Размышления на тему развития внутреннего туризма

Aug 31, 2020 21:30

В этом году в России случился-таки "железный занавес", когда из-за пандемии пришлось осваивать внутренний туризм. Люди вдруг стали интересоваться Уралом, Алтаем, Владимирской и Псковской областью. Активно делятся красивыми фотографиями природы, но при этом никто не показывает дороги, обычные жилые районы, деревни, жителей, улицы, фотографии гостиниц или кафе. Природу легко фотографировать - она красива сама по себе, если не испорчена человеком. Но самое интересное то, к чему приложил руку человек, все эти радости туристического отдыха вдали от цивилизации, когда долго-долго куда-то едешь, селишься в лесу посреди этой самой дикой природы, потом оказывается, что 21 век всё еще в эти края не пришел, поэтому вместо душа - только баня 3 раза в неделю, а туалет - во дворе. Вместо асфальта - гравийка, где проедет только УАЗ, а вместо автомобильного моста - старый, деревянный, давно требующий ремонта.

Я вспоминаю, как мы поехали в Карелию смотреть мраморный карьер Рускеала. Остановились в отеле "Гардарика", хотели единения с природой. Дороги по Карелии ужасные с плане асфальтового покрытия, 200 км мы ехали 4 часа, но особенно аккуратно нужно было ехать 1,5 км от сельской местной дороги до отеля, где помимо крупных камней были ямы. Отель ведь мог сделать для себя дорогу.

Отужинать в кафе при отеле так и не удалось, поскольку там был вечер оглушающей музыки. Нам вручили меню, мы его прочитали и потом долго кричали официанту через стойку что именно мы хотим заказать в номер. Это был потрясающий опыт. После ужина мы решили прогуляться до озера через дорогу, побыть наедине с закатом и туманом. Но единения не получилось, поскольку с соседней дискотеки к озеру вывалились пьяные гости, которые разговаривали исключительно криками и матом.






Вот такой вот человеческий фактор в поездках. Это и про сервис, и про дороги, и про уровень жизни, и про воспитание, и про безопасность. За 10 лет автопутешествий я приноровилась обращать внимание на разные мелочи, из которых состоят поездки: взаимоотношения людей, регулярность работы и качество транспорта, качество еды в кафе, безопасность и чистота на улицах, ухоженность территории городского района или деревни, качество детских и спортивных площадок, количество музеев и их сотрудники. Мне не всё равно, я хочу об этом рассказать и показать в фотографиях. Мне хочется, чтобы все знали, что можно организовывать жизнь по-другому. Что в музеях, например, нормально предложить посетителям в залах посидеть на удобных стульях или в отдельном небольшом зале между экспозициями выпить горячий кофе из автомата. По себе знаю, как это важно после 2 часов хождения и усвоения информации присесть на 10 минут, выпить кофе, обдумать увиденное.

Кафе в Барселоне при музее искусства модерна. Есть столики, есть кофейный автомат, стопка удивительных атласов эпохи модерна - полное самообслуживание.



Я не перестаю удивляться и радоваться скамейкам и стульям, которые всё чаще встречаются в европейских городах - просто на улицах, в скверах, на детских площадках или в полях между деревнями. Это для отдыха, для обеда, для созерцания и разговора.



Мне нравится, что то и дело я встречаю в полях, в горах карты, маршрутные столбики с указанием времени дистанции для пешеходов и велосипедистов. Такая маленькая, но важная забота о людях. Из этих мелочей складывается удобство жизни. Очень здорово встретить на окраине деревни или в центе деревни, возле туристического центра, туалет. Современный, автоматический, прекрасный. Это тоже часть заботы о людях.





Иногда едешь в какую-нибудь дыру в горах. Ну, так думаешь, что это дыра. А на месте оказывается, что там отлично оборудованная парковка, туристический центр, внимательные сотрудники, прекрасный туалет. Приезжаешь в другую французскую дыру, в старую-старую деревню, а там супермаркет с местными мясными пирогами, с фуа гра, отличное вино и микроволновка в углу, чтобы туристы не ели холодные пироги. Подумали о людях.



Или, например, подъезжаешь к какой-нибудь немецкой дыре, к началу горного пешеходного маршрута, а там - большая полезная карта региона и рядом, в спрятанном от дождя ящичке, бумажные карты региональных достопримечательностей и пешеходных маршрутов. Конечно, рядом еще есть код для скачивания на телефон, чтобы никто не заблудился. То и дело по лесам и горам будут встречаться лесные отели, созданные еще в 1960-х, где можно не только познакомиться с местной кухней, но и набрать туристических брошюрок, посетить туалет или переночевать. Это не туристические домики в спартанском стиле, это такие очень домашние, уютные отели.





