Автор блога
Old European culture решил попытаться ответить на вопрос, почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский бог грома Перкунас все разъезжали по небу на колеснице, запряженной козлами.
Чтобы ответить на этот вопрос, он решил сначала посмотреть на юг, в Древнюю Грецию ...
В греческой мифологии бог грома Зевс был сыном Кроноса и Реи. Кронос узнал от Геи и Урана, что ему суждено быть свергнутым своим сыном, как он ранее сверг Урана, поэтому, как только Рея родит ребёнка, Кронос решил сразу же проглотить его. Рея дала Кроносу камень, завёрнутый в пелёнки, который он тут же проглотил, а Зевса отдала
Амальфее (Ἀμάλθεια), которая стала его приёмной матерью.
Амальфея отнесла Зевса в пещеру на Крите Αἰγαῖον ὄρος (Козья гора), сегодня
Диктейская пещера, где она кормила его козьим молоком. Чтобы Кронос не услышал воплей младенца, Амальфея собрала около пещеры куретов или корибантов, чтобы они танцевали, кричали и ударяли копьями о свои щиты ...
А теперь интересный факт о приёмной матери Зевса. Имя Амальфея в переводе с древнегреческого означает «нежная богиня». Существовали две разные традиции относительно её личности. В первой Амальфея - нимфа неопределённого происхождения, пасущая коз. Во второй Амальфея - коза ...
В некоторых традициях кожа Амальфеи или её козы, которую сосал младенец Зевс, была взята им после её смерти и стала «Αιγις» (Эгида), своего рода «защитной вещью, которую носил Зевс, который затем дал её Афине».
Далее автор блога
Old European culture переходит к рассмотрению критских козлов.
Это критский дикий козёл (Capra aegagrus creticus), также известный как агрими, кри-кри или критский козёл, эндемичный подвид дикой козы.
Критские "козероги" обитают в засушливых высокогорных районах. Утром и вечером они выходят на пастбище, днём же укрываются в каменистых нишах и пещерах !!! Большую часть года они живут в однополых стадах до 20 животных, причём полностью зрелые самцы фактически живут одни. Однако в период размножения самцы и самки смешиваются, и большинство самцов образуют гаремы. Мужское доминирование определяется зрелищными поединками ...
Автор говорит, что брачный период критских козлов, во время которого они радикально меняют своё поведение, начинается в октябре и ноябре, в самом начале критского сезона дождей.
Агрими, или дикие козы, среднеминойская II (1900 г. до н.э. - 1750 г. до н.э.) каменная печать.
Совпадение брачного гона у диких козлов с громом и молнией в горах в итоге могло привести к представлению о том, что бог грома является верхом на козле или в колеснице, запряженной козлами.
И получается, что младенец Зевс был выкормлен козой на Козьей горе (!!!) во время сезона дождей, когда сверкали молнии и гремел гром, а горные козлы ещё более увеличивали шум, совершая удары рогами по рогам, - сезон спаривания критского козерога это время жестоких лязгающих схваток между самцами ...
Для климата Крита характерно жаркое сухое лето и мягкая дождливая зима. Сезон дождей начинается в конце октября и длится до марта или даже апреля.
Да, но здесь, по-моему, просматривается некоторая параллель с евангельской историей о рождестве Иисуса Христа. Выходит, что коза Амальфея не участвовала в брачных играх с козлами. И Дева Мария тоже почитается как "пренепорочная" и "пречистая".
Вообще, козлы занимают довольно значительное место в крито-минойской иконографии [1].
Вот изображение горных козлов, стоящих лицом к дереву жизни, на минойской печати из Гулас (Goulas).
Они изображены счастливо бродящими среди зелени вместе с женщинами, как на этой настенной росписи из зала 14 Агия-Триады,
или их даже гладят женщины, как на этих печатях.
Оба изображения взяты из книги Фрица Блаколмера "
Image and Architecture: Reflections of Mural Iconography in Seal Images and Other Art Forms of Minoan Crete".
