Священные реликвии - Зуб Будды

Sep 07, 2015 11:58


Я уже рассказывал о судьбе ряда реликвий христианского мира - сегодня расскажу о Зубе Будды - самой   популярной   реликвии буддийского мира, признаваемой всеми буддистами мира.

В настоящий момент реликвия находится в буддийском храме Святого Зуба (Далада Малигава) в городе Канди, Шри Ланка.



Храм Святого Зуба Будды и кандийская библиотека - вид через озеро. Канди, Цейлон.
Как гласит буддийская традиция, тело Будды было кремировано в местечке Кушинагара в Индии, а его зуб был выхвачен из огня одним из его учеников.
С тех пор в течение восьми веков он хранился в Индии и лишь в IV в. н. э. был привезен на Шри-Ланку. Считается, что это произошло в 361 г. в период правления царя Шри Мегхаванна.
Привезли его весьма романтическим образом принц Данта и принцесса Хемалатха, спрятав в локонах принцессы. Они бежали из царства Калинга, где хранился Зуб и где в связи с начавшейся войной ему грозила опасность стать добычей врага.
Зуб считался столь важной реликвией, что царь Шри Мегхаванна почтил его появление на Шри-Ланке торжественным праздником и символически передал Зубу всю полноту власти над своим государством, а в своей царской резиденции в Анурадхапуре построил для него специальный павильон, получивший название Дхамма Чакка, что в переводе с палийского языка означает «Колесо Закона», и  учредил  в  его  честь  большой  ежегодный  праздник.
Китайские монахи Фа Сянь (V в.) и Сюань Цзан (VII в.) оставили человечеству самые ранние описания этого праздника, который они наблюдали во время своих путешествий по странам Востока. Их заметки, по сути, не очень отличаются от того, что наблюдали путешественники и исследователи в XIX и XX вв.: те же процессии со слонами, факелами, музыкантами и танцорами.
Пожалуй, можно отметить два момента, которые исчезли в ходе веков.
Первый - размещение вдоль дороги, по которой будет идти праздничная процессия, тех 550 «телесных форм» в виде животных и людей, обличья которых, согласно буддийской традиции, принимал в своих предыдущих жизнях и перерождениях Будда (царь, ученик брахмана, торговец, царь обезьян, конь, олень, голубь и т. д.). Все они были великолепно выполнены и смотрелись как живые.
Второй,   очень   важной   деталью   праздника   было выставление Зуба на всенародное обозрение.
Царь в присутствии представителей самых знатных аристократических семей государства распечатывал футляр, в котором хранилась реликвия, вынимал ее и показывал всем окружающим. В этот момент ей воздавались всякие почести, курили благовония и т. д., после чего царь опять помещал Зуб в футляр, запечатывал его тремя печатями, в том числе царской печатью. Затем все опять торжественно возвращалось в храм, где и хранилось до следующего праздника.
Присутствие царя на всех праздничных мероприятиях считалось не просто обязательным - без него они не могли состояться. Дело в том, что со времени появления Зуба на Шри-Ланке он почитался не просто как реликвия великого учителя Гаутамы по прозвищу Шакьямуни («аскет из рода Шакья»), ставшего при жизни Буддой («просветленным») и проповедовавшего на рубеже VI-V вв. до н. э. свое учение. Зуб Будды превратился на Шри-Ланке в одну из регалий сингальских царей и почитался вдвойне - и как реликвия Будды, и как регалия, владение которой давало право на занятие царского престола.
Однако не все в истории этой реликвии ясно.
Есть данные, позволяющие усомниться в подлинности Зуба, точнее, в том, является ли ныне хранимая в Канди реликвия тем самым зубом, который был привезен на Шри-Ланку в IV в. Сомнения вызваны некоторыми событиями политической истории стран бассейна Индийского океана.
В XIII в. во время очередной войны между правителями княжеств Южной Индии и Шри-Ланки Зуб Будды был захвачен индийскими войсками и вместе с другими сокровищами вывезен в Индию. Через сравнительно недолгое время за него была уплачена большая компенсация и он возвращен в тогдашнюю столицу город Полоннаруву.
Однако три века спустя Зубу выпали новые испытания.



