Как говорит Дж. Мелларт, "Убейдская культура, по-видимому, возникла на юге Месопотамии из предшествующей ей сравнительно развитой культуры Хаджи Мухаммеда, которая, как мы полагаем, была южноиранского происхождения и до некоторой степени испытала влияние халафской культуры".
Далее Мелларт говорит, что "распространение убейдской культуры по всей Нижней Месопотамии и само её существование, не говоря уже о процветании, было бы невозможно без широкого использования ирригации". Это - да, только не надо при этом забывать, что носители
самаррской культуры на севере Ирака "изобрели искусственное орошение - ирригацию (см. находка оросительного канала в Чога-Мами). Изобретение ирригации оказалось технологическим прорывом, позволившим освоить очень плодородные, но крайне засушливые области Южной Месопотамии - будущей «колыбели цивилизации». Самаррцы могли быть в числе основателей первых постоянных поселений там: древнейшая известная культура Южной Месопотамии - убейдская - сформировалась под сильным самаррским влиянием" (из
Википедии).
Так что здесь культурное влияние распространялось скорее с Северной Месопотамии, чем с предгорий иранского Загроса.
Мелларт пишет об экспансии носителей культуры Убейда вверх по Тигру и Евфрату в поисках новых земель и говорит, что "на севере халафская культура была разгромлена, в некоторых пунктах не без сопротивления: в Арпачии обнаружены разрушенные строения и следы массовой гибели жителей". С другой стороны, К. Бренике проводит тщательный анализ всех известных к началу 1990-х гг. данных по халафской и раннеубейдской культурам на севере Месопотамии и в результате она приходит к выводу о постепенной ненасильственной смене на данной территории Халафа Убейдом (Breniquet C. La disparition de la culture de Halaf: les origines de la cultute d’Obeid dans le nord de la Mesopotamie. P., 1996.). Я склонен более доверять мнению К. Бренике, тем более что, как признаётся сам Мелларт, "на юге [Месопотамии] металл остаётся редким или вовсе отсутствует".
Так или иначе, на влияние Убейдской культуры распространилось вплоть до Киликии на западе и до Азербайджана - на севере. "На востоке её связи достигают Хузистана, и формируются торговые пути, ведущие на восток. Никогда прежде ни одна культура не распространяла своего хотя бы поверхностного влияния на такую огромную территорию".
Очевидно, если в Халафе стратификация общества только начиналась, о чём свидетельствует появление печатей, то общество Убейда прошло по этому пути гораздо дальше. Храмовое строительство является косвенным свидетельством дальнейшей социальной стратификации.
"Ничто так явно не указывает на изменения в культуре, как начавшееся в городах строительство монументальных храмов. Возведённые из появившегося в это время сырцового кирпича, иногда на каменных фундаментах, они господствовали над городами с высоты древних холмов. В Эриду их строили на платформах- предшественницах храмовых башен, или зиккуратов, сооружённых из забутованных более древних построек".
Реконструкция храма Убейдского периода в Тепе-Гавра.
"В Египте, - говорит Мелларт, - ранний неолит едва ли предшествовал началу убейдского периода, и его развитие представляется совершенно не связанным с более восточными районами".