Гениальный русский философ Василий Розанов и идеолог германского нацизма Альфред Розенберг - что между ними общего? Одинаковое представление христианской культуры как культуры женственной.
Цитата из трудов Розанова:
"Как ни странно сказать, но европейское общество, в глубокой супранатуральности своей, в глубоком спиритуализме, в глубоком идеализме, в грёзах, мечтах - до Вертера и Левина - создано иночеством: ничего подобного, ничего похожего не было никогда в античном мире; как нет этого и на Востоке, в Азии. Аромат европейской цивилизации, совершенно даже светский, даже атеистический и антихристианский, - всё равно весь и всякий вышел из кельи инока. Это - инока безграничный субъективизм, его беспредметные грёзы, предчувствия, ожидания, тревоги, страхи, Смущения, нерешительность, пересекшиеся в диалогах гостиной и литературы. Робкие глаза, тайная улыбка, слабое тело - всё, всё из кельи. Всё то, что так отрицает, так похоронило Агамемнона, Одиссея, крикуна-Демосфена и римских самодовольных патрициев.
Душа не та! Душа новая. - Какая? - Бессеменная... Бесствольная, гибкая, ползучая или парящая за облаками; в отрицательных случаях - не прямая, лукавая, хитрая, злопамятная, мстительная; "бабья". "Мужественность", костяное, твёрдое начало наполовину хрустнуло, когда умер древний мир; Женственность, "вечная женственность", страшно возросла и облила собой душу даже мужчин. Мужеподобность страшно понизилась в Европе сравнительно с классическим миром, где жёны были храбрее и мужественнее христианских мужчин".
Теперь несколько строк о Розенберге.
Всё тёмное, не арийское, не нордическое по своему духу, Розенберг относит к хтоническим, пеласгическим и сирийским формам духа. Как глубинный элемент неарийской мифологии, Розенберг выделяет матриархат. Иудаизм, по Розенбергу, есть сирийская форма жизни и духа, которая ни в коей мере не соответствует арийскому мировосприятию. Христианство, вышедшее из иудаизма, Розенберг именует сирийско-африкансокй колдовской верой. Бог христиан называется Розенбергом демоном. Заслуга Лютера заключается так же в том, что он, своей Реформаций, задержал «распространение колдовского чудовища, которое пришло из Центральной Азии», через Сирию и Африку. Розенберг идёт значительно дальше Лютера. Обращаясь к дохристианским верованиям германцев, Розенберг, находит фигуру древнего германского Бога Вотана - это «немецкий» бог.
Как видно, оба говорят примерно о том же. Хотя имеются небольшие "нюансы": Розанов считает христианскую культуру "женственной", потому что вся она вышла из монашеской кельи, а Розенберг считает её "женственной", потому что она унаследовала многое из древних этрусских, пеласгических, сирийских, иудейских, - в целом матриархальных, - культов.
Оспаривать умозаключения Розанова или Розенберга я не стану. В чисто научном контексте, как историософские идеи, они занимают своё место на книжной полке рядом с другими идеями. Однако эти идеи могут стать "экстремистскими" и опасными для мира, если они используются в качестве разделительных маркеров для обозначения "территории света" и "территории тьмы", чем, собственно, и занимался Розенберг.