Общий вид на Канди. Храм Зуба - посередине открытки, в левом углу озера.



Современный вид на Канди
В 1518 г. португальская  эскадра  из 19  кораблей бросила якоря вблизи Коломбо (тогда он назывался Колантота), высадила 700  отлично  вооруженных  солдат и  построила  первую европейскую крепость на западном побережье острова. Так  началось  140-летнее  португальское  владычество на Шри-Ланке.

В  1658 г.  после затяжной португальско-голландской войны остров перешел под власть голландских колонизаторов, и на нем начала хозяйничать Ост-Индская компания.
В 1796 г. голландцы были вытеснены англичанами, что явилось одним из звеньев в цепи войн, шедших между европейскими   державами - Англией, Францией, Голландией как на территории самой Европы, так и в колониях.
Начался период английского владычества на Шри-Ланке, продолжавшийся также полтора столетия   (а   точнее, 152  года). Лишь в 1948 г. Шри-Ланка перестала быть колонией Англии, получив статус доминиона, и только с 1972 г. стала независимой республикой.
В течение всех трех периодов европейской колонизации острова оплотом  борьбы за независимость было Кандийское царство, занимавшее центральные горные районы острова - Кандийское нагорье.



Озеро и храм Зуба в XIX веке...



... и в наши дни. Видна покрытая листовым золотом крыша Храма Зуба. Храм был построен правителями Канди между 1687 и 1707 годами, но затем сильно пострадал во время колониальных войн против португальцев и голландцев в 18 веке, и позднее оригинальные деревянные строения были восстановлены в камне.



К храму тприсоединили башню, построенную в 1803 году и бывшую первоначально тюрьмой.



Я на фоне башни. В настоящее время в ней хранится коллекция рукописей на пальмовых листьях.



Вокруг всего комплекса идет низкая белая каменная стена, с изящно вырезанными в ней отверстиями. Во время торжеств туда вставляются свечи, освещая весь храм.



Между внешней и внутренней стенами храмового комплекса - ров с водой.

Сохранение сингальским населением Кандийского плато своей политической и культурной независимости раздражало не только португальскую администрацию, но и католическую церковь. Зуб Будды и праздники в его честь были не просто конкурентами, но, если можно так выразиться, «личными врагами» португальского католицизма на Шри-Ланке.
В 1560 г. военный гарнизон португальцев в период очередного обострения отношений с местным населением захватил полуостров Джафна и одноименное государство тамилов на его территории, и завладел там какой-то буддийской святыней, именуемой Зубом Будды.
Далее о судьбе захваченной реликвии известно следующее. Она была привезена в Гоа и вручена португальскому вице-королю Индии Константину Браганцкому. Правитель государства Пегу в Южной Бирме, буддист, ревностный защитник и покровитель всех буддийских' святынь, обратился к вице-королю с предложением отдать эту святыню за большой выкуп.
В дело вмешалась португальская католическая церковь, она запретила даже говорить о выкупе и провела демонстративную акцию истолчения в порошок и публичного сожжения захваченного зуба. Факт этот зафиксирован многими очевидцами и сомнению не подлежит.
Однако неясно, что именно захватили и сожгли португальцы - Зуб Будды из Канди или какую-то искусную подделку под него, сфабрикованную правителем Кандийского царства, чтобы отвлечь внимание завоевателей от подлинной святыни.
Кроме того, маловероятен факт, чтобы сингальская святыня вдруг оказалась во владениях тамилов, относительно малочисленных переселенцев из Южной Индии, к тому же индуистов по вероисповеданию, проживавших тогда, как, впрочем, и ныне, на полуострове Джафна.
Во всяком случае, хроники и легенды Шри-Ланки утверждают, что незадолго до захвата города Канди португальцами Зуб был вывезен и спрятан в тайнике в местности Дельгамува. После освобождения города от завоевателей и восстановления независимого Кандийского государства его правитель Дхарма Сурья торжественно перенес реликвию из тайника в новый храм, построенный специально по этому случаю и получивший название Далада Малигава.