Если же они находятся на одной сцене с мужчинами, то на них охотятся мужчины ... Как на этих вотивных табличках с изображением мужчин, охотящихся на критского козерога, из книги Йонаса Эйринга "
The Knossos Hunt and wild goats in ancient Crete".
От себя добавлю, что эти козлы изображаются размером с человека и похожи на человека, особенно на средней картинке.
Их нашли в «святилище Сими» ("
Simi sanctuary"). Этот комплекс святилищ расположен на южной стороне горы Дикте (да, той самой Козьей горы, где коза кормила младенца Зевса), на высоте 1200 метров над уровнем моря, чуть выше деревни Като Сими. Необычно для Крита, что это святилище использовалось постоянно с минойского протодворцового периода MM II (1900 г. до н.э. - 1750 г. до н.э.) до римских времён. Предлагаемое объяснение заключается в том, что охота на диких козлов была своего рода обрядом инициации молодых людей в минойском обществе ...
Охотничьи сцены, изображающие людей и собак, охотящихся на козлов, стали очень распространёнными на печатях и драгоценных камнях среднего минойского периода (1900 г. до н.э.). Эта сцена на одном из оснований полуцилиндра из слоновой кости, найденного в Кноссе.
From "
The palace of Minos : a comparative account of the successive stages of the early Cretan civilization as illustrated by the discoveries at Knossos" by Sr Arhur Evans.
Эти мемориальные доски датируются поздним минойским периодом I (1480 г. до н.э. - 1425 г. до н.э.) из книги Анджелы Мурок Хусейн "Минойская охота на коз: социальный статус и экономика войны" ("
Minoan Goat Hunting: Social Status and the Economics of War").
В книге Эндрю Шапленда «Дикая природа? Отношения человека и животных на новодворцовом Крите» ("
Wild Nature? Human-Animal Relations on Neopalatial Crete) мы можем прочитать, что «Козлов часто показывают пронзёнными копьями, предполагая, что это сцены охоты» ... В основном дикие козлы были для минойцев просто дичью, на которую охотились ради мяса, шкур и рогов ... Но это не объясняет, почему женщины и мужчины по-разному относились к козлам.
Автор блога предполагает, что год на Крите делился на "мужскую" и "женскую" половинки.
Вспомните сербский и кельтский календарь, в котором солнечный год делили всего на два сезона: один тёмный, влажный, холодный, "иньский", женский, во власти Богини, Матери-Земли, который начинался в ноябре, и другой - светлый, сухой, горячий, "янский", мужской, во власти Бога, Небесного Отца, который начался в мае.
Откуда у сербов и кельтов появилась идея о двух сезонах года? Откуда у кельтов появилась идея, что Новый год должен начинаться на Самайн, 1 ноября? Это уж точно не соответствует климату Центральной Европы ... Об этом календаре я рассказывал в своих постах «Два креста» и «Два Георгия» ("
Two crosses" and "
Two Georges")...
Может быть, от минойцев? Брачный сезон козерога, который начинается в конце октября - начале ноября, знаменует начало женского сезона инь. Вот, период беременности козерога составляет от 147 до 180 дней, а это значит, что козлята рождаются в период с апреля по июнь ... Прямо в начале ян, мужского сезона ... Об этом я говорил в своём посте «Инь и Ян» ("
Yin and Yang").
И ещё вот что: озимые зёрна, посаженные в начале сезона спаривания козерога, готовы к уборке в конце периода беременности козерога, как раз тогда, когда рождаются маленькие козлята ... Ну не круто ли? Вот печать с изображением горного козла и того, что похоже на ячмень ... Какой символ над горным козлом?
Итак... Иньская, женская часть года, была частью года, порождающей жизнь, поэтому счастливые козы с женщинами (богинями???). Янская, мужская часть года была частью года, разрушающей жизнь, отсюда мёртвые козы с людьми (богами ???).
