Немного о культуре линейно-ленточной керамики.

Sep 09, 2020 20:57

"Изучение системы поселений первичного неолита Европы показывает лишь один административный уровень. Иными словами, общины, обитавшие на поселениях, были политически независимы друг от друга и приблизительно одинаковы по структуре и функциям, автономны как экономически, так и политически. Никакой интеграции выше уровня отдельной общины не наблюдается.

Данные по изучению могильников и погребальных обрядов показывают, что пожилые мужчины обладали более высоким положением внутри общины, а некоторые из них, возможно, становились вождями общины. Они простирали свою власть иногда и на соседнюю общину, но не могли передавать её по наследству. Свидетельства о войне, военных столкновениях для раннего неолита Европы очень скудны. Мало поселений имеет следы укреплений. Находки предметов вооружения, как боевого, так и охотничьего, малочисленны: мало наконечников стрел, довольно редки каменные полированные топоры, особенно те, которые по форме можно было бы считать боевыми.

О матрилокальности и даже матрилинейности общества племён культуры линейно-ленточной керамики достаточно много написано в специальной литературе. К такому выводу приходят на основе ряда этнографических аналогий. Матрилокальность считается наиболее вероятной в тех обществах, в которых основные средства существования получают именно благодаря женскому труду; война, военные действия и столкновения не являются обыденными, а политическая интеграция находится на низком уровне развития. Длинные дома также ассоциируются с матрилокальными и билокальными обществами. Как показывают исследования, матрилокальные общества имеют более крупные дома (например, свыше 70 кв. м), чем патрилокальные. В таких домах в матрилокальном обществе живут две-три женщины-родственницы со своими мужьями.


Культурно-исторические исследования показывают также, что матрилокальность часто характерна для населения, которое расселяется на новой территории. Ведь в матрилокальных обществах мужской род рассеивается по соседним деревням. В этом случае борьба с одной деревней влечёт за собой борьбу с несколькими соседними поселениями. В результате внутренние войны и столкновения очень редки, а война матрилокальных обществ всегда направлена вовне, ведётся с другими культурными группами и даёт преимущества матрилокальным обществам.

Всё это соответствует характеристике общества культуры линейно-ленточной керамики: значительная роль женского труда в земледелии; длинные дома большой площади, в которых, возможно, жили две-три семьи; широкое распространение культуры в Центральной и на западе Восточной Европы при незначительности свидетельств военных столкновений. Отсюда ясно, почему многие учёные считали и считают общество культуры линейно-ленточной керамики матрилокальным и даже матрилинейным. Однако окончательных доказательств этого не получено, и даже если общество культуры линейно-ленточной керамики и было матрилокальным, анализ могильников показывает, что мужчины имели достаточно высокое положение и, вероятно, обладали политической властью внутри общины".

История Европы. Том 1. Древняя Европа. Коллектив авторов.

P.S. Как и в других культурах раннего неолита в Европе, в культуре ЛЛК были захоронены женщины и дети под полом личных жилищ - практика, которая продолжалась до 4000 г. до н. э. В могилах обычно находились такие товары, как кремневые орудия или украшения из раковин спондилов, но керамика находилась почти исключительно в женских могилах. Значит, керамические сосуды лепили женщины. Быстрое распространение культуры LBK не оставляло у ближневосточных фермеров много времени для общения с мезолитическими европейскими охотниками-собирателями - факт, теперь подтвержденный анализом нескольких геномов LBK, которые показывают только около 5-10% коренных европейских примесей. Однако мезолитические европейцы продолжали жить бок о бок с фермерами LBK и постепенно скрещивались с ними в более поздние периоды Рассена (4600-4300 гг. До н.э.) и Шенингена (4200-3950 гг. до н.э.).

Источник

ЛЛК, Старая Европа

Previous post Next post
Up