Про качество бельгийских автодорог

Jul 20, 2023 08:51

Этим летом во вторую часть отпуска мы решили съездить в Бельгию. Просто из любопытства, т.к. там раньше не были и никто из знакомых тоже толком не был, только в паре городов и на автобусе.

Т.к. по дороге мы заехали за продуктами в Голландию (это крюк в 1,5 часа), то въехали в Бельгию, в сельскую часть страны, уже в сумерках. И первая мысль была:"Мы что, в России??" Это была самая бедная страна Западной Европы. Оказалось, что Бельгия давно и прочно находится в экономическом кризисе, денег на развитие дорог, социальной инфраструктуры, - нет. Пенсии и зарплаты крайне низкие. При этом уровень налогов - один из самых высоких в Европе. У страны огромный госдолг перед ЕС, поэтому она будет его выплачивать еще следующие лет 20.



Что поразило после Германии:

- много фонарей, освещающих магистрали. Правда, в ночное время они не всегда включаются, то ли не работают, то ли на электричестве экономят. Хотя у Бельгии есть пара АЭС.



- вдоль магистралей и региональных дорог нет парковок для дальнобойщиков, поэтому фуры и прочие грузовые машины ночуют прямо вдоль дорог, на боковой полосе.









- вдоль местных дорог не скашивают траву, поэтому много сбитых зверей.



- региональные дороги проходят через населенные пункты, прямо через деревни, с ограничением скорости 70-90 км/ч, т.е. водители почти не снижают скорость, въезжая в деревню. И весь этот гул, шум, пыль - жителям по ушам и перед глазами.







- на региональных дорогах много светофоров и перекрестков. Мы уже отвыкли от такого. На каждом перекрестке - масса видеокамер. Потому что нужно пополнять бюджет.







- но видеокамеры совсем не мешают водителям нарушать всё, что угодно - и езду через сплошную, и по встречке, и с нарушением скорости. Столько нарушающих водителей мы давно не видели.

- есть заправки, где категорически нельзя выбрасывать мусор. Стоят видеокамеры и висит объявление с обещанием штрафа в 200 евро.

- вдоль региональных трасс, где все едут со скоростью 90 км/ч, устроены велодорожки и люди по ним не боятся ехать. Вообще нет никакой безопасности для велосипедистов. Велодорожки должны идти в стороне от автомобильного транспорта.













- в деревнях почти нет тротуаров и нет светофоров с "зебрами".



- вдоль обочин много песка и щебенки, которая летит в лобовое стекло.





- местные водители обожают до блеска полировать машины. Видимо, это единственная дорогая вещь в хозяйстве, ею гордятся, а не просто используют как транспорт.

- вдоль дорог стоят деревянные столбы и висят провода.

- в деревнях устроены "лежачие полицейские" или водителей заставляют объезжать установленные "островки" со столбиками для снижения скорости.





- в деревнях удивительно много заброшенных, разваливающихся домов и сараев. Немецкоязычное население Бельгии почти полностью перебралось жить в Германию. Остались только те, кто говорит на голландском (на севере) и на французском (на юге). Север живет намного богаче, чем юг. Мы так и не поняли, зачем эти южные земли отделились от Голландии, были бы богатой страной.



- в Бельгии почти нет дорог для сельхозтранспорта, поэтому трактора выволакивают землю с полей прямо на региональные трассы.





- асфальт очень плохого качества, кривой, в заплатках, шумный, со стертой разметкой, которая давно перестала быть светоотражаемой. Сельские дороги в удручающем состоянии.





- на бельгийских дорогах часто встречаются опасные перекрестки и светофоры. Круговые развязки бывают крайне редко. Почему выбран именно такой стандарт обустройства дорог, непонятно.



- есть хорошо оборудованные магистрали, но их сравнительно мало. Это скорее отдельные линии между крупными городами, чем повсеместное правило. Иногда от деревни до магистрали нужно ехать 40 минут.





- есть недостаточно безопасные магистрали, где нет физического бетонного разграничения между встречными потоками. Также нет отбойников и сетки от животных.



- обозначение ремонта на дороге сделано небезопасно - нет физического ограничения, только светоотражающие столбики.



Для сравнения: так обозначают ремонт магистрали в Германии:





- магистрали, да и все прочие дороги, очень плохого качества, на них трясет, они шумные и давно требуют ремонта. Их подлатывают.









