! Каждая все это получила от матери, а та - от своей матери, и так все выше; теперь носит сама и передаст будущим своим дочерям и внукам. Теперешние сборы на банкет не стоили им ничего более, как кружки ключевой воды, чтобы умыться; а оделись во все готовое. Да как же они хороши! какой здоровый цвет в лицах! какой яркий, живой румянец в щеках! какая свежесть в прелестных глазах! Немудрено: они ложатся спать ввечеру и с солнцем встают; они…

Очень мне нравится сий обычай- негоже пана ясновельможного угощать при всего-то двадцати гостях..))  Сколько ж лет прошло, а ведь отголоски этого обычая, как его ни высмеивали, живы..
вспомните свадьбы с размахом, юбилеи, где гостей не меньше сотни и неважно кто это такие-
хоть соседи приглашенных, хоть сродственники приглашенным, хоть бы куме чей то кум,
хоть бы седьмая вода на киселе - лишь бы добиться нужного числа приглашенных и соблюсти те неписанные законы.
Будете смеяться, но я лично сама в этот закон попала- на нашу свадьбу оказалось 13 приглашенных гостей.))
Я то число это не боюсь, оно у меня талисман, как и черная кошка..но муж и евонная родня озаботились - засим были приглашены двое гостей еще..))
А вот куда ни плюнь, число гостей имеет таки же почетное место и нынче…

Хочу уделить внимание и праздничным нарядам, принесенным в узелке.

Описания нарядов вообще мне бы очень хотелось немного коснуться..
Я модница страшная, с 12 лет этим отягощенная, поелику (!!!) все описания одежды в этом произведении тоже мне знакомы..)) Читала много  на эту тему, знакомилась с народными костюмами..
Меня всегда интересовало и до сих пор интересует, как одевались в старину.
С использованием элементов из народного творчества многое можно придумать интересного..
Я в юности очень хотела стать модельером, да вот не сложилось..

Красный цвет и золото во многих народностях  цвет радости, знак богатства и достатка.
например, в старой русской кухне даже блюда подкрашивали шафраном, чтобы придать ему желтый цвет, не то что на золоте ели.))
Мне очень нравится, когда  одеваются на праздники в национальное, счастье, что это хранится…
Посмотрите только - А женский пол, в свою очередь, - это прелесть!
Как украшена голова, какая нарядная одежда!
Я разбиралась в свое время с шитьем шелками, золотом и серебром..очень кропотливая вышивка и материалы для неё дорогие..Зато какой результат!

Так что представьте только значение этой вышивки, а каков труд! тогда этими навыками владели
практически в каждой семье..а в монастырях православных обучали девочек златошвейному мастерству..
Одевались тогда на один манер- сорочка до полу с длинным рукавом, вышивкой украшенная по вороту, рукавам и подолу. Намитка - юбка..
В русской культуре передник непременно, богато украшенный искусной вышивкой на рубашке..
Все имело значение- головной убор, одежда, обувь…
Потому и прелесть в пане Халявском описание женских нарядов..
Если вспомнить наряды чехов, то там еще и корсетки бархатные поверх блуз…
Уделялось немало внимания и обуви- бархат сверху, золоченые или красные каблучки, изящная форма…
Можно и сейчас так же красиво одеться, было бы желание..))
На такую то кралю всякий посмотрит..))

То платье знаете, что при дамах неприлично называть - красного сукна, широкое;
речь идет скорее всего о шароварах.))

