Реальные бабы.
Изначально на Руси бабой именовали принимавшую роды повитуху, которая следила за здоровьем чада и роженицы в первые дни после рождения. Именно ей доверялось купать и пеленать малыша на протяжении девяти дней от роду.
Позднее бабами стали называть всех знахарок и целительниц, которые готовили лечебные снадобья, а также ворожей и колдуний, гадавших и снимавших порчу. Им приписывались сверхъестественные способности, их опасались и уважали.
Со временем данная лексема лишилась своего ореола, и бабой в Киевской Руси стали кликать всех умудрённых опытом замужних крестьянок в возрасте.
С XVIII века за словом «баба» прочно закрепилось значение простой, работящей, необразованной замужней женщины из низшего сословия, которой противопоставлялась утончённая дама из высшего общества.
В дореволюционной России обращение к простолюдинке словом «баба» не вызывало у неё никакой негативной реакции. Не зря публицист Николай Шелгунов отмечал: «В русском народном лексиконе нет слова женщина, а есть баба или девка… Вся Россия, сверху донизу, не знала другой женщины, кроме бабы».
В праславянском и некоторых других языках частица -ба- обозначала бытие, жизнь. Мать, принесшая в этот мир дочь, становилась «вратами жизни», или «вратами бога». Через неё в мир приходила ещё одна продолжательница рода. Таким образом осуществлялась преемственность поколений.
О родившей женщине говорили «обабилась». Сейчас это слово имеет негативную окраску. Так характеризуют женщин, которые не следят за собой, располнели и стали выглядеть старше своих лет. Много веков славяне, наоборот, уважали и почитали «обабившихся» женщин, поскольку те приносили в мир новую жизнь.
Слово «ба-ба» символизировало удвоение женского начала. Мать-женщина рожала дочь-женщину, которая в будущем должна была произвести на свет ещё одно человеческое существо.
Пожилых родительниц уважительно звали «бабушками». Это определение применялось к основательнице рода, ставшей матерью многих детей, а через них - и внуков. Так что «молодок» на Руси уважали, но «баб» и «бабушек» ценили больше всего. По понятиям древних славян, именно они обеспечивали непрерывность жизни на земле.
Мифические бабы.
Словом «баба» на Руси часто обозначались мифические существа женского рода, обладавшие демонической силой.
Всем известная с детства Баба-Яга была старухой, служившей привратницей мира мёртвых. В древности непременным ряженым персонажем Святок и Масленицы была очень рослая Белая баба, олицетворявшая собой смерть, покойницу, дух предков или существо, связанное с загробным миром. Чаще всего чтобы изобразить её, прибегали к помощи двух одетых в белые рубашки парней, один из которых садился на плечи другого, достигая более внушительного роста. На Святки Белая баба бегала от окна к окну, заглядывала в них и пугала жильцов, а на Масленицу символизировала холод и смертоносное начало, изгоняемое с приходом весны. (От себя добавлю, что снежная баба, очевидно, являлась коррелятом Белой бабы. -
ltraditionalist.)
Слово «баба» славяне использовали и для обозначения некоторых болезней, например, моровое поветрие звалось белой или красной бабой, а оспа - бабухой.
Бабой обзывали последний сжатый сноп, который наряжали в женские наряды и отправляли на участие в жатвенных обрядах: его устанавливали в центре площадки и весь собравшийся на празднике люд водил вокруг него хороводы.
Кроме того, в древнеславянском пантеоне во времена матриархата существовала богиня домашнего благополучия, тишины, здоровья и плодородия Баба, к которой устремляли свои молитвы повитухи и обычные женщины, в поисках заступничества. В честь неё устанавливались каменные или деревянные идолы, располагавшиеся у рек или на возвышениях.
Каменные бабы.
На огромной территории от юго-западной Азии до юго-востока Европы на курганах и перекрёстах значимых дорог, степных холмах и майданах с доисламских времён до наших дней возвышаются идолы-валуны, именующиеся каменными бабами.
Все каменные бабы, вне зависимости от их пола, высекались с голым торсом, и, по мнению историков, так половцы подчёркивали своё отношение к предкам, которых расценивали как «кормильцев рода».
Довольно любопытно, как украинские крестьяне XlX века толковали происхождение этих каменных баб.