Маргиана и сома.

Jan 09, 2021 15:23

Продолжаю "раскопки" моей любимой Маргианы. Я там в армии служил, и в "самоволку" ходил на раскопки городища Ниса близ селения Багир. Не скажу, что прям именно тогда во мне зародился интерес к древней истории, но, конечно, после этого появились в голове размышления: а кто здесь жил, когда туркменов в этих местах и в помине не было?

Казим Абдуллаев в своей монографии "Культ хаомы в древней Центральной Азии. Международный Институт центральноазиатских исследований, - Самарканд, 2009) рассказывает про ираноязычное племя саков-хаомаварга, «варящих хаому», населявших долину реки Мургаб.





Вообще, саки считаются потомками носителей андроновского комплекса культур. Нас интересует южный, алакульский, компонент этих культур, территория, на которой проживали Тянь-Шанские саки.



Во-первых нужно сказать, что "Тянь-Шанские саки демонстрируют высокий процент родословной от степных скотоводов позднего Бронзового века (70%), охотников-собирателей юга Сибири (25%) и 5% от источника, связанного с неолитическим населением Ирана (это говорит о том, что кочевники южной степи взаимодействовали с цивилизацией, известной как Бактрийско-Маргианский археологический комплекс)" ( Источник). Это очень важно, потому что речь будет идти о раскопках на территории БМАК, Тоголок-1, Тоголок 21 и городище Гонур в низовьях древнего русла Мургаба (Туркменистан), в юго-восточной части Каракумов.

В Тоголок-1 были вкопаны сосуды, от которых на пол спускались желобки (рис. 5). Всё это затем было обмазано толстым слоем гипса, чтобы предотвратить проникновение в землю какой-то жидкости, стекавшей по желобкам. По предположению В.И. Сарианиди, эта конструкция предназначалась для изготовления хаомы, которую использовали во время культовых церемоний.



Тоголок-21. К югу от Гонура было раскопано монументальное здание храма со строгой и чёткой планировкой (рис. 6). При раскопках было найдено несколько особых, очень характерных помещений, в которых обнаружены «тщательно изготовленные глиняные чаны со вмазанными в их дно керамическими мисками. Стенки таких чанов сохранили внутри обмазку, которая, по всей видимости, препятствовала быстрому просачиванию жидкости. Такие же чаны с вмазанными мисками несколько лет назад уже были встречены в другом гонурском храме». «В этих чанах, по предположению палеоботаников, размокали травы, которые затем использовались для приготовления сомы-хаомы». «Огромные конической формы чаны были найдены во многих помещениях, глубоко зарытыми в пол, причём в некоторых из них, как, например, на дне чана из «крытого дворика», были обнаружены микроскопические веточки эфедры. Особый вид - эфедра-интермедиа до сих пор произрастает в предгорьях Копетдага, и можно полагать, что именно отсюда растение доставлялось в Юго-Восточные Каракумы в древности (Сарианиди В.И. Протозороастрийский храм в Маргиане и проблема возникновения зороастризма. ВДИ, 1989, №1, стр. 158).



Теперь насчёт датировки. Упоминая близкую архитектурно-планировочную композицию «Винодельня 1» , которая прослеживается на памятнике эпохи бронзы в Северной Бактрии - храме городища Джаркутан, К. Абдуллаев говорит, что  время функционирования «винодельни 1» падает на период Джаркутан II (кузалинский этап Сапаллинской культуры - 1250-1150 до н.э.). Как видим, речь здесь идёт о временах гораздо более ранних, чем времена классических скифов и саков. Но, я думаю, если мы назовём их протоскифами, не ошибёмся.



Одежда и украшения женщины андроновской культуры. XVII-XIII вв. до н. э. К. А. Акишева.

Здесь самый интригующий вопрос - является ли сома-хаома исключительно арийским ритуальным напитком, или арии позаимствовали сому у носителей более древней Маргианской цивилизации?

К. Абдуллаев приводит изображение амулета, который был найден на памятнике Гонур 1.



Ну да, некоторое сходство имеется.



Городище бронзового века Гонур-Депе датируется 2300 лет до н. э., то есть, в принципе, можно предположить, что их эфедры приготовлялся ритуальный напиток и в Маргиане [1].

Нашли в Гонуре и печать с изображением конопли,



и печать с изображением мака.



