И.Г. Петров в статье "К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ И СЕМАНТИКЕ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА СУРПАН В ЧУВАШСКИХ ОБЫЧАЯХ И ОБРЯДАХ" говорит, что в традиционной мусульманской культуре чувашей сурпан - один из видов головного убора замужней женщины.
"По мнению Н.И. Гаген-Торн, полотенцеобразные головные уборы возникли в Среднем Поволжье в условиях патриархального общества, когда обычай требовал закрывать волосы замужней женщины, взятой из чужого рода. Основное практическое и ритуальное назначение сурпана - покрывание волос замужней женщины. Женщины чувашки полотнищем сурпана голову обвязывали так, чтобы не было видно ни одного волоса.
Click to view
И это неспроста. Как и у других народов, в соответствии с правилами народного этикета, женщина, вышедшая замуж, обязана была тщательно прятать свои волосы. Д.К. Зеленин полагал, что закрывание волос - остаток древнего обычая покрывания лица. Н.И. Гаген-Торн считала, что основная причина закрывания головы замужней женщиной заключалась в магии волос. По мнению учёного, невеста, выходя замуж в другой род, могла навредить ему магической силой, заключённой в волосах, и таким образом принести несчастье - неурожай, градобитие, падёж скота и т.д. Как считает Н.И. Гаген-Торн, в патриархальном обществе закрытые волосы женщины являются символом закрепощения женщины чужим родом и её подчинённого положения.
Гораздо весомее значение и символика указанного головного убора проявляются в обряде покрывания головы невесты сурпаном (сурпан сырни, пуç шуратни), когда на определённом этапе свадебного торжества происходила смена девичьего головного убора на женский. В зависимости от устойчивости традиций патрилокального или матрилокального брака, данный обряд у чувашей происходил на заключительном этапе свадьбы либо в доме жениха, либо в доме невесты. Рассмотренный обряд, кроме основной его цели - закрыть волосы невесты, символизировал её переход в статус замужней женщины и подчинённость чужому роду в лице мужа. После этого молодушка становилась çĕнĕ çын (букв. «новый человек») и обязана была появляться на людях, облачившись только в женский головной убор. Без сурпана женщина не могла даже выгонять скот на улицу или ходить в поле на работу. И общественность достаточно строго следила за этим. Достаточно было увидеть замужнюю женщину без сурпана, её ловили и обливали ведром холодной воды до сорока раз".
Когда я смотрел видео, мне на ум пришло сравнение с пеленанием мумии. И не случайно: сурпан бытовал в похоронном обряде чувашей. В знак подтверждения, что умершая до смерти была замужем, голову женщины повязывали сурпаном.
Я здесь становлюсь на зыбкую почву субъективных умозаключений, но, мне кажется, что, переходя в род мужчины, невеста разрывала связь со своим родом и оказывалась как бы "мёртвой" для своего рода. О том, как её омывали в бане и оплакивали, словно покойницу, накануне свадьбы, написано много, и я повторять не стану. Скажу лишь одно: весь цимес ситуации заключался в том, что в дом мужа приходила "мумифицированная" жена, немного похожая на покойницу. В таком "полупокойницком" состоянии она и жила в чужом для неё роду мужа своего.