- ближе к границе с Германией бельгийская магистраль стала более качественной:



Можно сравнить бельгийские дороги с дорогами соседнего юга Голландии:

- на магистралях идеально ровный, тихий асфальт, с прекрасной светоотражающей разметкой. Если вдоль магистрали установлено освещение - ночью оно будет работать.







- в маленьких деревнях (при этом голландцы 90 % населенных пунктов называют городами) для снижения скорости дорожное полотно будут строить уровнем чуть повыше. Это заметно и удобно для преодоления и автомобилистами, и велосипедистами.



- вариант: столбики, суживающие дорожное полотно при въезде в населенный пункт, пусть даже самый маленький.



- велодорожки могут идти вдоль местной автодороги (они отмечены красно-кирпичным цветом) или чаще всего проходят отдельно, в стороне.



- в населенных пунктах будут как приподнятые над дорожным полотном тротуары, так и на одном уровне с ним, обозначенные разметкой и другим цветом.



- в деревнях будут устроены пешеходные переходы.



- будут созданы удобные парковки с паркоматами.



- в сельской местности вдоль дорог будут скашивать траву.





Напоследок цифры количества смертей в ДТП на дорогах Европы в расчете на 1 млн. жителей, данные на 2019 г.
Бельгия выделяется высокой смертностью по сравнению с другими странами Западной Европы.



Источник - https://de.statista.com/infografik/22952/zahl-der-verkehrstoten-in-europa/.

Есть такой сайт European Transport Safety Council (ETSC), где можно посмотреть последний отчет по безопасности дорог в странах Европы и сделать сравнение с соседними годами или за период в 10 лет. Так выглядит отчет о количестве смертей на дорогах Европы на 2022 год.

Победителем по уровню безопасности дорог в 2023 году стала Польша, которая снизила число смертей на дорогах за период с 2012 по 2022 г. на 47%.



Данные о количестве смертей на дорогах Европы на 2021 г.
Источник - https://trans.info/de/europa-eu-verkehrstote-283340.



Здесь можно посмотреть в динамике как менялась безопасность на дорогах в странах Европы с 2001 по 2015 год.
В верхнем ряду представлены карты с указанием количества смертей на дорогах в расчете на 1 млн. жителей.
Меньше всего смертей на 1 млн. жителей на 2015 год было зарегистрировано в Норвегии, Швеции и Англии.

Две картинки в нижней части таблицы - на сколько % уменьшилось число смертельных случаев в ДТП в Европе за период с 2001 по 2015 год и с 2010 по 2015 год.



Источник - https://www.dekra-roadsafety.com/de/weltweit-grosse-unterschiede/.

В среднем по ЕС в 2016 г. только 8% всех смертей произошло на магистралях, 37% - в населенных пунктах и 55% - на местных дорогах. Самая большая группа погибших - пассажиры автомобилей, 46%. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты особенно подвержены риску в населенных пунктах. 21 % всех погибших в результате ДТП - пешеходы, 14% - мотоциклисты, 8%  - велосипедисты.
Источник - https://www.dekra-roadsafety.com/de/weltweit-grosse-unterschiede/.

Здесь можно посмотреть ежегодный отчет о безопасности европейских дорог, опубликованный летом 2021 г. - https://etsc.eu/wp-content/uploads/16-PIN-annual-report_FINAL_WEB_1506_2.pdf. Например, там говорится, что в Швеции на миллион жителей в 100 раз больше камер контроля скорости, чем в Чехии. В Германии 99% пассажиров задних сидений пристегиваются ремнями безопасности, в Италии только 11%. Другая причина бОльшего количества автоаварий - традиционные для туристов страны (Франция, Италия, Голландия, Испания, Португалия, Австрия).

В 2021 году федеральное правительство и три региона (Фландрия, Валлония и Брюссель) приняли новый федеральный план обеспечения безопасности дорожного движения, направленный на сокращение вдвое смертности на дорогах к 2030 году и достижение «Vision Zero» к 2050 году.

В последние годы борьба с превышением скорости была приоритетом для Бельгии. Бельгия является четвертой страной Европы по количеству выданных штрафов за превышение скорости: 352 штрафа на тысячу населения. Кроме того, если в 2017 году было всего семь камер измерения скорости, то в 2020 году их было более 1200, в основном во Фландрии.

На рис. 5 показано изменение смертности на дорогах Европы (на млн. жителей) с 2011 по 2021 г.



На рис. 6 показано количество смертей на дорогах на миллиард пройденных км/транспортных средств для 21 страны Европы, по которым имеются актуальные данные. Этот показатель дополняет показатель дорожной смертности (рис. 5).

