Очевидно, скипетры изначально являлись инсигниями духовной власти. Скипетры, как инсигнии военно-аристкратической власти, вторичны.
По крайней мере, такой вывод можно сделать из материала, который собрала
ESENIA: "Согласно чешско-голландскому археологу Мареку Звелебилю (Звелебил был специалистом по финскому и балтийскому мезолиту), лось рассматривался как животное-посланник, играющее центральную роль в посредничестве между миром духов и миром людей.
Ниже приведена фотография двух скульптур с головами лосих: одна из Финляндии, а другая из Западной России. Обе головы датируются 7000-6000 гг. до н. э.
Каждая скульптура головы лося имеет отверстие, в которое, вероятно, была вставлена палка или шест. В этой форме, по словам Звелебиля, они находят прямую параллель с шаманским ритуальным жезлом, используемым для посредничества между естественным и сверхъестественным мирами и могут быть истолкованы как шаманские предметы.
В 2019 году подобный шаманский посох был найден в Венгеровском районе Новосибирской области.
Учёные предположили, что сей предмет мог быть элементом ритуального жезла.
Очевидно, такого рода посохи использовались в шаманской практике для призывания духа лося как посланника и проводника в три мира.
Академик Рыбаков обращал внимание на то, что навершием шаманских жезлов в основном являются лосихи.
ESENIA, говоря о погребениях шаманов в Оленеостровском могильнике, приводит нижеследующее изображение:
"На рисунке слева - могила изт северного сектора, где нашли скульптуру лося. Учёные считают, что скульптура лося была предназначена для ручного использования - она привязывалась к рукоятке и служила навершием для церемониального посоха".
В евразийской степи находят каменные набалдашники пастушеских посохов, которые интерпретируются как инсигнии власти. По-видимому, таким образом арийские пастухи позиционировали себя колдунами. Очевидно, это у них были такие "понты" для придания пущей важности собственной персоне.
Конечно, они, например, в lV или lll тысячелениях до н. э. сосуществовали наряду с шаманскими посохами. Но пастушеские скипетры, скорее всего, были симулякрами шаманских жезлов. Во всяком случае, они появились не раньше одомашнивания дикой лошади, что имело место быть, скорее всего, в Vl тысячелетии до н. э. Тогда как у шаманства "ноги растут" из верхнего палеолита, а некоторые антропологи вообще считают одновременным и взаимозависимым процессом появление шаманства и человека разумного.