С. Г. Фатыхов в статье "
МАТРИФЕНОМЕННЫЕ ИСТОКИ ПРОТОТЕХНИЧЕСКИХ ОПЫТОВ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА" пишет, что "совершенно некорректно считать, что только духовная жизнь мужчины всецело совпадает с суммой человеческой культуры, генерированной в самом начале антропогенеза". "На наш взгляд, - говорит он, - культурогенез начался с поведенческой реакции не мужчины, а именно женщины, которая в матриархально-матрифеноменную эпоху смогла создать надбиологические средства адаптации к среде, первые человеческие жизненные технологии и жизнеощущение, отсутствующее в животном мире.
Охота, которой занимались самцы первобытных человеческих стад, представляла собой узкоспециализированную сложность, едва преодолевавшую генетически фиксированные моторные программы поведения. Зато изобрётенная женщиной технология человеческой жизнедеятельности через научение, воспроизводство независимого от генетики культурного опыта преодолела эту фиксацию".
Да, почему-то мало кто обращает внимание на рашающую роль традиции в антропогенезе. Антропологи иногда находят на стоянках неандертальцев отдельные орудия охоты, которые ничем не отличаются от аналогичных орудий кроманьонцев. Это говорит в пользу того, что у неандертальцев были свои изобретатели-"кулибины", но у них не было языка как средства передачи традиции, и поэтому все их изобретения были "одноразовые". Тогда как кроманьонцы мгновенно подхватывали "ноу-хау" и распрострастраняли его по всей популяции. Значит, много важнее для человечества сделал не тот, кто изобрёл, допустим, копьеметалку, а тот, кто создал "первобытный интернет", социальную сеть, в которой могли распространяться новые идеи.
"Правда, имеются предположения, - пишет далее С. Г. Фатыхов, - что и охотой с использованием орудий (палки-копья) первыми стали заниматься женщины, а не мужчины. Косвенно об этом могут свидетельствовать наблюдения британских антропологов из Кембриджа Джил Пруэтц и Пако Бертолани. В сенегальских джунглях Фонголи они длительное время наблюдали за самками шимпанзе, которые отламывали подходящую палку, заостряли её зубами и гонялись за кустарниковыми обезьянками, накалывая их на импровизированное копьё. Учёные задокументировали 22 случая такой охоты. Причём искусство изготовления копья и охоты с ним перенимали у самок их дочери, проводившие с матерями большую часть времени, а не самцы.
Другие наблюдения за приматами также показывают, что у них самки, а не самцы постоянно импровизируют и приобретают новые навыки. Одна из японских макак научилась обмывать клубни сладкого картофеля в воде, и этот способ поведения, несмотря на полное его игнорирование самцами, постепенно распространился среди других животных. Вторая макака, обнаружив, что солёная вода даёт сладкому картофелю приятный привкус, стала после каждого укуса вновь опускать его в морскую воду. Она же, подержав в воде пшеницу, увидела, что песок быстро утонул, шелуха всплыла на поверхность, а в руке остались чистые, вкусные зёрна. Многократное повторение операции привело к её усовершенствованию и усвоению другими членами стаи [1].
Что касается праматери человека, то её исследовательский поведенческий опыт зафиксирован в мифологии, однозначно подчёркивающей женский, а не мужской приоритет в протокультурных, протообщественных и прототехнических изобретениях «гомо сапиенса». Австралийцы-юленгоры считали, что их женщины-прародительницы Джункгова (Джунгаваул или Дьянггавул) не только сотворили природу [2], но изобрели ремёсла, придумали палки для выкапывания ямса, пояса из перьев, браслеты, мешки, сплели сумки для сбора пищи, научили людей танцам, добыче огня и всему прочему [3]. В мифологии папуасов герои-мужчины не изготавливали, а похищали у матерей-прародительниц первые образцы предметов материальной культуры, а у индейцев женское божество Цицинако - Женщина-Мысль - называло вещи, и они мгновенно возникали как элементы жизни.
Новые формы поведения, материальные и социальные потребности в раннем матриархате развивались настолько интенсивно, что за относительно короткий период радикально преобразили систему питания первобытного человека. Льюис Генри Морган подчёркивал, что «человек - единственное существо, о котором можно сказать, что он приобрёл абсолютную власть над производством пищи, в чём он сначала был не выше других животных» [4]. Приручение животных имело во многом решающее значение в развитии культуры, ибо открывало дополнительные источники энергии и освобождало её от зависимости физических возможностей человеческого тела, мышечной энергии человека.
