Как уже было сказано, римляне приняли культ Кибелы в сильно "урезанном" виде: без Аттиса и экстатических форм почитания богини.
Когда же римским императором оказался Клавдий (41 - 54 гг. н. э.), всё переменилось. Клавдий, глубоко интересовавшийся этрусскими древностями и написавший историю этрусков в 20 книгах, реформировал культ Кибелы, сделав его максимально приближенным к фригийскому оригиналу. Ф. Кюмон считал, что Клавдий предпринял эту инновацию в духе своей любви к архаизмам. При его предшественнике Калигуле было наконец разрешено почитание Исиды после долгого противодействия. Её культ быстро набирал популярность, и это соревнование должно было стать бедственным для жрецов Великой Матери, которые были изолированы в её храме на Палатине. Так что Клавдий, в пику своему предшественнику, оказал предпочтение фригийской богине.
В клавдиевском преобразовании культа можно выделить два установления: первый - введение культа Аттиса с установлением Мартовского праздника, и второй - основание коллегии дендрофоров.
(Из монографии О. В. Богатовой "Культ Великой Матери богов Кибелы в греко-римской древности (К проблеме религиозного синкретизма в античности)".
Раннехристианские общины ll - lll веков н. э. часто будут производить свои собрания под официальной "крышей" погребальных коллегий. Вообще, здесь, при описании коллегии дендрофоров Кибелы, угадывается многое из практической жизни христиан до эпохи Константина Великого. Христиане, как птенцы кукушки, пригрелись под тёплым крылышком у Великой Матери.