Зуб находится в двухэтажном священном хранилище с покрытой золотом крышей. Это и есть Далада малигава.



Во все времена к Зубу стремились толпы паломников



В наше время к ним добавляются толпы туристов со всего света. В этом зале, за окошком, и находится постоянно охраняемая монахами святыня.



Зуб хранится в ковчеге, состоящем из семи золотых, вложенных друг в друга сосудов. Фотографировать во время прохода мимо окошка не разрешается - но краешек ковчега можно снять из зала, где фотосъемка не возбраняется. На фото виден фрагмент ковчега.
Жители Шри-Ланки убеждены, что их реликвия подлинная, что португальцы либо сожгли какую-то фальшивку, намеренно выдав ее за Зуб Будды, чтобы тем самым унизить сингалов, почитающих эту святыню, либо были введены кем-то в заблуждение относительно подлинности попавшего к ним предмета. Как всегда, истину в таких случаях установить невозможно. Каждая сторона придерживается своей версии и в соответствии с нею излагает «официальную историю» Зуба.
Любопытно добавить к этому сообщение русского востоковеда Ивана Павловича Минаева, посетившего Канди в 1877 году, о том, что очевидцы, видевшие собственными глазами Зуб Будды, утверждают, что он вообще мало похож на чей-либо зуб. Его размеры - 2 вершка в длину, 1 вершок в ширину (вершок равен 4,4 сантиметра). Конечно, это многовато для зуба, но сингальские буддисты решают это противоречие довольно просто: будучи выдающейся во всех отношениях личностью, считают они, Будда должен был иметь и гигантский рост, соответственно и зубы у такого человека тоже должны были быть огромными.



Многочисленные ценности, пожертвованные Храму многими королями.



Интерьеры храмового комплекса украшены буддисткими флагами и многочисленными бивнями слонов, в том числе - гиганских размеров.





Как наглядно видно, слоновьи бивни различного возраста тут повсюду.

Из европейцев зуб видели всего несколько человек, в том числе немецкий ученый-естествоиспытатель Геккель. Побывав в 1881 году в Канди, он выразил сомнение в том, что «кусок слоновой кости длиной 5,5 см и толщиной 2,5 см» мог вообще принадлежать человеку, пусть даже и Будде. Теперь священный зуб не показывают никому из иностранцев.



Один из залов храмового комплекса украшен многочисленными картинами, повествующими об истории острова.

В честь «священного зуба» уже несколько сот лет ежегодно устраивается праздник Эсала Перахера - один из самых крупных национально-религиозных праздников Цейлона. Он длится четырнадцать дней и достигает своей кульминации в августовское полнолуние. Эсала - последний месяц лета на Цейлоне, а Перахера - это нечто вроде христианского крестного хода.

Для участия в процессии из храма Зуба Будды выносят священные изображения и символы. Ниламе, настоятель храма Далада Малигава, выносит золотую шкатулку с «зубом Будды» и бережно ставит ее в сверкающий драгоценностями паланкин, который устанавливают на спине слона.

Главное событие праздника - шествие слонов в великолепном праздничном убранстве. Их бивни украшены серебром. Нигде нельзя увидеть такое множество слонов сразу, как в Канди во время праздника Эсала Перахера. Торжественная процессия слонов важно марширует мимо храма Зуба Будды. Один из слонов, «королевский», несет на своей спине разукрашенный ларец со священным зубом, за ним вышагивают еще сто слонов. Шествие слонов неторопливо движется по улицам Канди на радость множеству туристов, которые съезжаются в эти дни в Канди со всего света. Замыкает процессию толпа паломников.

К сожалению, всего этого великолепия нам увидеть не удалось, поскольку мы были на Шри Ланке в феврале.
P.S.
Фотографии, как водится - мои собственные, винтажные открытки - из интернета, историческая справка - из книжки С.А. Арутюнова
Н.Л. Жуковской «Святые реликвии» - миф и действительность.

реликвии, изследования, как это было, Шри Ланка, загадки истории, история

Previous post Next post
Up