Земледелие (агрокультура), открытое женщинами, повлекло за собой появление новых технических навыков, среди которых методика посева семян, мотыжное земледелие (наскальные изображения неолитических женщин, занятых обработкой земли, найдены Анри Лотом в Северной Африке), жатва, молотьба (обычной при надлежностью женских погребений неолита являются мотыга и серп), уборка и размол зерна, выпечка из него хлеба, пивоварение (осетины называют изобретательницей пива мифическую женщину Нартаву Сатану). Из плохо обработанных звериных шкур женщина выкраивала первые примитивные плащи-бурки, передники и одеяла для укрытия детей и сваливала шерсть в первые кошмы. Она нанизала на стебли травы первые бусы из мелких рыбьих костей и раковин, придумала гребень и ремешок, тунику и полотно, вышивку и мокасины, бутыли из тыквы и плетение корзины.
Придумав способ изготовления ёмкостей для транспортировки посредством плетения, женщина догадалась до их обмазки глиной, что привело к зарождению гончарного дела. Навыки плетения привели к прядению, где впервые использовано такое механическое движение, как вращение. Вращение, в свою очередь, привело к идее колеса. Колесо породило повозку (не случайно древние римляне считают изобретательницей повозки на колёсах Карменту - вещую мать Эвандра, сына аркадского царя Палланта, а древние греки - Афину Эргану)".
С колесом, конечно, - вопрос интересный. Дело в том, что археологи находят игрушки на колёсиках типа нижеследующей.
Кто её вылепил из глины - мужчина или женщина, - доказать невозможно. Но, вполне возможно, что такого рода игрушки появились раньше колёсного транспорта. Дело в том, что от появления идеи до её применения в качестве технического средства могут проходить тысячелетия. Например, паровая турбина Герона появилась ещё в Древнем Риме, но там она была не более чем игрушка.
Но лишь в XVlll веке появились первые паровые машины для откачки воды из шахт.
Но вернёмся вновь к гончарному делу. До появления гончарного круга всю керамику женщины лепили руками и затем обжигали её на огне. Очевидно, первоначально посуду обжигали в тех же "тандырах", в которых женщины пекли лепёшки. Я об этом писал, что самая древнейшая медная металлургия появилась как побочный продукт обжига керамики в печах. С. Г. Фатыхов не упомянул об этом, но я добавлю.
Далее Фатыхов говорит, что счёт времени и вообще счёт по числам тоже, вероятно, зародился в женской среде. "Реальное совпадение по времени с лунными фазами такой фундаментальной основы бытия, как вынашивание и рождение ребёнка, не могло быть незамеченным женщиной. «На руках - 10 пальцев, беременность длится 10 лунных месяцев». Менструальный цикл длится тоже в среднем 28-29 дней, и менструальные фазы совпадают с фазами развития Луны.
Древнеславянские лунницы.
"Мы считаем, - пишет С. Г. Фатыхов, - что именно эти фундаментальные совпадения заставили женщин далёкого палеолита создать на стенах Игнатиевской пещеры (Челябинская область) исследованную нами живописно-графическую композицию, в основе которой находится фигура быкоподобного Единодвурога с цепочкой пятен (символы семени). Пятна направлены в сторону фигурки женщины с раздвинутыми ногами. От низа её живота нисходят три ряда пятен, символизирующих и менструальный цикл, и три основные лунные фазы. При этом надо учесть, что фигура «быка», извергающего семя, в композиции не случайна: циклы беременности у женщин и у самок быков совпадают. Это 10 лунных месяцев [5].
Анализ позволяет «нащупать» ещё целый ряд технических изобретений, исходящих от женщины. Палка-копалка, подобранная женщиной для выкорчёвывания съедобных кореньев, превратилась в мотыгу, соху и, наконец, в плуг.
Из практического опыта женщины, а не мужчины развивалось, по всей видимости, изготовление многих деревянных предметов, домашней утвари, жировых ламп, кожи, инструментов для добывания огня, проколок, шил, игл. Ручное ткачество, естественно, не могло не привести женщину к изобретению ткацкого станка, поэтому не случайно древние римляне считали изобретательницей ткацкого станка и особого рода туник Танаквиль - жену Тарквиния Приска и воспитательницу Сервия Туллия [6].
