Как культура умершего народа "просачивается" в культуру живых (4).

Jun 11, 2020 21:08

"Загадочное древнее балкарское селение Эль-Тюбю в верховьях Чегемского ущелья на левом берегу реки Чегем. Когда появилось это селение, сейчас уже никто не знает. В дословном переводе «Эл-Тюбю» означает «основание села». Название его говорит о том, что оно было основано на месте некоего ещё более старого населённого пункта. Когда основали нынешнее село, здесь уже были развалившиеся фундаменты каких-то более древних построек. Дух старины здесь царит повсюду.

У подножья вулканического массива Кум-Тюбе («песчаный холм» - балк.) высотой более 3500 м. расположен «Городок мёртвых». Он находится в нескольких сотнях метров от селения Эл-Тюбю. Здесь сохранились «дома мёртвых» или «кешене» эпохи раннего средневековья (X-XII вв.) и более поздние - мусульманские мавзолеи конца XVII -начала XVIII вв. Древние «кешене» называют «христианскими», хотя они, несомненно, представляют собой результат наслоения друг на друга самых различных культурных влияний.






Подобные четырёхгранные дома мёртвых с двухскатными кровлями и маленьким окошечком с лицевого фасада встречаются в горах Осетии, Ингушетии, в Черекском ущелье Кабардино-Балкарии и даже в верховьях реки Кубани близ карачаевского селения Карт-Джурт. Есть мнение о том, что обычай хоронить покойников в таких «домах мёртвых» - это один из пережитков зороастризма, который получил некоторое распространение среди населения Алании Кавказской в раннее средневековье. По зороастрийским обрядам, мёртвое тело не должно было осквернять священную стихию земли, поэтому закапывать его в землю запрещалось. Кремация была также исключена, поскольку огонь - тоже священен. Аналогично и с водой. Вот и приходилось изолировать тело с помощью специальных сооружений. В Персии - это были «башни молчания», а на Кавказе - «дома мёртвых». Когда зороастризм был вытеснен христианством, а затем возродившимся с новой силой язычеством (из-за уменьшения влияния Византии), традиции долгое время продолжали сохраняться". Источник.

Ну вот, появилась ещё одна версия культурного влияния, на этот раз - зороастрийского влияния. Хотя у самих зороастрийцев, насколько я знаю, никаких "домов мёртвых" не было.

Я всё же продолжаю настаивать на том, что эти "дома мёртвых" являются самой поздней "отрыжкой" дольменной культуры.

Википедия говорит, что "часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры и покрытые резьбой гробницы в Карачаево-Черкесии. О последних есть предположение, что это сооружения позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики, так как они имеют именно такую конструкцию. Но вероятнее, что их всё же построили средневековые адыги - касоги или аланы в VIII-XII вв., в два этапа: сначала совершалось погребение в каменном ящике, а затем над ним возводилось более монументальное сооружение."

То есть, традиция сооружения дольменов сохранилась вплоть до Средневековья.

Так что древние жители балкарского селения Эль-Тюбю сами ничего нового не придумывали, а поступали в соответствии с традицией, как делали их деды и прадеды. А зороастризм тут совсем ни при чём.

Кавказ, Традиция

Previous post Next post
Up