Обратила внимание на тренд последних трех месяцев в Германии - для пенсионеров активно продвигается мысль, что нужно отказаться от использования автомобилей. Рассказывается о том, что аварии у водителей возраста 75 лет и старше происходят так же часто, как у 18-20-летних. В журналах каждый месяц публикуются статьи, где пенсионерам, которых становится всё больше, рекомендуется пройти "Fahrfitness-Check", т.е. проверку способности адекватного вождения, или "Rückmeldefahr", проезд с автоинструктором, чтобы он указал на все ошибки.
В 2022 году 77% домохозяйств, где главному кормильцу было 65-69 лет, имели хотя бы один автомобиль. В возрастной группе 80+ таких было 65%. (
В 2022 году у 77,6% всех домохозяйств был хотя бы один автомобиль). С одной стороны с возрастом у человека ухудшается зрение, слух, двигательная активность (возможность поворачивать голову), ухудшается внимательность и замедляется скорость реагирования на происходящее. С другой стороны - многие пенсионеры живут в частных домах в сельской местности, где редко ходит (или не ходит вовсе) общественный транспорт, потому что ему некого возить - у всех свои автомобили. Пенсионеры используют сравнительно много лекарств, некоторые из которых могут влиять на скорость принятия решений. Важный момент при вождении автомобиля - хронические проблемы со здоровьем, в том числе деменция. Если в возрасте 60-70 лет ею страдают 2,5% людей, в 70-80 лет - 5%, то в возрасте старше 80 лет - уже 20%.
Источник - берлинское исследование 1996 года,
https://www.therapie.de/psyche/info/index/diagnose/psychische-stoerungen-im-alter/demenz/.
По статистике, в Германии в 2022 году в 68,7 % случаев главными виновниками ДТП стали люди в возрасте 65 лет и старше. В 76,6 % случаев водители были в возрасте 75 лет и старше. И это при том, что пенсионеры реже используют автомобиль и проезжают на нем меньшее расстояние, т.к. им не нужно на работу.
Источник - статистика автоаварий за 2022 год, в автоматическом переводе на русский язык,
https://www-destatis-de.translate.goog/DE/Presse/Pressemitteilungen/2023/12/PD23_N064_46241.html?_x_tr_sl=de&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=wapp.
Немецкий автомобильный клуб уже 4 года проводит для водителей возраста 65+ бесплатные 1,5-2-часовые семинары про безопасность вождения
Sicher-Mobil, в том числе велосипеда и электровелосипеда. Группы небольшие, по 8-20 человек. Отвечают на все вопросы, в том числе связанные с новыми техническими решениями в транспорте.
На данный момент некоторые муниципалитеты Германии предлагают людям старше 75 лет бесплатный проезд на общественном транспорте в течение полугода в обмен на сдачу водительских прав.
Думаю, государству прежде чем отбирать автоправа у пенсионеров, нужно предложить им взамен возможность вызова куда угодно общественного транспорта в виде автобуса-шаттла. Такой с апреля появится в соседних с Гейдельбергом деревнях. Местность у нас горная, с серпантинами, большой автобус не проедет, а маленькому - в самый раз. К тому же новые маленькие автобусы можно будет заказать по телефону или на сайте с 5 утра до 1:30 ночи (обычный деревенский автобус ходит до 19 часов). Оплачивается такой мини-автобус по вызову как и обычный городской общественный транспорт - одноразовыми талончиками, месячными или годовыми абонементами, по обычной стоимости для городского общественного транспорта (единственное - его нельзя оплатить наличными). Еще один плюс - новые мини-автобусы являются электрокарами, т.е. не имеют вредных выхлопов. Это очень актуально для Германии, где многие используют частные автомобили с дизельным двигателем, купив их еще в те времена, когда стоимость дизеля частично компенсировалась государством. Последние пару лет в Германии, как и в других странах, дизель стоит дороже бензина.
Такие автобусы по запросу называются "fips" и постепенно распространяются по разным городам Германии. Напрмер, регион Баден-Вюртемберг выделил на эту городскую инициативу с апреля 2024 г. по март 2029 г. 1,5 млн. евро.
Я очень даже "за" проверку качества здоровья, скорости реакции, проверку ежедневно применяемых лекарств у водителей любой возрастной группы. Считаю, что водитель - это профессия, в любой профессии каждые, например, 5 лет требуется подтверждение квалификации. Хотя автоконцерны будут против :) Им важно продавать определенные объемы продукции.
В конце 2023 г.
министры транспорта стран ЕС собирались в Брюсселе чтобы рассмотреть введение новых правил выдачи водительских прав начиная с 2024 г. Это была часть реализации плана по снижению аварийности на дорогах. В том числе рассматривалась возможность ограничения срока действия водительских прав для людей в возрасте 70 лет и старше максимум 5 годами. Тесты на пригодность к вождению или курсы повышения квалификации можно было бы легко ввести во всех государствах-членах ЕС. Транспортный комитет даже потребовал обязательного медицинского осмотра для всех при получении, замене и продлении водительских прав. Однако большинство членов парламента ЕС отвергли эту идею в конце февраля 2024 года.
И еще хотела в теме про пенсионеров упомянуть про специальные музейные программы, ориентированные на группы посетителей с деменцией. Для них организуют специальные экскурсии, где обсуждают картины, например, периода импрессионизма, и показывают вещи из той эпохи, предлагая вспомнить, что носили они и люди в их окружении, вспомнить ассоциации - звуки, образы, запахи, праздники, эмоции... Это попытка оживить все те возможности памяти, которые еще сохранились у людей. Это не столько монолог искусствоведа, сколько диалог и яркие рассказы всех присутствующих.
Например, такую программу
KunstZeit, Искусство и Время, проводит для людей с деменцией Пинакотека Мюнхена. Подобные проекты действуют в городском музее Франкфурта и в Музее искусства в Ройтлингене.