Батенька с маменькою вышли встретить его ясновельможность на рундук, то есть на крыльцо. Батенька бросились к берлину, отворили дверцы и принимали пана полковника, который вылезал, опираясь на батеньку. Тут батенька поцаловали его руку, а он - это, право, я сам видел и никак не лгу - он, вылезши, обнял батеньку. Маменька на рундуке очень низко поклонились пану полковнику и, когда он взошел на наш высокий рундук, бросились также, чтобы поцаловать его руку, но он отхватил и допустил маменьку поцаловать себя в уста. Этим начал он давать знать, что недавно был в Петербурге и видел тамошнюю политику. За такую отличную честь маменька опять ему пренизко поклонились и униженно просили его ясновельможность осчастливить их убогую хижину своим присутствием. Полковник просил их итти вперед: но маменьку - нужды нет, что они были так несколько простоваты - где надобно, трудно было их провести: хотя они и слышали, что пан полковник просит их итти вперед, хотя и знали, что он вывез много петербургской политики, никак же не пошли впереди пана полковника и, идучи сзади его, взглянулись с батенькою, на лице которого сияла радостная улыбка от ловкости маменькиной.
В сенях пана полковника встретил весь мужской пол, стоя по чинам и отдавая честь поклонами; при входе же в комнату весь женский пол встретил его у дверей, низко и почтительно кланяясь. Пан полковник, вопреки понятий своих о политике, заимствованной им в Петербурге, по причине тучности своей, тотчас уселся на особо приготовленное для него с мягкими подушками высокое кресло и начал предлагать дамскому полу также сесть, но они никак не поступали на это, а только молча откланивались. Наконец, когда он объявил, что, бывши в Петербурге, ко всем присматривался и очень ясно видел, что женщины там сидят даже при особах в генеральских рангах, тогда они только вынуждены были сесть, но и сидели себе на уме: когда пан полковник изволил которую о чем спрашивать, тогда она спешила встать и, поклонясь низко его ясновельможности, опять садилась, не сказав в ответ ничего. К, чему же было и отвечать? Если ответ должен быть утвердительный, то это и без речей показывал поклон; если же следовало возразить что пану полковнику, то, не осмеливаясь на такую дерзость, изъясняли это поклоном. Где увидишь теперь эту утонченную вежливость? У наших молодых людей? Ой-ой-ой! Не говорите мне про них!

Смешно или нет, а ведь какие приличия..))И сколько лет прошло, а встречи то на рундуке те же..))
Я своих гостей обнимаю, могу и поцеловать, если позволят.
И снова забытые слова..итти, цАловать..да..где теперь увидишь такую утонченную вежливость? ))
Вопреки сатире этого произведения все сохранилось, все манеры перенялись да мало кто знает, что они светские, а я вот вам о них и рассказала..))
Так что молодежь-то знает про утонченную вежливость, ой-ой-ой! ))

Наряды мы разобрали, встречу дорогих гостей тоже, а я и не сомневаюсь, что и других гостей так же встречали..
Отдельно скажу особое.
Вы только представьте, сколько было хлопот у хозяев..
Принять по традиции ( в старое время в среде помещиков говорили «по ранжиру») такую массу гостей стоило больших трудов.. это вам не в магазин за мясом сходить.))
Забить хотя бы поросенка, это два дня точно надо, чтобы обработать и разделать мясо.
А потом нынешняя «молодежь» совсем не знает, что любое мясо должно вылежаться при комнатной температуре какое то время, в современности - в плюсовом холодильнике.
Ему тоже надо дать созреть. Так что то мясо, которое мы покупаем на рынках или в магазине - созревшее. Парное мясо насыщено токсинами..говорят, что в нем много чего там, которое образуется при забое животного..стресс там и т.д.
Я не углублялась в этот вопрос, потому и рассказать толком не могу, но чем отличается по вкусу парное мясо и отлежавшееся знаю- выросла на своем хозяйстве.
В день забоя, конечно, же жарили мясо, оно было очень вкусным.. но поросенка разделывали на другой день и выносили в кладовую, чтобы мясо заморозить..
Немалую часть пускали на фарш. Мясо мололи на обычной мясорубке, уходил на это весь вечер..
Мама режет его, мы по очереди мололи.. руки то что уставали так, что не высказать..))
В день забоя обязательно устраивалось угощение тем, кто пришел помогать, а сходилось много народу, в том числе и женщины. И мужикам хватало работы и тетенькам.))
А собакам да котам то что радости было.))То что-то упадет, то кинут от щедрости..))

Жарили мясо, жарили кровь, стол был уставлен мясными блюдами.
На другой день солили сало, готовили сальтисон, разделывали тушу.
Работы хватало..а представьте себе если еще и резали не одно животное, а несколько, да птицу к тому же…так того и банкета не захочешь..а что делать - надо!
Если вспомнить русские обычаи, то  у Мельникова-Печерского столы строили…
И тут цитата придется очень кстати..

