Мифическая страна Похьёла находится где-то на Севере, в безымянном заливе. Само слово «Похьёла» (Pohjola, в вариантах Pohjo, Pohja, Pohjoni, Pohjani) означает «север, северный край». Наиболее распространённым способом попадания в Похьёлу является преодоление водной преграды. В некоторых вариантах Похьёла отождествляется с островом, на который выбирается Вяйнямёйнен после скитания по водам: «На остров средь моря, На сушу безлесую» [1]. На соотнесённость Похьёлы с островом часто указывает и определение собаки как собаки острова, которая своим лаем оповещает о прибытии путника, например: «Залаяла острова собака, Острова пёс загавкал». Соотнесение Похьёлы, имеющей признаки потустороннего мира, с островом может основываться на представлениях о локализации иного мира на куске суши за водной преградой, что отразилось в древнем обычае карелов устраивать места захоронений на островах (Из статьи Марии Владимировны Кундозеровой "Образ мифической страны Похьёлы в карельских эпических рунах").
Это, конечно, глупо - искать потусторонний мир на физической карте мира, но, тем не менее, описание Похьёлы напоминает мне Соловецкие острова с их лабиринтами. Да и вообще лабиринты, как правило, расположены либо в морском заливе, либо на острове.
Сама конструкция лабиринтов имеет типологическое сходство со спиралями, которые находят в неолитических мегалитических могильниках.
Так что связь лабиринтов с потусторонним миром вполне очевидна.
Ну ладно, пойдём далее. "Несмотря на то, что Похьёла в рунах упоминается как деревня, в орбиту повествования входит всего лишь один дом / двор с домом, хозяйственными постройками и полями, принадлежащими хозяйке Похьёлы. Это маленькая избушка (pieni pirttini)", - пишет М. В. Кундозерова. - "В текстах наличествует традиционная для карельских рун формулировка, согласно которой путники попадают в дом «без дверей, без окон» (pirttih on ovettomah, ilman ikkunattomaha - SKVR I1 78: 43-44), из которого никто не возвращается: «Многие туда ушли, Но никто не вернулся». Иное измерение, из которого нельзя вернуться, эквивалентно миру мёртвых. Связь избушки «без окон, без дверей» с потусторонним миром, царством мёртвых прослеживается и в русской сказочной традиции, где герой на своём пути в иное царство сталкивается с избушкой на курьих ножках, «без окон, без дверей»".
Итак, хозяйкой Похьёлы является Баба Яга.
А её "избушка на курьих ножках" - это вовсе не избушка, а гроб, как это показал В. В. Пропп в "Исторических корнях волшебной сказки". Впрочем, не обычный гроб, а шаманский гроб-арангас.
М. В. Кундозерова говорит, что "образ хозяйки Похьёлы уходит корнями в период матриархата, когда главенствующее положение в роду занимали женщины". Может быть, но я считаю, что этот образ восходит к шаманкам матриархата. В записи "
Про якутских шаманок-удаганок" мы видели, что, согласно эпосу олонхо, вначале были шаманки, а не шаманы. Я думаю, что это надо иметь в виду, когда мы понять образ хозяйки Похьёлы (Бабы Яги). Впрочем, Кундозерова верно замечает: "Черты внешнего облика (смолистые когти, большой нос), равно как и её способность к перевоплощению в птичий облик, указывают на связь её образа с животным, а точнее орнитоморфным миром, и институтом шаманизма (сравни: представления о птице-помощнике, в которую может при необходимости перевоплощаться шаман [Turunen: 315]).
---------------------------------------------------------------------------
[1] Безлесость, равно как и безымянность, является признаком потусторонности упоминаемого локуса.