Во Франкфурт за крокусами и подснежниками

Mar 28, 2023 19:20

В начале марта мы поехали встречать весну, т.е. любоваться подснежниками, во Франкфурт. Лучшее место для этого ботанический сад города. Хотя, не скрою, подснежники щедро растут в деревне неподалеку, Bad Rappenau, соляном курорте, но там - только подснежники и только возле замка. А хотелось простора, много цветов, чтобы заодно и крокусы были.

Крокусы мы встретили еще во время прогулки по Франкфурту. Есть такие хорошенькие городские районы, как, например Вестэнд, Westend, с виллами, с садиками, где под огромными кряжистыми деревьями раскинулось пестрое полотно крокусов и первоцветов. Кто-то их высадил и им здесь хорошо.





За зиму взгляд устает от однообразных коричнево-темно-зеленых оттенков и хочется чего-то яркого, свежего. Чтобы чувствовалось, что неумолимо наступает новое время года. Наблюдение за цветами как раз позволяет организму проснуться и взбодриться.



И вот мы уже идем вдоль длинного забора по дороге к ботаническому саду. Она названа в честь его основателя Зисмайера, Siesmayer. Также его имя носит и кафе при ботаническом саду. Хорошенькое, с действительно вкусными кондитерскими произведениями, немного дороговатое для своего уровня, зато там можно и пообедать после парка, да и вообще рядом других аналогов для обеда не обнаружено.



Зисмайер был садовником, садовым архитектором и одним из основателей Пальмового сада. В свое время он учился у садовников, которые работали во Франкфурте, в Висбадене и в замке Бибрих неподалеку от Висбадена. Вообще Зисмайеров было трое - Николаус, старший брат, занимался культурой растений, средний, Генрих посвятил себя уходу за усадебными садами и выучился на садового архитектора, а про третьего будет история чуть ниже. Они вместе создали Пальмовый сад во Франкфурте, а также несколько парковых садов при различных немецких замках, в том числе для гендиректора BASF и парк в поместье Ротшильдов во Франкфурте, неподалеку от Пальмового сада. Также второй брат Зисмайер был придворным садовником двора великих герцогов Гессенских.

Для создания коллекции ботанического сада во Франкфурте, второй Зисмайер вместе с членами комитета по планированию объехали Бельгию, Францию, Англию в поисках необходимых экспонатов.

Парк обязан своему созданию и Зенкенбергу, Senckenberg, физику, врачу, натуралисту, коллекционеру, который родился во Франкфурте. Кстати, его именем назван и Музей естественной истории, куда мы потом отправились в тот же день.

Зенкенберг был трижды женат, но все его жены и дети при том уровне развития антисептики и медицины быстро умерли, поэтому свое достаточно большое наследство он посвятил Фонду, который занимался продвижением медицины, для создания библиотеки и коллекции, которая была на пользу врачам и их пациентам, а также купил огромный участок земли за городом, где задумал построить свой жилой дом, городскую больницу и большой ботанический сад. Идея закладки сада была в том, чтобы там выращивали лекарственные растения для врачей. Полтора года спустя, осматривая купол почти достроенного госпиталя, он упал с лесов и погиб. После себя он оставил 53 тома дневников и 600 папок с дополнительными заметками, которые расшифровывают до сих пор.

Из-за тематики ботанического сада как Аптекарского огорода, его управляющими вплоть до 1867 г. назначались медики, которые раздавали задания садовникам, и только потом - ботаники.

Этот сад неоднократно расширялся, менял экспозицию, был то бесплатным, то платным. А сейчас - это просто приятное место для прогулок, результат эффективной работы ботаников, историков, садовников, которые сделали действительно интересную коллекцию растений из разных уголков мира. А еще это "зеленые легкие города", где между цветами снуют насекомые.

Но в начале марта пчелы еще спят, поэтому расцветают только ветроопыляемые цветы. Например, крокусы.



Огромные лужайки крокусов.



И немного - нежных подснежников.





Голубые пролески-звездочки.



И тут на краю сада был замечен Нильский гусь. Это такой страшный зверь, который в период весеннего гона может бегать за людьми, шипеть, гоготать, плеваться слюной и демонстрировать все свои немаленькие зубки. Мы его предпочли широко обойти. Он явно стоял на посту и был недоволен нашим визитом.



Рядом по соседним опавшим листьям прошуршала белка. Своей шкуркой она совершенно слилась с цветом местности. В прошлый раз здесь не было столько молодых щуплых белок, может недавно завезли?





Рядом набирала силы для цветения весенняя магнолия. Но еще пока рано. Ее время - последняя треть марта.



А вот для желтых цветов гамамелиса весь февраль и начало марта - самое время. От нее по воздуху растекался едва уловимый сладкий аромат.



И тут, увидев очередную огромную поляну крокусов, я заметила, что она здорово вытоптана. Кто это сделал? Гуси! Это они, толстые создания, везде ходят, щиплют траву и вытаптывают первоцветы.