Я могу жить в щитовом домике с удобствами где-то там, во дворе. Но до этого домика должна вести нормальная асфальтированная дорога, чтобы до него мог доехать любой житель страны. Тем, кто хочет передвигаться по Европе на внедорожниках типа Хаммера, нужно очень сильно постараться найти такие тропы. Причем эта территория должна быть разрешена для проезда (там может находиться заповедник, где нельзя чадить и распугивать животных). Такие места можно найти на севере Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия), в высоких Альпах, на Сардинии, на Корсике. Поэтому любители экстратяжелых автомобилей встречаются точечно только там.

Мне очень нравится, когда к людям относятся по-человечески, внимательно, уважительно. Когда заходишь в кафе, в отель и тебя встречают так, словно давно ждали. Я это очень ценю. Это не для того, чтобы ты оставил свой какой-то потрясающих отзыв в интернете, а потому что это базовая потребность - относиться друг к другу по-человечески, уважительно. Мне нравится, что в Европе нет навязчивого сервиса из разряда "А давайте я вам машину заправлю, помою, покараулю...". Мне нравится в отелях та степень доверия, когда заезжая, не нужно оставлять залог, а выезжая, не нужно ждать, что номер проверят на предмет сохранности  вещей. Просто сообщаешь сотруднику, что выезжаешь, что всё оплачено и оставляешь карточку от номера. И он тебе желает хорошего дня. Впрочем, тебе все желают хорошего дня - работники почты, продавец кофе, сотрудник магазина... Это как-то по умолчанию витает в воздухе, что все друг другу желают хорошего дня или хороших выходных.

Хочется разбавить свой рассказ фотографиями из разных уголков Европы, чтобы продемонстрировать тот самый естественный уровень комфорта, безопасности в поездках.

Отель в Турку, Финляндия. Мне очень нравится, когда в номере есть живые цветы, срезанные или в горшках. Это так просто и так уютно.



А это сам заросший девичьим виноградом отель. Здесь нет ничего специального, вычурного, дорогого и сложного. Просто домик в центре города, просто площадка для парковки машин и зелень.



То ли в отеле, то ли в туристическом центре я раздобыла путеводитель, которым активно пользовалась. Конечно, я готовилась к поездке, читала рассказы других, скачивала карты (это был 2014 год), брала материалы на туристической выставке, но самые полезные мелочи можно узнать из путеводителей на месте.



Это Каликс, Швеция, самый маленький номер за всю историю поездок - 9 кв.м. И при этом самый высокотехничный отель - там нет персонала. При оплате по карточке сообщают код, по которому можно войти в отель и в свой номер. Живых людей можно было встретить лишь на крыше, где был устроен паб с прекрасным видом на город.

При этом в номере уместилось всё - телевизор, кресло, рабочий столик, душевая кабина с туалетом - они справа, за полукруглым матовым стеклом. Пол-номера занимает кровать, всё как в Японии :) Одна подушка была пожертвована окну, потому что незаходящее солнце мешало спать, а жалюзи не было.



Федеральная трасса между Швецией и Финляндией. Спасибо, что огородили от животных. Там, где сетки не было, видели сбитого барсука. Ладно мы на машине влетим в животное, у нас 4 колеса, а у мотоцикла всего два, что с ним будет? Поэтому я очень радуюсь, когда для животных строят мосты, туннели и протягивают сетки вдоль дорог. Пусть все живут долго и счастливо.



Иногда федеральная трасса превращалась в трехполоску и тогда потоки машин разделялись тросами. При виде качества этой трехполоски я всплакнула, потому что вспомнила трассу Москва-Питер. Там были жуткие аварии из-за сочетания недостатка полос, отсутствия отбойников и большого трафика днем и ночью.



Есть отчет ВОЗ о глобальной ситуации с безопасностью на дорогах за 2018 год - https://nonews.co/wp-content/uploads/2019/02/GSRRS2018.pdf. Для детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет ДТП - самая частая причина смерти. Ежедневно на дорогах гибнет 3 700 людей во всем мире (1,35 млн. в год), 50 миллионов в год получают повреждения, в том числе те, которые приводят к пожизненной инвалидности. Смертность от ДТП по всем возрастным группам превышает смертность от ВИЧ, туберкулеза и диарейных заболеваний. Это огромная нагрузка на семью и на систему здравохранения. Этих жертв могло бы не быть. На 2019-2023 гг. ВОЗ назначен план снижения смертности на дорогах в два раза.