На противоположной стороне солнечного круга лето начинается в мае с отёла и заканчивается в августе со спариванием зубров. Вот почему Бык - символ лета.
Находим ли мы это деление солнечного года на бычью и козлиную части? Я думаю, что да.
Это ларнакс, разновидность небольшого закрытого гроба, «ящика для пепла», который часто использовался как контейнер для человеческих останков. Он был найден на микенском кладбище Танагра, датируемом XIV - XIII веками до нашей эры ...
И он определённо был изготовлен под огромным минойским влиянием. Об этом свидетельствует тот факт, что в нижней части панели изображён прыжок через быка, любимое «развлечение» минойцев. Я бы сказал, что это мероприятие было религиозной церемонией, проводимой в бычье время года, летом. На верхней панели мы видим охоту на козерога. Я бы сказал, что этот религиозный обряд проводится в козье время года, зимой. Главный вопрос здесь - почему эта панель была разделена так? И почему эти две сцены были изображены раздельно?
Мы знаем, что культ козерога существовал в Микенах, куда его, скорее всего, привезли с минойского Крита. Мы можем видеть это по печатям, найденным на микенских памятниках.
Это лентоидная джемма с изображением священного дерева и козлов-козерогов из Микен. Ещё более интересен следующий артефакт - золотое кольцо-печатка из Микен.
В «Микенском культе дерева и столпа и его средиземноморских связях, Journal of Hellenic Studies 21, 1901» ("
Mycenaean Tree and Pillar Cult and Its Mediterranean Relations, Journal of Hellenic Studies 21, 1901") Артур Эванс говорит об этом артефакте следующее:
"На золотом кольце из Нижнего города Микен мужчина в обычной микенской одежде, которая, возможно, соответствует мужскому слуге Богини в других религиозных сценах, протягивает руку к самой верхней ветви того, что, возможно, также является предназначенный для фруктового дерева. Позади него с ветвями другого дерева, видимыми над спиной, стоит большой агрими или критский дикий козёл - животное, которое видели в другом месте вместе с женскими прислужниками. Эта коза (или козёл) может быть священным животным, которое представляет либо мужского, либо женского члена божественной пары, упомянутой в предыдущих разделах ... обетные останки Диктейской пещеры, а также традиции Амальфеи, как правило, показывают, что это животное было священным для местного «Зевса» в более ранний период, чем бык. Действительно, бык в любой форме, кажется, отсутствует в наиболее примитивных археологических слоях острова".
Это очень интересно на многих уровнях ...
Критская дикая коза - животное, которое видели повсюду в связи с женщинами-служительницами (символ богини, инь, часть года), когда-то была символом Зевса, который позже стал ассоциироваться с быком, но Эванс не знал, почему. .. Теперь климат в Микенах, на Пелопоннесе, похож на климат Крита, с жарким сухим летом и мягкой влажной зимой. Но, как видно из таблицы осадков, год чётко не разделён на сухой и влажный период.
Основная причина, по которой микенцы ассоциировали бога грома с быком и почему минойцы ассоциировали бога грома с козлом, заключается в следующем: распределение гроз в течение года ...
Если мы посмотрим на Балканы, то сезон гроз начинается в мае ... когда начинаются отёлы туров ... в конце влажной части года ... Если мы посмотрим на Крит, то сезон гроз начинается в октябре ... когда козлы начинают брачный период ... в начале сезона дождей ... Итак, у микенцев не было прямой очевидной причины ассоциировать козерога с Зевсом, которого "штормит" ... В то время как у минойцев ...
Тем не менее, на материковой Греции козерог всё ещё считался «носителем жизни» ... Хотя через некоторое время все забыли, почему ... Вот почему в конечном итоге этот жизнь приносящий козёл, чьё безумное спаривание заставляет природу процветать, цветы - расцветать, деревья распускаться листочками из почек, реки - течь .... стал Паном (Πάν) (
Pan)... Паном, у которого задние лапы, ноги и рога козла, как у фавна или сатира. Чью кожу носит Пан? Это «Αιγις» (Эгида), козья кожа, которую Зевс принёс с Крита? Это только что пришло мне в голову. Что получится, если облачить Зевса, приносящего дождь, в козью шкуру? Козёл, разносчик дождя ...
