О древнегреческом наследии.

Mar 28, 2021 09:52

Всем известна поговорка "Волос у женщины долог, да ум короток".



Но, как известно, Карл Юнг в XX веке открыл феномен Бессознательного. И доказал, что рациональный разум по отношению к иррациональному Бессознательному подобен шлюпке, качающейся на волнах океана.

Также в XX веке было открыто, что женщины, по своей природе, более восприимчивы к "глубинным", "подводным" течениям и тенденциям. "Женщина обладает великой силой, о которой никогда не должна забывать,- это её интуиция. Она думает, чувствуя. <...> Во внутреннем мире женщины любая её идея всегда объединяется с соответствующими чувствами. <...> И, благодаря своим предчувствиям, своим "предрассудкам" (которые первичнее рассудка), она способна предчувствовать вещи и события, предвидеть их; в этом состоит её сила и её мудрость" (Делия Стейнберг Гусман). Ведь именно женщине, как полагает И. Бахофен. свойственно «глубокое, полное предчувствий постижение божества, которое, сплавляясь с чувством любви, и в самые дикие времена давало женщине, особенно матери, исключительно действенную религиозную силу». Религиозность народов, по мысли Бахофена, во многом зависит от трансмиссии женских духовных ценностей, ибо «женский дух устремлён к сверхъестественному, божественному, неподвластному закономерности и чудесному».

Древние греки всех этих тонкостей не знали, и в буквальном смысле заткнули свои уши для голосов из Бессознательного, как это изображено у Гомера в сцене встречи Одиссея и его товарищей с сиренами. Самого капитана корабля привязали к мачте, чтоб он ничего не смог сделать, а все матросы заткнули воском свои уши, чтоб ничего не слышать.



Пение сирен символизирует голос матери-природы, матери-земли. Но греки не желаот слышать эти голоса. Природное, материнское, женское изгоняется на острова, объявляется опасным и смертельным для человека.

В принципе, и сами женщины у греков были изгнаны из общественной жизни, причём исключение женщин из общественной сферы было тотальным. "Замужние женщины не покидали своего дома, в котором пространство также строго делилось на мужское и женское (гинекей). Граждане (мужчины) проводили время на городской площади или в местах социальных встреч, таких как агора, симпозиум и гимнасий. Женщины, появлявшиеся в общественных местах, были рабынями, гетерами либо иностранками", - говорит О. М. Ломако в своей статье "Генеалогия гендера: социально-философские аспекты".

Афины классического периода стали образцом для всей последующей европейской культуры, и мы видим, что немецкая концепция "Kinder, Küche, Kirche" коренится в Древней Греции. Там уделом мужчин была публичная жизнь, которая в основном сводилась к войне, а женщинам было предназначено сидеть дома, в гинекее, и рожать "солдатиков". "Греческое мышление является андроцентричным по своей сути. Понятие логоцентризма, близко стоящее к андроцентризму, изначально относится к уровням возложенных на мужчин языковых и символических порядков (дискурсов) и на центрацию силы и власти" (О. М. Ломако).

Пожалуй, у римлян этот андрологоцентризм проявился ещё более рельефно, чем у греков. У Цицерона, блестящего оратора, можно найти прообраз доктрины фашизма Муссолини: "Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".

Дневнегреческое (вкупе с древнеримским) наследие - однобоко. Оно, так сказать, является "левополушарным", так как левое полушарие головного мозга отвечает за рациональное, аналитическое, вербальное (словесное) логическое мышление. Правое же полушарие головного мозга в большей степени имеет отношение к переживаниям (чувствам), чем к разумному пониманию чего-то. Этот компонент отвечает за невербальный (бессловесный) анализ (например за первое мгновенное восприятие другого человека, свойств его характера и последующего поведения), интуитивную ориентацию в пространстве и, вообще, за интуицию. Правое полушарие - это женский компонент, и всё греко-римское наследие ущербно в этом компоненте. Много философии и политики, но мало духовности, особенно в Риме.

Согласно теории И. Бахофена. эпоха «гинекократии» характеризуется приоритетом духовного, морального начала над сложившейся в обществе правовой / политической системой. Духовный мир матриархата, по Бахофену, основан на двух «естественных чувствах» - женской религиозности и материнской любви. Чувство материнской любви «не чуждо ни одной эпохе» и «само по себе сразу рождает понимание». Материнская любовь для Бахофена представляет собой базисный элемент, на котором основана вся система, весь уклад, понимаемый нами под термином «матриархат». Любовь к матери суть «таинственная сила, которой в равной степени проникнуто всякое существо». Через «волшебство материнства» «человечество впервые дорастает до цивилизации», матриархальная культура суть начало познания мира человеком, исторического развития в целом.

Если всё это так, тогда выходит, что греко-римский мир есть односторонний, "боковой" нарост на древе развития человечества.

историософия, Бахофен, Греция

Previous post Next post
Up