Я уже не раз писал о реликвиях различных религий, будь то священные для христиан храмы или священная реликвия буддистов -
Зуб Будды.
Сегодня под тегом
реликвии - рассказ о Стене Плача, или Западной Стене - священном для последователей иудаизма месте.
Википедия гласит:
Стена́ Пла́ча, За́падная Стена́ или Ха-Ко́тель ха-Маарави (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, Ашкеназское произношение: Косель) - часть древней стены (длиной 485 м) вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.
Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы.
В Иудаизме Западная Стена почитается, как единственное, что осталось от Святого Храма; она является для евреев самым святым местом и объектом паломничества.
Из разрешённых и доступных для посещения евреями мест Стена расположена ближе всех к самой святой для иудаизма точке, а именно Краеугольному Камню, находящемуся на Храмовой горе.
Однако тут следует отметить, что при общей длине Западной Стены в 485 метров, с поверхности земли доступна часть стены длиной всего-навсего в 60 метров, расположенная в бывшем Марокканском Квартале Старого Иерусалима.
Остальная часть основания стены скрыта позднейшими постройками мусульманского квартала.
В I в. до н. э. царь Ирод предпринял проект по удвоению площади Храмовой горы в Иерусалиме, посредством присоединения части холма на северо-западе. Дабы реализовать его, были построены четыре поддерживающие стены, поверх которых была расширена Храмовая гора. Эти поддерживающие стены остались стоять - наряду с самой платформой - после разрушения Храма римлянами в 70 году н. э.
С тех пор большая часть территории рядом со стенами была занесена и застроена. После разрушения Храма часть Западной Стены осталась открытой. Поскольку это был ближайший к Святая Святых Храма участок, оставшийся доступным, он стал местом молитвы для евреев на протяжении тысячелетий.
Потому наиболее часто встречающиеся фотографии Стены Плача (не исключая и моего фото вверху) и изображают этот открытый участок Стены.
Однако туристам доступно для осмотра и подземное основание Западной Стены - благодаря
тоннелю Западной Стены.
Источник фото Увы, в программу моей поездки в Иерусалим посещение тоннеля не входило, и мне только издалека удалось взглянуть на застроенную постройками Мусульманского квартала часть Западной Стены, над которой возвышается покрытый золотом Купол Скалы и минарет мечети халифа Умара - Аль Акса:
Впрочем, выходя на площадь перед открытой для посещений частью Стены Плача, я проходил мимо входа в тоннель.
А вот и сама Стена Плача:
Около 19 г. до н. э. Ирод Великий искусственным путём расширил маленькое плато, на котором стояли Первый и Второй Храмы, до обширных размеров Храмовой Горы в её нынешнем виде.
Это повлекло за собой постройку опорной стены для поддержания земляной насыпи, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы.
Сегодняшняя Западная Стена является частью этой опорной стены.
В 2011 г. израильские археологи объявили об обнаружении римских монет, отчеканенных много позже смерти Ирода, под массивными камнями в фундаменте южной части Стены.
Эти находки подтверждают описание историка Иосифа Флавия, согласно которым строительные работы были закончены лишь во времена правления царя Агриппы II, правнука Ирода.
Считается, что Иродом Великим построено чуть больше половины стены, датируемые концом периода Второго Храма - включая 17 её слоёв, находящихся ниже уровня нынешней площади.
Храм Ирода, или Второй Храм, был разрушен Римской империей, вместе с остальным Иерусалимом, в 70 г. н. э., во время Первой Иудейской войны.
В первые века Новой Эры, после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы в 135 г. н. э., императорским декретом евреям было запрещено проживать в Иерусалиме.
Имеются некоторые доказательства того, что во 2 и 3 веках римские императоры давали им разрешение посещать город для совершения богослужений на Масличной Горе, а иногда и на самой Храмовой Горе.
Когда при Константине I империя стала христианской, они получили разрешение входить в город лишь один раз в году, дабы возле стены оплакивать утрату Храма и горько сокрушаться о судьбе своего народа.
