Галилей и "звёзды Медичи"

Mar 18, 2020 10:11

Путешествуя по новым местам, я обычно заранее намечаю те достопримечательности, которые мне хотелось бы посетить, по возможности выясняя их точное местоположение,  маршруты, которыми туда можно попасть, или как минимум забиваю в навигатор их координаты.

Однако есть города, которые практически сплошь состоят из тех или иных достопримечательностей,  и отмечать их все становится бессмысленным.
В этом случае можно просто пройтись по старинным улочкам, снимая всё, что вызывает интерес и за что зацепляется глаз, просто впитывая атмосферу места и пытаясь проникнуться его духом.

К таким городам, имеющим богатейшую историю, безусловно, относится Флоренция, буквально каждое здание которой насквозь пропитано историей и наверняка связано с тем или иным знаменитым флорентийцем - а потому выбрать что-то одно в этом музее под открытым небом довольно сложно, приходится полагаться на слепой случай и собственную эрудицию.




Перед тем, как вернуться к намеченной теме, позволю себе небольшое отступление, необходимое для продолжения нашего сегодняшнего повествования.

Как и многие другие, направлявшие когда-либо свой взор на небо, я еще в детстве обратил внимание на Юпитер - один из ярчайших объектов на ночном небе, уступающий блеском только Луне и Венере (в наше время - еще МКС и вспышкам спутников Iridium ;))

Разумеется, если мне в руки попадал какой-либо оптический прибор, то я первым делом направлял его в небо - на Луну, Юпитер и Венеру, как ярчайшие и наиболее узнаваемые небесные тела.
Еще в детстве при помощи разобранного микроскопа, найденного у деда в сарае, мне удалось рассмотреть кратеры на Луне и пару спутников Юпитера.

Второй раз увидеть спутники этой планеты-гиганта мне довелось, когда в мои руки попал 30-кратный монокуляр.

Все попытки рассмотреть спутники в свой 20-кратный советский бинокль БПЦ 20х60 проваливались - 20-кратного увеличения, оказывается, для этого недостаточно ;))

Пытался я и фотографировать Юпитер - но, конечно, его спутники при помощи штатного объектива сфотографировать и рассмотреть невозможно ;)



Астрономия меня заинтересовала еще в начальных классах, штудируя тогда  "Детскую энциклопедию", прочёл я и об одном из великих астрономов прошлого - Галилео Галилее, изобретателе первого телескопа.

Галилео Галилей, каким я впервые увидел его на гравюре Л. Г. Ройтера в "Детской энциклопедии"):


Мои более поздние экзерсисы с несравненно более высококлассными, хотя и менее мощными, оптическими приборами, позволили мне в полной мере осознать пытливость ума, технический гений и превосходные ремесленные навыки Галилея.

Однако Галилей так и остался бы для меня чисто книжным персонажем, из биографии которого я помнил только то, что он итальянец, изобретатель телескопа и первооткрыватель спутников у Юпитера, если бы совершенно случайно, прогуливаясь по вечерней Флоренции, после перехода реки Арно по мосту Понте Веккьо мы не завернули налево на одну из старинных извилистых флорентийский улочек.

Поднимаясь по ней в сторону заинтересовавших меня бастионов форта Бельведере, я случайно обратил внимание на таблички на стенах нескольких стоящих рядом домов - оказалось, что в них жил и работал Галилей!



Собел Дава в своей книге "Дочь Галилея" так описывает дом Галилея во Флоренции:
Во Флоренции Галилей снял дом «с высокой ступенчатой крышей, с которой видно все небо», откуда он мог вести свои астрономические наблюдения и где можно было установить станки для вытачивания линз.

Этот дом находится по соседству с домом, в котором семья Галилеев жила с 1572 года - на снимке вверху снятый Галилеем для наблюдений дом находится в центре снимка (с мраморной мемориальной доской слева от входа), за ним ниже по улице через один дом виден фамильный дом Галилеев с деревянными жалюзи на окнах, украшенный их собственным гербом (лестница) и написанным позднее портретом самого великого ученого флорентийца.

Сам дом Галилеев из-за припаркованных машин снять тогда мне не удалось - а потому привожу его фото с гугл-панорам:



Эти же дома на космическом снимке выглядят вот так - отмечена площадка для наблюдений, на которой Галилей размещал свой телескоп и проводил наблюдения:



Дом, с плоской площадки на крыше которого Галилей сделал свои множественные астрономические открытия, сейчас украшает мемориальная доска:



На доске высечено:

"Nell anno 1609 Galileo Galilei perfezionando l uso del cannocchiale conduceva le osservazioni astronomiche che lo avrebbero portato alla scoperta dei "Satelliti Medicei" di Giove"

В переводе с итальянского эта надпись означает следующее:

"В 1609 году Галилей, использовав усовершенствованную им подзорную трубу, проводил астрономические наблюдения, которые привели его к открытию "Спутников Медичи" у Юпитера"

"Спутники Медичи" - это 4 открытых Галилеем спутника Юпитера, названные им в честь четырёх сыновей своего покойного покровителя Фердинанда Медичи, умершего в 1609 году, «Медичийскими звёздами» (лат. Stellae Medicae).
Сейчас эти четыре спутника (Ио, Европа, Ганимед и Каллисто) известны как «Галилеевы спутники».