На 2019 г. показатели смертности на дорогах ЕС были самыми низкими в Швеции (22 смертей на миллион) и Ирландии (29 на миллион), а самыми высокими в Румынии (96 на миллион), Болгарии (89 на миллион) и Польше (77 на миллион).

Здесь можно посмотреть график с цифрами смертности на дорогах ЕС - https://www.statista.com/statistics/323869/international-and-uk-road-deaths/. Черный цвет - данные за 2019 год, синий - данные за 2018 г. Наверху - Румыния со смертностью 96 человек на миллион. В России в 2019 г. на дорогах погибло почти 17 000 человек, пострадали 211 000 человек



Самое большое снижение смертности на дорогах ЕС в 2019 г. было зафиксировано в Швеции (-32%), Финляндии (-14%) и Латвии (-12%). Если посмотреть на тенденцию в долгосрочной перспективе 2010-2019 гг., количество смертей на дорогах Европы снизилось в среднем на 23%.

В России в мае 2019 г. было принято решение к 2024 г. снизить уровень смертности на дорогах в 3,5 раза. На февральской конференции в Швеции было принято решение к 2030 г. вдвое снизить количество смертей и травм от ДТП во всем мире.

Если брать данные по ЕС на 2018 г, то количество смертельных аварий распределяется так: 53% погибло в ДТП на сельских дорогах, 38% погибло в городах, 9% - на магистралях.  Кто гибнет: водители и пассажиры легковых автомобилей составляют 45% всех умерших на дорогах, пользователи двухколесных транспортных средств составляют 26%, а пешеходы - 21% от общего числа погибших. В ДТП гибнут в основном мужчины (76%). У мужчин в возрасте до 25 лет в 3 раза выше вероятность погибнуть в ДТП, чем у женщин. На каждого человека, погибшего в ДТП, приходится около пяти человек, которые получают серьезные травмы с жизненно важными последствиями. Серьезные травмы часто дороже обходятся обществу из-за длительной реабилитации и медицинских нужд.

На пожилых людей приходится более четверти всех смертельных случаев, хотя пропорционально больше молодых людей погибает на дорогах.

В 2018 году на людей в возрасте 65 лет и старше приходилось 28% всех смертей на дорогах. Этот показатель возрастает до 38%, если смотреть только на городские дороги. Эта возрастная группа особенно уязвима в качестве пешеходов, на них приходится 58% всех погибших пешеходов на городских дорогах.

13% погибших на дорогах ЕС - это люди в возрасте от 18 до 25 лет, в то время как только 8% населения относятся к этой возрастной группе. Это означает, что молодые люди имеют непропорционально большую вероятность попасть в ДТП со смертельным исходом. Большинство (64%) молодых людей, погибших в ДТП, составляли водители или пассажиры автомобилей, и только 8% - пешеходы.

В целом средний возраст жертв ДТП в ЕС увеличивается: пожилые люди в возрасте 65 лет и старше составили 28% от общего числа погибших в 2018 году по сравнению с 22% в 2010 году.

Источник - Статистика дорожной безопасности ЕС за 2019 год - https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/qanda_20_1004.

93% смертельных случаев на дорогах в мире происходит в странах с низким и средним уровнем доходов, хотя на эти страны приходится примерно 60% транспортных средств в мире. Смертность от ДТП наиболее высока в Африке. Даже в странах с высоким уровнем доходов люди из более низкого социально-экономического уровня с большей вероятностью попадут в ДТП.

Дорожно-транспортный травматизм наносит значительный экономический ущерб отдельным лицам, их семьям и странам в целом. Эти потери возникают из-за стоимости лечения, а также из-за потери производительности для тех, кто погиб или стал инвалидом из-за травм, а также для членов семьи, которым необходимо взять отпуск на работу или учебу, чтобы позаботиться о раненых. ДТП обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта.

Увеличение скорости на 1% увеличивает риск аварии со смертельным исходом на 4% и на 3% - риск аварии с серьезными повреждениями. Риск смерти пешехода от столкновения с автомобилем стремительно возрастает - в 4,5 раза с 50 до 65 км / ч.
При боковом ударе между двумя автомобилями риск гибели пассажиров автомобиля составляет 85% на скорости 65 км / ч.

В случае вождения в нетрезвом виде риск ДТП начинается при низких уровнях концентрации алкоголя в крови (BAC) и значительно возрастает, когда BAC водителя ≥ 0,04 г / дл. В случае использования наркотиков риск ДТП увеличивается в разной степени в зависимости от психоактивного вещества. Например, риск аварии со смертельным исходом среди тех, кто употреблял амфетамины, примерно в 5 раз больше, чем у тех, кто этого не делал.

