Авункулат у калмыков.

Mar 27, 2021 18:48


Т. И. Шираева в статье "ОБЫЧАЙ «ЗЕ БӘРЛҺН» У КАЛМЫКОВ" сообщает, что "в калмыцком языке термином «зеенр» обозначают племянников, детей сестры; внуков, детей дочери. По данным Ц.К. Корсункиева, подробно занимавшимся исследованием терминологии родства калмыков, «все дети и потомки по дочерней линии по отношению к родителям матери и её родственникам, в каком бы поколении и те и другие ни находились, называются зеэнер» [2, С. 60]."

И далее: "У калмыков зеенр всегда поддерживают тесные связи с родными своей матери, «… все родственники и родственницы матери по отношению к её детям считаются старшими, независимо от возраста, пола и степени родства… в тяжёлые моменты жизни родные матери первыми приходили на помощь своим племянникам (зээнер), были первыми их советчиками» [7, С. 201]. Особые отношения связывают племянников зеенр с дядей, братом матери наһцх, терминологически обозначенные как институт авункулата. У калмыков есть пословица: «Авһ ирхлә, босад мендл, наһцх ирхлә һарад тос» (букв. Когда приезжает дядя, брат отца, приветствуй стоя, когда приезжает дядя, брат матери, выйди на встречу). Согласно обычаю, приехавшего в гости дядю, брата матери, племянники встречали около дверей кибитки и помогали спешиться, привязывали лошадь и провожали в жилище. Столь уважительное отношение к дяде, брату матери, сохраняется и в наши дни. Часто между племянником и дядей наһцх складываются очень доверительные отношения, они помогают и поддерживают друг друга. Дядя, брат матери, обладает правом стрижки первородных волос у ребёнка по достижении им годовалого возраста, хотя в некоторых родах у калмыков это право принадлежит дяде, брату отца авһ. На свадьбе племянника дядя наһцх имеет право ехать вторым по старшинству после главы «свадебного поезда» жениха ахлач, в роли которого выступает дядя по отцу авһ; делает значительные взносы дем на свадьбе племянников/племянниц. Родным матери, если они не смогли по каким-либо причинам приехать на свадьбу, обязательно передают часть свадебного угощения.

В прошлом, согласно нормам обычного права, зеенр обладали правом наследования части хозяйства родных матери. Эта норма получила название «баранта». Как отмечал П. Небольсин, «невыделенный или ненагражденный дядьями племянник, точно также как и внук по женской линии, имеет право приступить к насильственному выделу, называющемуся у калмыков «зе-бярьдык-юсун»… основание его самое легальное и действие его совсем непреступно… оно есть следствие законного права на наследство… выдел этот состоит в простом отгоне части табуна или стада…и может повторяться до трёх раз… общая численность приобретённого им таким образом достояния не превышает одной шестой части имущества, из которого он делает выдел» [5, С. 110 - 111; 4, С. 80 - 97]. М.О. Косвен, подробно изучавший понятие авункулата, отмечал его образование при переходе от матриархата к патриархату, где «став главой материнской семьи, мужчина становится в известные отношения старшинства к своим незамужним, а равно и замужним, как сохранившим матрилокальность, так и патрилокальным, сёстрам, а равно и к их детям… но и с укреплением … патрилокальности… замужняя женщина отнюдь не переходит в состав рода своего мужа, наоборот, сохраняет принадлежность к своему материнскому роду и во многих отношениях, в многоразличных формах сохраняет и поддерживает связь с этим родом и своей родной семьёй…» [3, С. 11]. «С утверждением патриархата дети остаются прочно патрилокальными, однако, наряду с иными пережитками матриархата… сохраняются связи детей с их материнским родом и их дядей» [3, С. 26]. В области же имущественных отношений племянники остаются ближайшими наследниками дяди, брата матери. Данные отношения были основой «баранты» у калмыков. От благосостояния дяди зависело и благосостояние его племянников, и в условиях кочевого быта, в первую очередь, это был домашний скот. В настоящее время, если у близких родственников, братьев матери, есть фермерское хозяйство, то они содержат определённое количество голов скота выделенных для племянников с целью последующего использования, например, для проведения свадьбы, покупки квартиры или машины, внесения оплаты за обучение и т.д."



Список литературы:

1. Батмаев М.М. Семья и брак в традициях калмыков. - Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009. - 256 с.
2. Корсункиев Ц.К. О терминах родства у калмыков // Культура и быт калмыков (этнографические исследования). - Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. - С. 59-72.
3. Косвен О.М. Авункулат // Советская этнография. - 1948. - № 1. - С. 3-46.
4. Митиров А.Г. Договоры, присяги и баранта // Избранные труды. - Элиста: КИГИ РАН, 2012. - С. 80-97.
5. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. - СПб.: Типография Карла Крайя, 1852. - 192 с.
6. Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков (XIX - начало XX вв.). Историко-этнографическое исследование. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. - 86 с.
7. Эрдниев У.Э. Калмыки (конец XIX - начало XX вв.). Историко-этнографические очерки. - Элиста: Калм.кн. изд-во, 1970. - 321 с.

авункулат, калмыки

Previous post Next post
Up