В статье
Древний символ уже говорилось о Ж-образном знаке, напоминающем древо жизни. Об этом же знаке мы говорили и в заметке
Древние петроглифы. И этот же знак считается знаком фригийской Матери богов Кибелы (см.:
Знак богини-матери).
ESENIA приводит варианты символа "канага" в доисторической Африке.
Недавно в труднодоступной пещере в 60 км от города Серабит-эль-Хадим (юг Синайского полуострова) были обнаружены пещерные рисунки, датируемые 10 тыс. лет до н. э.
ESENIA трактует нижеследующие картинки как изображения Номмо, первочеловека у догонов, сотворённого Аммой (что-то наподобие библейского первочеловека Адама, пока ещё из него не "изошла" Ева).
Вот именно. Немного порывшись в Сети, я там нашёл изображение Номмо в виде женщины.
Это может быть оттого, что Номмо, сотворённый Аммой, был по сути муже-женщиной? (Вскоре после своего создания Номмо претерпел трансформацию и размножился на четыре пары близнецов.)
Но, как бы там ни было, этот знак нельзя считать "фирменным" знаком одних лишь догонов. Догоны сохранили его потому, что жили в пустыне Сахара, изолированные от внешних влияний. Сохранили то, что было живо 10 - 12 тыс. лет назад. Поэтому я не согласен с тем, что ESENIA связывает этот знак с африканской мифологической традицией поклонения Амме.
Далее ESENIA обращает внимание на этот знак в настенных росписях Чатал-Хююка (7400-5600 гг. до н. э.).
А также в пещере близ турецкого портового города Мерсин в непосредственной близости от Кипра.
Археологи утверждают, что пещера, в которой был обнаружен священный символ, была в своё время святилищем древних людей.
Примерно тот же знак угадывается и в росписи сосуда из Эйн-эль-Джарба, неолитического поселения (ок. 6000 лет до н. э.), расположенного в 20 км к юго-востоку от Хайфы (Израиль).
Ну, и ещё здесь можно привести изображение танцующих человечков из Карадерской пещеры в горном массиве Латмос (Анатолия).
А это - т. наз. "печать Анау", артефакт, относящийся к культуре Анау БМАК ок. 2300 г. до н. э.
Безусловно, этот древний символ является архетипическим выражением "двойничества" человека (богочеловека, богозверя, андрогина, духовно-телесной антиномии и т. д.), и, как все архетипы, он "проявляется" в бесчисенных вариантах во все века у всех народов. Я думаю, что здесь даже и не стоит пытаться найти каую-то "истоковую" форму.