Правильное использование шлема может привести к снижению риска смертельных травм на 42% и к снижению риска травм головы на 69%.
Использование ремня безопасности снижает риск смерти водителей и пассажиров передних сидений на 45-50%, а риск смерти и серьезных травм для пассажиров задних сидений - на 25%.
Использование детских удерживающих устройств может снизить смертность на 60%.

Водители, использующие мобильные телефоны, примерно в 4 раза чаще попадают в аварию, чем водители, не использующие мобильный телефон. Использование телефона во время вождения снижает время реакции (в частности, время реакции при торможении, а также реакцию на светофоры), и затрудняет удержание правильной полосы движения и соблюдение правильного расстояния.
Телефоны с громкой связью ненамного безопаснее карманных телефонов, а отправка текстовых сообщений значительно увеличивает риск аварии.

Источник - Отчет ВОЗ за февраль 2020 г. - https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries.

В 2017 г. ВОЗ опубликовал документ «Спасти ЖИЗНЬ: пакет технической документации по вопросам безопасности дорожного движения», где представлены подробные сведения о важнейших мерах, которые способны оказать наибольшее влияние на число смертей и травм в результате ДТП в кратко- и долгосрочной перспективе. Эти меры касаются регулирования скорости, проектирования инфраструктуры, безопасности транспортных средств, законов и контроля за их соблюдением, оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП. Документ на русском языке лежит здесь - https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/258524/9789244511701-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

Ниже - рисунок из документа ВОЗ "Спаси ЖИЗНЬ":



Остановки в шведской и финской глуши:



Никаких грунтовых обочин, наклеенных объявлений, раскачивающихся на остановках подростков (это мне вспомнилась Выкса).



Ремонт дорог оформляют очень выразительно, со светоотражающими знаками. Вспоминаю ремонт объездной Великого Новгорода, оформленный пластиковыми разделителями, совершенно невидимыми в темноте. Для утяжеления строительные рабочие сверху на пластиковые детали клали мешочки с песком. А потом в темноте фуры, идущие плотным потоком, отфутболивали эти пластиковые разделители.



Вспоминается ремонт на трассе от Москвы в сторону Нижнего Новгорода, без светоотражающих элементов, со сбитыми столбиками:



Дорога в сторону Мурома, руки тряслись от неровностей:



Сельская финская дорога с освещением, разметкой, заасфальтированной обочиной.



Дорога в Выксе:



Позирую на фоне пляжа Выксы, где на краю озера когда-то был построен металлургический комбинат.  Местные здесь же купаются, здесь же мусорят. Кругом пустые банки, бутылки, пакеты из-под еды. Мы просто решили прогуляться вокруг отеля и комбината, 500 м в сторону.



Муром:



Муромский бизнес-инкубатор:



Касимов и разваливающиеся торговые ряды:





В Поленово было прекрасно:



Но вот дороги:



Ремонт трассы "Дон" в 2014 году:





Мы какими-то объездами ехали в Коломну на яблочный фестиваль. Меня поразило Игнатьево с его телевизионными тарелками, отделанными сайдингом балконами:



С разваливающимися зданиями:



Со странной публикой в спортивных костюмах:



Отдельной изюминкой был водитель с багажником нараспашку:



Мусор, выброшенный на обочину:



Сельская дорога:





Природа под Коломной очень красивая. Надо просто преодолеть дорогу, чтобы ее увидеть:



На фестивале повсюду были красиво разложены яблоки, были инсталляции с книгами, вареньем, тыквами, цветами. Поразили женщины, которые друг другу говорили:"Бери побольше, это бесплатно. Я себе уже две сумки набрала".





Остановка на обратном пути в Москву:



Пока стоишь в пробке, тебе продадут всё - натяжные потолки, комбикорм и ОСАГО:



Это ближе к Москве. Что рекламирует маршрутка и рекламный щит - я теряюсь в догадках:



Москва с кондиционерами:



Торжок. Написано, что объект охраняется государством. По-моему, просто ждут когда здание окончательно развалится.



Кимры, город сапог и купцов:



Тот момент, когда едешь по обычной местной дороге между Приозерском и Выборгом и внезапно видишь знак "Асфальт заканчивается через 100 метров". Это было совсем небезопасно, поскольку дорога начала петлять и обнаружилось, что по ней, поднимая пыль, едут только груженые лесовозы и нас, легковушку, они не видят, потому что не ожидают увидеть.





А природа в тех краях красивая:



Это Выборг, парк Монрепо:


Путешествия, Дороги, Авто

Previous post Next post
Up