Во второй половине VVI века султан Сулейман Великолепный дал евреям право совершать молитвы у Западной Стены.
В мае 1840 г. изданный Ибрагимом Пашой фирман запретил евреям пролагать проход перед Стеной. Он также предостерёг их от «повышения там своего голоса и демонстрирования своих книг».
Им было, однако, разрешено «наносить к ней визиты, как встарь»
На этих гравюрах начала 1800-х годов мы можем увидеть тот же участок Западной Стены, что и на моих фото выше:
А вот и минарет мечети Аль-Акса на фоне той же стены:
Это фотография 1857 года (Felix Beato) показывает, как евреи молились на своей части Западной Стены - тени на мощеном проходе у Стены подтверждают, что постройки Марокканского квартала находились всего в четырёх метрах перед Стеной:
На фотографиях 1870-х Феликса Бонфилса (Felix Bonfils) мы можем убедиться, что сама Стена с тех пор ни капельки не изменилась - а вот молящихся стало на порядки больше:
При желании на моём фото легко отыскиваются те же самые камни кладки стены - по ним видно, что нынешний уровень площади - ниже как минимум на один ряд кладки, чем на фото 1870-х:
Рабби Иосиф Шварц,
писавший в середине XIX века, отмечает:
«Эта стена посещается всеми нашими братьями в каждый праздник и торжество; и большое пространство у её подножия часто заполнено столь плотно, что все не могут поклоняться здесь одновременно. Она также посещается, хотя в меньших количествах, каждым пятничным вечером, а некоторыми почти ежедневно. Магометане не досаждают никому во время этих посещений, ибо у нас есть очень старый фирман константинопольского Султана о том, что доступ не должен нам воспрещаться, хотя Порта получает за эту привилегию специальный налог - который, однако, весьма несуществен.»
XX век оказался весьма богат на бурные события - Иерусалим в 1917 г. попал под протекторат Великобритании, затем был оккупирован в 1948 году Иорданией (тогда - Трансиорданией), и на протяжении этих 50 лет, до 1967 года, евреев то ограничивали в их праве посещения Западной Стены, то ставили им различные условия посещения, а то и вовсе на 19 лет запретили её посещение.
Во время Шестидневной войны 1967 г., в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим, включая Западную Стену, оказался под контролем Израиля.
В течение сорока восьми часов после захвата Стены военные, - без формального приказа правительства, - спешно приступили к разрушению всего марокканского квартала Муграби, располагавшегося в четырёх метрах от Стены.
Чтобы расчистить место для площади, была снесена мечеть Шейха Эида, построенная поверх медресе Афдилайе (названной по имени аль-Афдала) - одной из трёх или четырёх исламских школ Иерусалима, сохранившихся со времён Саладина.
650 человекам - членам 106 арабских семей - было ночью приказано покинуть свои дома. После того как они отказались выполнить приказ, бульдозеры приступили к разрушению построек, что повлекло за собой жертвы: когда бульдозеры расчищали территорию, одна старая женщина погибла под развалинами.
Узкая мостовая, выделенная мусульманами для молитв евреев до захвата Старого города Трансиорданией, была трансформирована в огромную площадь.
Участок Стены, предназначенный для молитв, был продлён на юг до длины, в два раза превышавшей первоначальную - с 30 до 60 метров, в то время как 4-метровое пространство перед стеной выросло до 40 метров.
В настоящее время Стена Плача - весьма популярное не только у иудеев, но и у туристов со всего мира место.
Более 300 лет существует традиция вкладывать в трещины в Стене записки с обращениями к Богу - при этом записки пишут и вкладывают представители всех конфессий, включая такие публичные персоны, как Барак Обама, Папа Иоанн Павел II и Папа Бенедикт XVI.
Дважды в год Рабби Рабинович и его помощники собирают оставленные в Стене записки и хоронят их на еврейском кладбище на Масличной горе.