Пан, бог дикой природы, природы горных дебрей, Пан, любовник и спутник нимф (духов природы) и особенно любимец наяд (нимфы фонтанов, колодцев, источников, ручьёв и других водоёмов с пресной водой) ... Это тот самый козёл, который которая приносил на минойский Крит дождь и пресную воду ... Пан, символ секса и похоти и, следовательно, символ плодородия. Который из-за другого климата на материковой части Греции стал ассоциироваться с сезоном весны и Афродитой, богиней любви и весны. Неудивительно, что на материковой Греции весна, а не зима, была временем, когда жизнь возвращалась в природу ...
Пан, который в своем самом раннем появлении в литературе (Пифийская Ода Пиндара iii. 78) был связан с богиней-матерью. Может, с Реей ??? Богиней, которая постоянно играет с козлами на минойских артефактах ???
Пан, поклонение которому началось в Аркадии, которая всегда была главным местом его поклонения. Аркадия была районом горцев, культурно отделённых от других греков. Напомним, греки считали аркадцев древнейшими жителями Греции, пеласгами. Они были настолько древними, такими традиционными и архаичными, что до сих пор ели жёлуди ... И они всё ещё помнили хотя бы часть "старой веры" до прибытия олимпийцев ... Ааа. Аркадия ооочень близка к Микенам ... Где минойский Козерог приземлился на материковой части Греции ...
Пан, который как «деревенский бог» (читай здесь «старый бог»), почитался не в храмах или других построенных зданиях, а в естественных условиях, обычно в пещерах или гротах, например, на северном склоне Афинского Акрополя. Такие места часто называют пещерами Пана ... Хммм ... Пещерами ... Такими же, как та священная пещера на святой Козьей горе, где святая коза Амальфея выкормила младенца Зевса ...
Таааааааак .... Какой был первоначальный вопрос? Ах да: почему скандинавский бог грома Тор, славянский бог грома Перун и балтийский бог грома Перкунас едут по небу в колеснице, запряженной козлами? Теперь мы знаем почему.
Но почему это изображение бога грома, прибывающего в колеснице, запряженной козами, сохранилось у норвежцев, балтов и славян ... На всём севере Европы, картина бога грома едущего на колеснице, запряженной козлами, не имеет смысла вообще, потому что климат там совсем другой ... И почему это представление не сохранлось в Греции? Или в Риме? Я полагаю, это означает, что это представление было перенесено на север Европы с юга ещё до наступления греческих Темных веков ... до краха греческого бронзового века ... до краха микенской цивилизации ... Ещё до того, как была забыта причина, почему именно Святой Козёл приносит жизнь ... Один из возможных сценариев: микенцы контролировали торговый янтарный путь, который соединял Балканы и Балтику. Они принесли на север свои рассказы о козле, приносящем дождь. Время шло ... Цивилизации рушились ... Истории превратились в легенды ... Легенды, первоначальный смысл которых был забыт ... И в конце концов мы получили громовых богов норвежцев, славян и балтов, оседлавших козла ... Значит, этим легендам всего 3500 лет !!!".
*******
Да уж, бурный полёт фантазии у этого автора! А в своей приверженности объяснять мифы климатическими явлениями он сильно напоминает мне нашего читателя и неутомимого комментатора
yyprst.
Впрочем, статья содержит много интересной информации, богато иллюстрирована. А провокативность материала стимулирует мышление и, в конечном итоге, появление новых оригинальных концепций.
-------------------------------------------------------------------------------
[1] Весьма примечательно, что и на камнях из Тарксиены (Мальта) изображены процессии животных, чаще всего - козлов.