В конце 40-х г.г. у шведов возникла насущная потребность в новом танке. В ходе рассмотрения различных вариантов командование Королевской шведской армии обратило внимание на новинку французского танкостроения - легкий танк AMX-13.
Главное, что подкупало шведов в 14-тонной новинке танкостроения того времени:
- мощная пушка подобная той, что ставилась на 25-40-тонных машин того времени (типа М41 или Т-34-85);
- бронезащита на уровне 18-20-тонных танков;
- высокая максимальная скорость - 60км/ч;
- большой запас хода, превосходящий аналогичный параметр у современников.
Потребность шведской армии оценивалась в 300-400 машин. Не желая упустить солидный куш, в обстановке секретности, в апреле 1952г., французы отправили шведам одну машину для испытаний.
После проведения всесторонних испытаний, в т.ч. и в зимних условиях, шведские испытатели выделили следующие особенности AMX-13:
- Эффективность вооружения оценивалась чрезвычайно высоко, особенно с учетом небольшого экипажа. Орудие имело высокую точность и переброс на с цели на цель осуществлялся очень быстро. Однако, обзор был плох, а командир не имел голосовой связи (только через телефон) с наводчиком. Французский спаренный пулемет имел низкую живучесть, а стесненность не позволяла заменить его на шведский.
- Броня обеспечивала защиту только от малокалиберной артиллерии и мелких осколков. Кроме того, тонкая броня не обеспечивала защиту от радиоактивного излучения в условиях применения ядерного оружия. Небольшие габариты и подвижность в какой-то мере компенсировали недостаток брони, но угол склонения орудия (всего -6 градусов) был мал для любимой шведскими военными стрельбы из-за возвышенностей.
Как недостаток было отмечено размещение трети БК в башне, что делало танк чувствительным к обстрелу по сравнению с машинами с классическим размещением БК в корпусе или на его дне (привет любителям критиковать укладку Т-64/72), а так же неудачная система подачи воздуха, не обеспечивающая должной защиты машины в условиях применения ядерного оружия и напалма. - Отличная подвижность и надежность танка.
- Плохие условия обитания экипажа, что приводило к повышенной усталости, отвлечение командира при перезаряжании орудия, изолированность членов экипажа внутри машины.
- Надежность танка и продуманность конструкции, облегчавшая обслуживание и эксплуатацию.
- Цена за AMX-13 (700 000 шв. крон) по сравнению с крупносерийными Centurion (845 000 шв.крон) и М41 показалась шведам необоснованно высокой.
После всесторонних испытаний в апреле 1953г. Швеция объявила об отказе закупки AMX-13 (о причинах чуть позднее). Однако на этом история AMX-13 в Швеции еще не закончилась. Потребность в легких танках у шведов оставалась, а расставаться с устаревшими Strv m/42 не очень то хотелось, по-этому шведы прорабатывали вариант установки на его корпус качающуюся башню от AMX-13. Однако, предварительные проработки показали, что обычная, хоть и новая, башня имела бы меньший вес и высоту. Кроме того установка башни от AMX-13 требовала модернизации ходовой и корпуса Strv m/42, стоимость которой составила бы 1/3 от стоимости новенького AMX-13.
Что же касается причин отказа от закупки французского танка, то они были следующие:
- Низкая защищенность танка от ОМП по сравнению с толстокожим Centurion`ом, не позволявшая машине действовать даже на просто зараженной местности.
- Англичане ранее обещавшие Centurion только к 1958г. пообещали выполнить заказ уже к 54г.
- Испытания Centurion`а показали, что по проходимости он не уступает легкому AMX-13 за исключением доступности части мостов и прохода по льду.
- В конструкции новой башни для Strv m/42 (после установки превращается в Strv 74) использовались приборы наблюдения и приводы от Centurion`а, что давало эксплуатационные преимущества. Кроме того, Strv 74 был лучше защищен от ОМП.
- Ну и вопрос цены конечно же. Шведы смогли подвинуть англичан по цене Centurion`ов. В результате, за деньги предназначенные первоначально на покупку AMX-13, шведы могли купить требуемую партию английких танков и еще оставались деньги на модернизацию Strv m/42 в Strv 74.
Источник: Инэт