(история принятия Leopard 2 на вооружение в Швеции).
К середине 80-х в Швеции пришли к выводу, что век даже модернизированного до варианта Strv104 старичка Centuron`а закончился. Это сподвигло к началу ОКР по новому танку «Stridsvagn 2000». Для того, чтобы лучше определиться с ТТХ будущего танка, шведы позаимствовали для ходовых испытаний Leopard 2A4 из Германии и американский М1А1. Испытания в Верхнем Норрланде показали, что проходимость 55-тонных оказалась гораздо выше ожидаемого. За счет большой массы они продавливали снег фактически до грунта, что позволяло им двигаться буквально «через» глубокий снег. Кроме того эти танки показали хорошую меткость при стрельбе «с хода».
Опыт этих испытаний, вместе с анализом опыта войны 1991г. окончательно убедил шведских военных в необходимости скорейшей замены старых танков. Кроме того, анализ показал, что разработка собственного танка обойдется слишком дорого и позволит начать закупки не раньше 2000г. По-этому в начале 1991г. было принято решение новый танк купить за границей.
Слева макет "Stridsvagn 2000"
Еще на этапе отбора будущих претендентов комитетом «Strv Ny» («Новый танк») были выдвинуты следующие требования к перспективному танку:
- Пушка калибром не менее 120мм.
- Возможность результативной стрельбы «с ходу».
- Возможность ведения наблюдения и стрельбы ночью и в условиях плохой видимости.
- Броня защищающая от современных БПС.
- Вес менее 65т.
- Хорошая проходимость.
В ходе анализа рынка рассматривались 14 (!!!) машин:
- Leopard 2A4.
- Leopard 2 "Improved".
- M1A1 "Abrams".
- M1A2 "Abrams".
- Challenger 1.
- Challenger 2.
- Challenger 2 с башней Leopard 2 (предлагалась англичанами).
- Leclerc.
- Merkava.
- Ariete.
- М-84 (такое предложение поступило от Югославов еще в 1990г.).
- Т-72.
- Т-80.
- Т-80У.
После анализа характеристик этих танков, было оставлено 4 потенциальных кандидата, производителям которых были отправлены 11 ноября 1991г. запросы на более расширенную информацию по характеристикам, возможности их покупки и адаптации танков под шведские требования. К 1 марта 1991г. были получены ответы по танкам Challenger 2 (Vickers Defense, UK), Leclerc (GIAT, Франция), Leopard 2 «Improved» (Krauss Maffei, Германия) и M1A2 «Abrams», General Dynamics, США). При этом, ответ фирмы Krauss Maffei настолько разочаровал шведских военных (впечатление, что в нем перепечатывалась информация из рекламного буклета), что у них возникли сомнения в желании фирмы реально участвовать в тендере.
В ходе дальнейших переговоров шведы выдвинули требование о проведение испытаний в Швеции. При этом оговаривалось, что испытания будут проводится исключительно силами шведских танкистов и технического персонала. Для чего предполагалось, что экипажи пройдут подготовку в течении осени 92г. в учебных центрах стран-продавцов, а сами испытания пройдут в январе-июне 1993г.
На этапе проведения переговоров о проведении испытаний «слился» Vickers под предлогом невозможности предоставить танк, ввиду обязательств перед другими заказчиками. Однако, скорее всего, англичане понимали, что их Challenger 2 с нарезной пушкой, более слабым двигателем и централизованным (так в тексте) размещением бк имеет слабые шансы выиграть в тендере.
Осенью 92г. 150 шведских военных и гражданских лица прошли обучение за границей. Leopard 2 "Improved" и M1A2 "Abrams" поступили в Швецию уже в конце 1992г. , что позволило их экипажам продолжить тренировки уже в Швеции. Французы же задержались до января 1993г., когда наконец то привезли сразу два Leclerc`а.
Сами испытания проводились в 7 этапов:
- Зимние ходовые испытания (проходимость по снегу, 48-часовые беговые испытания, «холодный старт»)
- Стрельбы с симулятором (так в тексте) по подвижным и неподвижным мишеням с места и «с ходу».
- Оценка обзора танков.
- Боевые стрельбы по подвижным и неподвижным мишеням с места и «с ходу».
- Оценка командной управляемости.
- Оценка проходимости по различным типам грунтов, преодоление препятствий и водных преград.
- Оценка технического обслуживания танков.
Помимо перечисленного оценивались заметность машины в ИК- и оптическом диапазонах, измерялась звуковая сигнатура, вибрация и оценивалась система защиты от ОМП. Всего было проведено 151 различный тест. В некоторых из них сравнение проводилось с танком Strv104. Об общем объеме испытаний можно судить по таблице ниже:
Leclerc
Leopard 2 Imp
M1A2
Пройдено, км
3.000
3.730
3.800
Израсходовано топлива, л
41.400
26.874
56.488
Расход топлива, л/10км
138
72
148
Произведено выстрелов, шт
235
271
289
Источники: 1.
http://www.ointres.se2. Инэт