Ш. Н. Исянгулов в статье "
ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ КОРНИ ЮРМАТЫНЦЕВ (ПО ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИМ ЛЕГЕНДАМ О ЛЕБЕДЕ)" пишет о башкирском племени
юрматынцев, которые, как говорит Википедия, являются потомками ассимилированных тюрками древних сарматов, переживших этап этнического взаимодействия и смешения с уграми и переселившихся вместе с булгарами из Приазовья на Волгу.
"Одним из существенных аргументов в пользу наличия древнетюркских корней в составе племени юрматы является, по нашему мнению, генеалогическая легенда о лебеде, записанная Р.Г. Кузеевым в 1953 г.: «Однажды на охоте единственный сын Юрми-хана хотел подстрелить лебедя, но тот обернулся прекрасной девушкой. Юноша женился на ней, и их потомки образовали племя Юрматы» [1]. Кроме того, житель д. Ишбулдино Матраевского (современного Зилаирского) района республики Ф. Муратов сообщил Р.Г. Кузееву, что Юрмый-хан был ханом юрматынцев и имел четырёх сыновей.
Данные легенды достаточны близки к древнетюркским генеалогическим легендам, зафиксированным в китайских источниках. По одной из таких легенд, предки древних тюрков происходили из владетельного дома Со, обитавшего на севере от хуннов. Вождь рода Апанбу имел 17 братьев. У одного из них - Ичжинишиду («сын волчицы») было четыре сына. Старший из них Надулу-шад принял имя Турк, а третий из братьев превратился в лебедя. Интересно и то, что сыновья Надулу-шада, имевшего 10 жён, «прозывались по дому матерей» [2].
И китайский источник, и башкирская легенда свидетельствуют, таким образом, о существовании счёта родства (и скорее всего, традиции передачи этнонима) по материнской линии. По мнению С.В. Киселёва, данное свидетельство о сохранении у тюрков счёта родства по материнской линии «особенно убеждает в том, что в основе разбираемых легенд лежат некогда бывшие реальными события и представления» [3].
Некоторые матриархальные пережитки у юрматынцев сохранялись вплоть до XVIII-XIX вв. О наличии пережитков почтительного отношения к женщине, слабых отголосках матриархата у юрматынцев писал Р. Г. Кузеев, анализируя
шежере деревень Четырман и Мукач. В этом шежере указано 18 женских имён, в него включены дети, внуки, правнуки женщин. «Это сделано несмотря на то, что по обычному праву их дети принадлежат к роду отца… Возможно, что составители шежере ещё помнили традицию, согласно которой потомки членов рода по женской линии могли причислить себя в равной мере как к роду отца, так и к роду матери», - пишет Р.Г. Кузеев [4]."
Далее Ш. Н. Исянгулов рассказывает о миграциях юрматынцев по Сибири и о войне с кыпчаками, но это уже выходит за рамки нашего сообщества.
--------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Башкирское народное творчество. Т. 2. Предания и легенды / пер. с баш. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. С. 117.
[2] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. - М.; Л.: АН СССР, 1950, с. 221-222.
[3] Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. - М.: АН СССР, 1951, с. 494.
[4] Башкирские шежере / сост., пер. текстов, введ. и коммент. Р.Г. Кузеева. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1960, с. 184.