«По словам сына Хайдеггера, Германа, отец однажды сказал ему: "Во мне мыслится. Я не могу этому противиться" (Es denkt in mir. Ich kann mich nicht dagegen wehren)» (Цит. по: В. А. Подорога, «Авто-био-графия»).
В связи с этим вспоминаются "Опавшие листья" В. В. Розанова, в которых сей гениальный философ делал приписочки в скобках, где и при каких обстоятельствах та или иная мысль "явилась" ему: (на Невском, ремонт), (за чаем вспомнил), (на побывке в Москве), (в клинике Ел. Павл.), (провожая Верочку в Лисино, вокзал), и т. д. То есть, идеи к нему "приходили" в самых разных местах, а не только дома, в рабочем кабинете. Не так, чтобы "дай-ка я сяду и напишу что-нибудь", а так, что сначала как бы "с потолка" сыпались записочки, он их собирал, а потом садился за стол и составлял из них свои "Опавшие листья".
Интересно, что у Сократа был свой демон ("даймоний"), голосу которого он приписывал свои предсказания, и который руководил его поведением, удерживая от неразумного и вредного.
Известно, что Сократ принимал участие в неудачной битве под Делием и во время отступления не захотел вместе с прочими бежать по одной из трёх дорог, но выбрал совершенно иную. На вопрос, почему он так делает, Сократ отвечал, что его не пускает демон; те, которые бежали другой дорогой, наткнулись на неприятельскую конницу.
"Даймоний" был описан в нескольких сочинениях Плутарха, прежде всего - в «О даймонии Сократа». В своей биографии Нумы Плутарх называет Залевкa, Зороастра, Миноса, Нуму и Ликурга как людей, к которым являлось божество, то есть обладавших даймонием.
По мнению философа науки Эдгара Цильзеля, понятие «даймоний» схоже с понятием гения в римской культуре: оба эти понятия представляют собой аспекты веры в духов.
Ну, а что если предположить, что именно так и происходит мыслительный процесс? У некоторых людей, при известных обстоятельствах, заводится в голове своего рода "червячок", и после этого человеку "мыслится". "Червячок", как тутовый шелкопряд, выпускает из себя "нить" мысли, а человек наматывает её "себе на ус", и с другими делится.
Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем.
Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Источник картинки.
Триптолем, Персефона и Деметра.
Слева Персефона даёт Триптолему элевсинский колос вечной жизни, а справа Деметра опускает ему на голову бабочку сверхсознания. Как говорит Википедия, "ту́товый шелкопря́д - бабочка из семейства настоящие шелкопряды, производитель шёлка".