Вытоптанные крокусы:



Подснежники держались как-то в стороне, вокруг них не было вкусной травы, поэтому их гуси не вытоптали.



Совершенно нежные создания.



Ковер подснежников под старым раскоряченным деревом.



Рядом пышно расцвели нарциссы. Они достаточно холодостойкие, тюльпаны вырастут на полтора месяца позже.
По-немецки его второе название звучит как Osterglocke, Пасхальный колокольчик, очень точно подмечено.



Очень здорово, что на полянах посадили крокусы самых разнообразных расцветок. Их приятно рассматривать, это словно картина, которую хочется рассмотреть с разных ракурсов.







За этими тычинками крокуса, шафраном, охотятся любители самой дорогой специи в мире (в пересчете на грамм). Шафран придает выпечке тонкий сладкий аромат, а рису - ярко-желтый цвет.













Рядом, громко гогоча, прошествовал два гуся. Они были настроены весьма воинственно.



Ощущалось, что их миссия - первыми занять пруд.



Видимо, утка тоже что-то почувствовала от них недоброе и поспешила убраться подальше.



Начало марта - также время цветения рододендронов.



И едва просыпаются камелии. Всё же это более нежные растения, их время - середина-конец марта.



Ковер желто-синих крокусов.









Едва просыпается весенняя магнолия.



Зато вовсю цветут нарциссы.



Мы зашли в Дом бабочек, который открылся относительно недавно. При входе можно посмотреть как из куколки появляются бабочки.



Эти огромные бабочки свободно летают по оранжерее и садятся отдыхать прямо перед носом посетителей. В этот момент можно внимательно рассмотреть их окраску крыльев и заметить, как точно природой создан "глаз" на крыле.



В качестве корма бабочкам предложили на шпажке кусочки банана и апельсина.





Еще мы зашли в Пальмовый дом, где, конечно, сразу попали в мир высокой температуры и влажности, поэтому пришлось переключиться с фотоаппарата на телефон. Здесь пышно цвели в вазах алые амариллисы.





В этом месте на полу так и написано "Лучшее место для фото".



История с Пальмовым домом очень интересная. Всё началось в 1866 г., когда закончилась австро-прусская война и по ее итогам Пруссия среди прочих земель получила и Франкфурт-на-Майне. Во Франкфурте находилось поместье герцога Нассау-Люксембургского, который воевал на стороне проигравших. Поэтому земли у него отобрали, а все титулы - оставили. Герцог потом переехал жить в Баварию. В качестве компенсации ему подарили 15 млн. гульденов (плюс ежегодные 4,5%) и оставили 4 замка.

Недалеко от Висбадена у герцога был и замок Бибрих с оранжереей тропических растений. Т.к. земли у него всё равно отобрали, растения и деревья из оранжереи он продал жителям Франкфурта, которые к тому времени создали городское Общество Пальменгартен, Пальмового сада. Это Общество было очень популярно, в его акции быстро вкладывали деньги и тем самым быстро смогли выкупить и перевезти все растения из Зимнего сада Бибриха в новую огромную Оранжерею Франкфурта. Это была инициатива исключительно жителей города, не администрации, как и с постройкой знаменитого Железного моста, с которого сейчас все так любят фотографировать Франкфурт. И уже в марте 1871 г. благодаря усилиям садовника Зисмайера был открыт Пальмовый сад, созданный по подобию английских и французских оранжерей. Также Зисмайер на 18 лет стал первым директором Пальмового сада.

Вокруг, в районе так называемого Нового парка, в конце 19 в. разместились спортивные площадки для занятий большим теннисом, крокетом и велоспортом. Теннисные корты зимой заливали и превращали в конькобежные корты, которые пользовались большой популярностью у представителей высшего класса.

Младший брат Генриха Зисмайера, Карл Фридрих фон Зисмайер, Karl Friedrich von Siesmayer, (1821-1902), был директором придворных садов в Петербурге и в частности - директором придворного Таврического сада. В России его называли Карл Фридрих или Фёдор Васильевич Зюсмайер. На протяжении 37-ми лет он заведовал оранжереями Таврического дворца, перестроил и оборудовал пальмовую теплицу, заложив известный пальмовый сад, впервые ввёл культуру пальм в небольших кадках для декорации придворных балов и праздников. Один из основателей Российского общества садоводства.

А на улице в это время, под весенним ветром и солнцем начинал огромными розовыми цветами распускаться миндаль.



Запах у цветов съедобно-теплый, чем-то напоминает ваниль.



Если хочется получить настоящее удовольствие от буйного цветения миндальных деревьев, можно с середины марта и по начало апреля ехать в Пфальц, гулять вдоль Миндальной тропы, в конце марта ехать в Шветцинген (Schwetzingen), где высажен миндальный сад, или в начале-середине апреля ехать в Бонн, где в центре города высажена миндальная аллея.

Ботанический сад, Франкфурт, Германия

Previous post Next post
Up