Из биографии Галилея известно, что Галилео не был коренным флорентийцем, но долгое время прожил в этом тосканском городе:

Галилео Галилей (Galileo Galilei) родился 15 февраля 1564 года в Пизе в семье музыканта Винченцо Галилея и Джулии Амманнати.
В 1572 году вместе с семьей он переехал жить во Флоренцию.

Несколько раз надолго покидая Флоренцию, Галилей возвращался в неё снова, прожив во Флоренции три значительных отрезка своей жизни:
  • с 1572 по 1581 год;
  • с 1585 по 1589 год;
  • с 1610 по 1632 год.
В 1609 году Галилео Галилей по образцу первых голландских телескопов изготовил свой телескоп, способный создавать трехкратное приближение, а затем сконструировал телескоп с тридцатикратным приближением, увеличивающий в одну тысячу раз.
Галилей стал первым человеком, направившим телескоп на небо; увиденное там означало подлинную революцию в представлении о космосе: Луна оказалась покрытой горами и впадинами (ранее поверхность Луны считалась гладкой), Млечный Путь - состоящим из звезд (по Аристотелю - это огненное испарение наподобие хвоста комет), Юпитер - окруженным четырьмя спутниками (их вращение вокруг Юпитера было очевидной аналогией вращению планет вокруг Солнца).
Позднее Галилей добавил к этим наблюдениям открытие фаз Венеры и пятен на Солнце.
Результаты он опубликовал в книге, которая вышла в 1610 году под названием "Звездный вестник". Книга принесла Галилею европейскую славу.

Обложка "Звёздного вестника", Венеция, 1610 г.:



В "Звёздном вестнике" Галилей описал множество своих наблюдений, среди которых - наблюдения за Плеядами:

В качестве другого примера мы нарисовали шесть звезд Тельца, называемых Плеядами (я говорю о шести, так как седьмая почти никогда не видна) и заключенных в небе внутри теснейших пределов; к ним прилегают и другие невидимые в количестве большем сорока; ни одна из них не удаляется более чем на пол­градуса от любой из этих шести. Из них мы отметили только тридцать шесть. Как и для Ориона, мы сохранили расстояния между ними, величины, а также отличия между старыми и новыми.

Рисунок звёздного скопления Плеяды из книги Галилея:


Плеяды, сфотографированные мной над Кинелём:



Не удержусь, что б не процитировать Галилея, так описавшего свои наблюдения, сделанные им во Флоренции и приведшие к открытию четырёх спутников Юпитера:

Итак, в день седьмого января настоящего тысяча шестьсот десятого года в первый час следующей затем ночи, когда я наблюдал небесные светила при помощи зрительной трубы, то моему взору предстал Юпитер. Так как я уже приготовил превосходный инструмент, то я узнал, что Юпитеру сопутствуют три звездочки, хотя и небольшие, но, однако, очень яркие (что ранее мне не удавалось вследствие худшего качества прежнего инструмента). Хотя я и думал, что они принадлежат к числу неподвижных, я всетаки несколько им удивился, так как они были расположены точно по прямой линии, параллельной эклиптике, и были более блестящими, чем другие такой же величины. Относительное расположение их между собой и Юпитером было таким:



т. е. со стороны востока прилегали две звезды, с запада - одна. Более восточная и западная казались несколько крупнее третьей; о расстояниях же между ними и Юпитером я ничуть не беспокоился; как я сказал вначале, я счел их неподвижными. Когда я, водимый неизвестно какой судьбой, на восьмой день [января] вернулся к тому же наблюдению, то нашел уже совершенно иное расположение; все эти три звезды были уже западными, находясь на более близких расстояниях к Юпитеру, а также между собой; их расстояния друг от друга были одинаковыми, как показывает рисунок:



Хотя я никак еще не думал о возможности совместного сближения этих звезд, но все же начал сомневаться, каким именно образом Юпитер мог оказаться восточнее упомянутых неподвижных звезд, так как накануне он был более западным, чем две из них. Поэтому я опасался, что он, следуя таким образом астрономическому расчету, обогнал эти звезды в собственном движении. По этой причине я с большим нетерпением ожидал следующей ночи; но мои надежды были обмануты, так как небо со всех сторон было обложено тучами.