У древних китайцев женщина по имени Лэйцзу, которую Шань Хай Цзин («Каталог гор и морей») называет «выплёвывающая шёлковую нить», научила людей разводить шелковичных червей [7]. С особым рвением ей в этом помогала богиня шелководства Цаньшэнь. Изобретательницей хлопководства китайцы считают Хуандаопо, реальную женщину, возможно, тюркского происхождения, о чём говорят последние три буквы «опо» - «сестра» [8].
Эпохальным достижением матриархально-матрифеноменной эпохи можно считать тысячелетиями накапливаемое умение обращаться с огнём. В условиях пещер, чтобы сохранить детей от простуды или обезопасить их и себя от диких зверей, женщина вначале научилась поддерживать его, а затем, используя природную сметливость, добывать с помощью примитивных устройств. У греков огонь людям раздобыла, согласно легендам, богиня Гестия, у итальянцев - богиня Веста, у иранцев - богиня Анахита, у месопотамцев - Иштар, у новозеландцев - Махуике. Эти божества женской ипостаси перевернули целую эпоху человеческой истории, поскольку, как и разум, пламя огня осветило человеку дорогу из тёмного эволюционного каньона на дневную поверхность культуры. В.В. Бунак подчёркивает, что хранителем очага на стоянке была женщина, а поддержание огня стало решающим шагом в переходе к ночлегам в одном месте, к осёдлости [9]. В поисках уюта, то есть культуры быта, ограниченная в передвижениях рождённым ребёнком женщина в борьбе за сохранение потомства сооружала первые землянки или навесы, ограждая продуваемую ветрами открытую часть грота. Именно усилиями женщины и ради неё возводились первые стены примитивных домов, возникали первые поселения, первые крепости и города (если Марс в греческой мифологии - разрушитель городов, то Минерва - их покровительница).
Итак, в далёком прошлом первобытный быт под организующим оком женщины начинал развиваться на открытых стоянках, в пещерах, гротах, полуземлянках, обложенных клыками мамонта, шалашах, а потом перешёл в «круглые дома» индейцев яномамо, в «длинные дома» ирокезов, в матрилокальные деревни других народов. На основе материнского права здесь формировались, развивались и действовали не столько структурированная власть женщины, сколько её авторитетная материнская воля, система общественных отношений, выстроенных, прежде всего, напочитании матери и её культурных и прототехнических адаптаций".
Добавлю ещё несколько строк. Очевидно, патриархат возник не на пустом месте, но на почве, хорошо удобренной женским трудом.
Здесь можно провести аналогию с большевиками, которые захватили власть в одной из самых богатейших стран мира и стали пользоваться всеми тысячелетними наработками "старорежимной" культуры. Например, в деревне, где я живу, до сих пор стоит усадьба барина Голенищева, в которой находилась участковая больница во времена СССР. Коммунисты за 70 лет советской власти не построили новую больницу, а воспользовались готовым зданием. Новая школа была построена лишь в 70-х годах, а до этого школа размещалась в дореволюционном здании ткацкой фабрики. Точно так же и патриархат захватил власть в высокоразвитых матриархальных цивилизациях. У примитивных пигмеев никакого патриархата и близко нет. Нечего там у них "прихватизировать", и не на чем паразитировать.
-------------------------------------------------------------------------------
[1] Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. С. 89.
[2] Режет слух это нелепое словосочетание "сотворили природу", - наверняка в мифах австралийских аборигенов нет таких научных определений.
[3] Чеслинг У. Среди кочевников Северной Австралии. М., 1961. С. 151-152.
[4] Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Т. 1 // Прилож.: предисл. Д.Г. Моргана к книге Л.Файсона и А.Хауитта «Камиларои и Курная». Л., 1934. С. 14.
[5] Фатыхов С.Г. Мировая история женщины: Хронокультурологическое и фактографическое осмысление. Екатеринбург, 2008. С. 562.
[6] Плиний Старший. Естественная история // История Африки. 2е изд., испр. и доп. М., 1990. VIII, 74, 1; Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. 74, 1.
[7] Шань Хай Цзин (Каталог гор и морей). М., 1977. VIII, 3а.
[8] Шеффер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. М., 1981. С. 106.
[9] Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М., 1980. С. 133.