П.И.Мельников-Печерский."В лесах" книга 1

Ведется обычай у заволжских тысячников народу «столы строить». За такими столами угощают они окольных крестьян сытным обедом, пивом похмельным, вином зеленым,
чтоб «к себе прикормить», чтоб работники из ближайших деревень домашней работы другим скупщикам не сбывали, а коль понадобятся тысячнику работники наспех, шли бы к нему по первому зову. У Патапа Максимыча столы строили дважды в году: перед Троицей да по осени, когда из Низовья хозяин домой возвращался. Угощенье у него бывало на широкую руку, мужик был богатый и тороватый, любил народ угостить и любил тем повеличаться. Ста по полутора за столами у него кормилось; да не одни работники, бабы с девками и подростки в Осиповку к нему пить-есть приходили.
На радостях, что на крещенском базаре по торгам удача выпала, а больше потому, что сватовство с богатым купцом наклевалось, Патап Максимыч задумал построить столы не в очередь. И то у него на уме было, что, забрав чересчур подрядной работы, много тысяч посуды надо ему по домам заказать. Для того и не мешало ему прикормить заране работников. Но главный замысел не тот был: хотелось ему будущим сватушке да зятьку показать, каков он человек за Волгой, какую силу в народе имеет. «Пускай посмотрит,- раздумывал он, заложив руки за спину и расхаживая взад и вперед по горнице,- пускай поглядит Данило Тихоныч, каково Патап Чапурин в своем околотке живет, как «подначальных крестьян» хлебом-солью чествует и в каком почете мир-народ его держит».

Поутру на другой день вся семья за ведерным самоваром сидела. Толковал Патап Максимыч с хозяйкой о том, как и чем гостей потчевать.
- Беспременно за Никитишной надо подводу гнать,- говорил он.- Надо, чтоб кума такой стол состряпала, какие только у самих набольших генералов бывают.
- Справится ли она, Максимыч? - молвила Аксинья Захаровна.- Мастерица-то мастерица, да прихварывает, силы у ней против прежнего вполовину нет. Как в последний раз гостила у нас, повозится-повозится у печи, да и приляжет на лавочке. Скажешь: «Полно, кумушка, не утруждайся»,- не слушается. Насчет стряпни с ней сладить никак невозможно: только приехала, и за стряпню, и хоть самой неможется, стряпка к печи не смей подходить.
- Помаленьку как-нибудь справится,- отвечал Патап Максимыч.- Никитишне из праздников праздник, как стол урядить ее позовут Вот что я сделаю: поеду за покупками в город, заверну в Ключову, позову куму и насчет того потолкую с ней, что искупить, а воротясь домой, подводу за ней пошлю. Да вот еще что, Аксиньюшка, не запамятуй послезавтра спосылать Пантелея в Захлыстино, стяг свежины на базаре купил бы да две либо три свиные туши, баранины, солонины..
- На что такая пропасть, Максимыч? - спросила Аксинья Захаровна
- Столы хочу строить,- ответил он.- Пусть Данило Тихоныч поглядит на наши порядки, пущай посмотрит, как у нас, за Волгой, народ угощают. Ведь по ихним местам, на Низу, такого заведения нет.
- Не напрасно ли задумал, Максимыч? - сказала Аксинья Захаровна.- На Михайлов день столы строили. Разве не станешь на Троицу?
- Осень - осенью, Троица - Троицей, а теперь само по себе... Не в счет, не в уряд... Сказано: хочу, и делу конец - толковать попусту нечего,- прибавил он, возвыся несколько голос.
- Слышу, Максимыч, слышу,- покорно сказала Аксинья Захаровна.- Делай, как знаешь, воля твоя.
- Без тебя знаю, что моя,-слегка нахмурясь, молвил Патап Максимыч.- Захочу, не одну тысячу народу сгоню кормиться... Захочу, всю улицу столами загорожу, и все это будет не твоего бабьего ума дело. Ваше бабье дело молчать да слушать, что большак приказывает!.. Вот тебе... сказ!
- Да чтой-то, родной, ты ни с того ни с сего расходился? - тихо и смиренно вмешалась в разговор мужа с женой мать Манефа.- И слова сказать нельзя тебе, так и закипишь.
- А тебе тоже бы молчать, спасённая душа,- отвечал Патап Максимыч сестре, взглянув на нее исподлобья.- Промеж мужа и жены советниц не надо. Не люблю, терпеть не могу!.. Слушай же, Аксинья Захаровна,- продолжал он, смягчая голос,- скажи стряпухе Арине, взяла бы двух баб на подмогу. Коли нет из наших работниц ловких на стряпню, на деревнях поискала бы. Да вот Анафролью можно прихватить. Ведь она у тебя больше при келарне? - обратился он к Манефе.
- Келарничает,- отвечала Манефа,- только ведь кушанья-то у нас самые простые да постные.
- Пускай поможет; не осквернит рук скоромятиной. Аль грех, по-вашему?
- Какой же грех,- сказала мать Манефа,- лишь бы было заповеданное. И у нас порой на мирских людей мясное стряпают, белицам тоже ину пору. Спроси дочерей, садились ли они у меня за обед без курочки аль без говядины во дни положёные.
- Не бойся, спасена душа,- шутливо сказал Патап Максимыч,- ни зайцев, ни давленых тетерек на стол не поставлю; христиане будут обедать. Значит, твоя Анафролья не осквернится.
- Уж как ты пойдешь, так только слушай тебя,- промолвила мать Манефа.- Налей-ка, сестрица, еще чайку-то,- прибавила она, протягивая чашку к сидевшей за самоваром Аксинье Захаровне.
- Слушай же, Аксинья,- продолжал Патап Максимыч,- народу чтоб вдоволь было всего: студень с хреном, солонина, щи со свежиной, лапша со свининой, пироги с говядиной, баранина с кашей. Все чтоб было сготовлено хорошо и всего было бы вдосталь. За вином спосылать, ренского непьющим бабам купить. Пантелей обделает. Заедок девкам да подросткам купить: рожков, орехов кедровых, жемков, пряников городецких. С завтрашнего дня брагу варить да сыченые квасы ставить.
- Пряников-то да рожков и дома найдется, посылать не для чего. От Михайлова дня много осталось, сказала Аксинья Захаровна.
- Коли дома есть, так и ладно. Только смотри у меня, чтобы не было в чем недостачи. Не осрами,- сказал Патап Максимыч.- Не то, знаешь меня,- гости со двора, я за расправу.
- Не впервые, батько, столы-то нам строить, порядки знаем,- отвечала Аксинья Захаровна.