В десятый день [января] звезды появились в таком положении относительно Юпитера:



Их всего было две и обе восточные; третья, как я полагал, скрывалась за Юпитером. Как и раньше, они находились на одной прямой с Юпитером и точно располагались по долготе Зодиака. Увидав это, я понял, что подобные изменения не могут быть приписаны Юпитеру, и узнал, что наблюденные звезды были всегда одними и теми же (так как в большом интервале по долготе зодиака не было никаких других ни впереди, ни сзади), и, сменив сомнения на восторг, я понял, что видимые изменения имеют свою причину не в Юпитере, но в указанных звездах. Поэтому я решил в дальнейшем наблюдать весьма пристально и тщательно.

Итак, одиннадцатого числа я увидел такое расположение:



Были только две восточные звезды; средняя из них была на втрое большем расстоянии от Юпитера, чем от более восточной, а более восточная почти в два раза больше оставшейся, хотя предшествующей ночью обе они казались почти одинаковыми. Таким образом, я решил считать вне всяких сомнений установленным, что в небе имеются три звезды, блуждающие вокруг Юпитера, подобно тому как Венера и Меркурий вокруг Солнца. В других позднейших многочисленных наблюдениях это было сделано яснее полуденного света, причем не только три, а четыре блуждающие звезды совершают свои обращения вокруг Юпитера. Их взаимные перемещения, наблюденные в последующем более точно, покажет следующий рассказ. Я также измерил расстояние между ними при помощи зрительной трубы по разъясненному методу; кроме того, я прибавил часы наблюдений, в особенности если в течение ночи их было несколько. Действительно, обращения этих планет настолько быстры, что лучше было бы брать часовые разности. Итак, двенадцатого числа в первый час следующей ночи я видел светила в таком расположении:



Более восточная звезда была крупнее более западной, но обе они были хорошо заметными и блестящими; каждая отстояла от Юпитера на две минуты; в третьем часу начала появляться также третья звездочка, сначала почти незаметная, так как она почти касалась с восточной стороны Юпитера и была достаточно малой. Все они были на одной прямой и расположены по долготе эклиптики.

Тринадцатого числа мною впервые были замечены четыре звездочки в таком положении относительно Юпитера:



Три было западных и одна восточная; они были расположены почти по прямой, так как средняя из западных немножко отклонилась к северу от прямой. Более восточная отстояла на две минуты от Юпитера; промежутки между остальными и Юпитером равнялись каждый одной минуте. Все звезды представлялись одной и той же величины, хотя и небольшой, но были очень светлыми и значительно более яркими, чем той же величины неподвижные звезды.

На основании сделанных наблюдений Галилей сделал совершенно очевидный сегодня, но в те времена ломающий все устоявшиеся представления об устройстве мира, вывод, что обращаются обнаруженные им "звёздочки" вокруг Юпитера:

Мне захотелось приложить эти сопоставления Юпитера и прилежащих планет с неподвижной звездой, чтобы каждый мог по ним установить перемещения этих планет как по долготе, так и по широте и убедиться, что они точно совпадают с движениями, получающимися из таблиц.

Таковы наблюдения четырех Медицейских планет, недавно и впервые обнаруженных мной. Хотя определить численно их периоды еще невозможно, но на основании наблюдений можно высказать нечто достойное замечания. Во-первых, они на таких расстояниях то следуют за Юпитером, то опережают его и удаляются от него либо к востоку, либо к западу, совершая лишь очень небольшие отклонения, и никто не может сомневаться в том, что они около него и совершают свои обращения, одновременно обращаясь с двенадцатилетним периодом примерно вокруг центра мира.

Конечно, нельзя назвать Галилея изобретателем зрительной трубы, она была изобретена до него голландцами, но весьма существенно то, что приготовленные им трубы значительно превосходили все имевшиеся в то время в Европе, и именно его усовершенствования позволили на практике получить астрономический инструмент.

В 1632 году была опубликована книга Галилея "Диалог о двух системах мира, Птолемеевой и Коперниковой", которая вскоре была запрещена инквизицией, а сам ученый был вызван в Рим, где его ждал суд.

Титульный лист книги Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира»:



В 1633 году ученый был приговорен к пожизненному заключению, которое было заменено домашним арестом, последние годы жизни он провел безвыездно в своем имении Арчетри близ Флоренции.

Флорентийцы чтут Галилея, как одного из выдающихся своих земляков, во Флоренции открыт музей Галилея, в котором хранятся уникальные телескопы ученого - увы, увидеть их своими глазами мне не удалось ввиду сжатых сроков посещения Флоренции.

Слева направо по берегу реки Арно - Коридор Вазари, Галерея Уффици, Дворец, в котором ныне находится Музей Галилея:


как это было, туризм, география живьём, путешествия, Италия, история

Previous post Next post
Up