При таком измерении Норвегия, Швеция, Великобритания, Швейцария, Ирландия, Дания, Германия и Словакия лидируют в рейтинге с самым низким числом смертей на км/транспортных средств среди стран, собирающих актуальные общенациональные данные (рис. 6). Показатель в Латвии примерно в четыре раза выше, чем в странах, находящихся на вершине рейтинга.



Количество смертей на 1 млн. жителей в странах Европы в 2021 г.



Уточнение: только 25% случаев смертей на дорогах Европы являются следствием действия алкоголя, наркотиков или медицинских препаратов. Источник - отчет Road Safety Thematic Report, опубликованный в октябре 2021 г. При этом только 1,5-2% всех километров, пройденных в Европе, приходится на водителей с содержанием алкоголя в крови 0,5 г/л и выше.

В период с 2007 по 2009 год 50 000 водителей из 13 европейских стран были случайным образом протестированы на дорогах для оценки распространенности употребления алкоголя и наркотиков среди водителей в целом (проект DRUID). Было подсчитано, что в среднем 3,5% европейских водителей управляют автомобилем с содержанием алкоголя в крови (> 0,1 г/л), 1,9% с наркотиками, 1,4% с определенным списком лекарств, 0,37% с сочетанием алкоголя и наркотиков и 0,39% с различными видами наркотиков (Houwing et al., 2011).

В 2018-2019 годах распространенность употребления наркотиков и алкоголя изучалась путем самоотчетов (исследование ESRA) с вопросами о вождении в нетрезвом виде в предыдущие 30 дней (Achermann Stürmeret al., 2021; Meesmann et al., 2021). Среди европейских водителей 21% сообщили, что садились за руль в состоянии алкогольного опьянения, 13% сообщили, что содержание алкоголя в крови превысило установленный законом предел, 15% - после приема лекарств, которые могут повлиять на способность управлять автомобилем, и 5% - в течение 1 часа после приема наркотиков. Распространенность, о которой сообщают сами, варьируется в зависимости от страны (см. Рисунок 1).





Распространенность употребления алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств среди европейских водителей, попавших в аварию. Слева показатели среди тех, кто серьезно пострадал, справа - тех, кто погиб.



Подробное исследование чуть более 1500 аварий легковых автомобилей со смертельным исходом в Норвегии с 2005 по 2015 год выявило ряд особенностей водителей, которые привели к авариям с тяжелыми последствиями (Høye, 2020):

• ДТП в состоянии алкогольного опьянения и в состоянии алкогольного/наркотического опьянения непропорционально высоки в ночное время и в выходные дни. Непропорционально высоки случаи как вождения без прав, так и неиспользования ремней безопасности среди водителей в нетрезвом виде, особенно среди водителей в состоянии алкогольного опьянения.

• Доля молодых водителей среди водителей, находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, непропорционально мала, но не среди водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

• Количество старых автомобилей и автомобилей без электронной системы контроля устойчивости (ESC) непропорционально велико в авариях, связанных с алкоголем, но не в авариях, связанных с алкоголем/наркотиками.

• Количество аварий, связанных с употреблением алкоголя, на дорогах с высоким скоростным ограничением непропорционально велико и непропорционально мало на дорогах с низким скоростным ограничением.

• Среднегодовой дневной трафик ниже на дорогах с авариями, связанными с алкоголем, чем на дорогах с авариями с участием трезвых водителей.

• Аварии, связанные с алкоголем, сильно коррелируют с непристегнутыми ремнями безопасности, отсутствием прав и участием мужчин, а также с авариями с участием одного транспортного средства в условиях низкой интенсивности движения.

Количество смертей в ДТП в странах Европы на млн. человек, сравнение данных 2011 г. и 2021 г.



Источник - https://etsc.eu/16th-annual-road-safety-performance-index-pin-report/.

Материалы по теме:

- Размышления о развитии внутреннего тризма. Сравнение российской и европейской инфраструктуры для отдыха и путешествий.

- Про аварии в Германии в состоянии алкогольного опьянения. Много ли их?

- Про качество немецких дорог. Про дорожную ситуацию как часть экономической ситуации страны.

- Сравнение дорог Финляндии и Карелии

- Сравнение дорог Эстонии и Псковской области

- Про безопасность на дорогах. Сравнение дорог Польши и Германии.

Дороги, Бельгия, Авто

Previous post Next post
Up