По приказу Патапа Максимыча зачали у него брагу варить и сыченые квасы из разных солодов ставить. Вари большие: ведер по сороку. Слух, что Чапурин на Аксинью-полухлебницу работному народу задумал столы рядить, тотчас разнесся по окольным деревням. Все деревенские, особенно бабы, не мало раздумывали, не мало языком работали, стараясь разгадать, каких ради причин Патап Максимыч не в урочное время хочет народ кормить.
В самый тот день, как у Чапуриных брагу заварили, в деревне Ежове, что стоит на речке Шишинке в полутора верстах от Осиповки, собрались мужики у клетей на улице и толковали меж собой про столы чапуринские. Кто говорил, что, видно, Патапу Максимычу в волостных головах захотелось сидеть, так он перед выборами мир задабривает, кто полагал, не будет ли у него в тот день какой-нибудь «помочи». Но все это нескладно-неладно придуманное тут же ежовским миром и осмеивалось. И в самом деле: захотелось бы Патапу Максимычу в головы, давным бы давно безо всяких угощеньев его целой волостью выбрали, да не того он хочет; не раз откупался, ставя на сходе ведер по пяти зелена вина для угощенья выборщиков. На «толоку» народ собирать ему тоже не стать: мужик богатый, к тому же тороватый, горд, спесив, любит почет: захочет ли миром одолжаться?.. На что ему «помочь», когда в кармане чистоган не переводится. С добрый час протолковали ежовские мужики, стоя кучкой у клетей, но ничего на дело похожего не придумали.

кулинарные цитаты из худ. лит-ры., кулинарная цитата., Классика.Литература.

Previous post Next post
Up