Конечно, всё здесь гадательно, как и в записи Наркотрафик эпохи неолита? Есть лишь предположения, и они как будто подтверждаются некоторыми археологическими находками. Но если о древних ариях мы твёрдо можем сказать, что они пили сому, то применительно к носителям культуры БМАК не всё так очевидно. Мы же не знаем, насколько тесно они взаимодействовали со степняками. Может, степняки-арии жили в их городах в своих "гетто", как евреи в средневековых городах Европы, производили там свою сому и сами употребляли её.

На основании того, что в Гонур-Депе были найдены древние артефакты, указывающие на эфедру, коноплю и мак, К. Абдуллаев делает вывод, что в приготовлении сомы участвовали все эти компоненты, ибо, как он говорит, "свойства данных растений дополняют или уравновешивают друг друга. Действие каннабиса («малого психоделика») усиливается действием второго галлюциногена - морфина, входящего в состав мака. Снотворный эффект, которым обладают они оба (особенно последний), снимается добавлением стимулятора - эфедры, которая обладает тонизирующим свойством и уменьшает их токсическое воздействие на организм. Напомним, что эфедра сама в определённых условиях приобретая свойства галлюциногена, в то же время служит антагонистом и противоядием при отравлениях наркотиками, особенно седативного свойства. Каннабис, при употреблении которого отмечается чувство голода, компенсируется воздействием мака, который чувство голода подавляет. Наполнители - ячменные зёрна и молоко, также утоляют чувство голода и выводят токсические вещества из организма. Создаётся впечатление, что маргианские маги во всех тонкостях изучили все свойства данных веществ и их суммарное воздействие на организм и свой состав готовили по сложному рецепту.

В свете всего вышесказанного выглядит логичным предположение, что они одновременно, в определённой пропорции использовались в приготовлении хаомы, а не одна эфедра, как принято традиционно считать в литературе, посвящённой хаоме. Находки эфедры, мака и конопли in situ на территории храмового хозяйства в помещениях для производства культового напитка, их следы на культовой посуде и другой утвари могут означать лишь одно: напиток, который здесь готовился, состоял из компонентов, суммарное воздействие которых было галлюциногенным и в то же время тонизирующим. Было ли одно из них основным, а два других использовались как добавки, или они были равнозначны? И главное - всегда ли хаома имела столь сложный состав, как тот, что готовился в храмах Маргианы в конце 2-го тысячелетия до нашей эры?"

Казим Абдуллаев приводит изображение на оссуарии из позднейшей Согдианы, на котором женщина толчёт в ступке мак, из чего он делает вывод, что сома-хаома  готовилась на основе мака.



Но особенно любопытна другая замечательная находка, сделанная на раннесредневековом памятнике Коштепа в Южном Согде. Изделие, вероятно, предназначалось для воскурения разных ароматических трав, типа как жаровня. Но, в общем, это изделие с ручкой в виде осёдланного коня определено как «светильник».



Эти кругленькие налепы сильно напоминают аналогичные налепы на статуэтках Убейдской культуры, о которых говорилось в записи Матриархальный "интернационал". Что это - случайное совпадение, или...?

--------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Эфедрин стимулирует дыхательный центр, углубляет дыхание, обладает антигипнотическими (пробуждающими) свойствами, повышает артериальное давление, повышает ударный объём сердца, создавая синдром гипердинамии, и повышает тонус периферических сосудов; расслабляет гладкую мускулатуру бронхов, стимулирует свёртывание крови и фибринолиз. Его действие сходно с эффектом адреналина; в отличие от последнего действие эфедрина развивается медленнее, но действует он дольше. Являясь антагонистом наркотиков, эфедрин нашёл применение при отравлениях этими веществами. После приёма внутрь начинает действовать через 15-30 минут, максимальный эффект достигается через 30-60 минут, продолжительность действия 3-4 часа.
Этот препарат относится к группе психостимуляторов. К этой группе относятся вещества, объединённые общим признаком - все они вызывают активизацию деятельности нервной системы, приводящую к сверхчувствительности и сверхвозбудимости. Часть препаратов этой группы, и в том числе эфедрин, имеет также способность искажать восприятие окружающего, поэтому близко граничит с галлюциногенами. Умеренные дозы стимуляторов вызывают краткий период сильной эйфории, повышение давления и частоты пульса, беспокойство и непоседливость («топтание»), резкое усиление сексуального влечения.

ИСС, Маргиана

Previous post Next post
Up