Три волны переселения индоевропейцев в Европу.

Jun 12, 2020 08:59



Согласно М. Гимбутас, все три волны арийской экспансии в Европу выступают как составляющие элементы единого, последовательно разворачивающегося во времени и пространстве процесса. Исходное звено зтого процесса автор видела в носителях курганного обряда - памятниках типа Бережнёвки, которые генетически связывались с хвалынской и предшествующей последней самарской культурами лесостепного Поволжья.

На протяжении 4400-4300 гг. до н .э. носители бережневских памятников из волжско-прикаспийских степей распространяются на юг - в Предкавказье и на запад - в Нижнее Поднепровье, предопределяя формирование ряда промежуточных культурных образований (Средний Стог ll, которые, или вместе с которыми, затем глубоко вклиниваются в ареал древнеземледельческих цивилизаций. Согласно М. Гимбутас, эта первая миграционная волна имела характер массового военного вторжения с катастрофическими последствиями для раннеземледельческих цивилизаций, сопровождаясь, с одной стороны, полным разрушением культуры Гумельница-Караново VI-Bapна, а с друтой - существенными преобразованиями культуры Кукутень-Триполье, продолжившей, однако, своё дальнейшее развитие.

Вторая волна, по М. Гимбутас, приходится на период 3500-3300 гг. до н. э. Носителями этого процесса также выступают пастушеские племена с курганным обрядом погребения, но акцент здесь определённо делается на активность кавказского импульса: куро-араксскую культуру Закавказья и культуру Майкоп Северного Кавказа. Следствием разворачивания этой волны, по М. Гимбутас, было распространение в южной и западной Европе технологии мышьяковистых бронз; формирование культуры типа Нижней Михайловки, а в ареале древне-земледельческих культур - полным переоформлением остаточных культурных явлений с традиuиями раннего земледелия и образованием комплексов типа Усатово, и далее - культуры Езеро и баден-вучедольского блока.

Наконец, третья волна - 3100-2900 г. до н. э. - связывается с носителями позднеямной культуры, массовая ,миграuия которых сопровождается окончательным переоформлением Карпато-Подунавья и Балкан, содействует формированию
культур воронковидных сосудов и культуры шаровидных амфор и тем самым завершается многовековой процесс индоевропеизации обществ Европейского континента.

Здесь, в этой концепции, мне не совсем понятна роль майкопской культуры. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой майкопцы пришли на Кавказ с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии убейдо-урукского времени (Телль Хазна I). Похожая на майкопскую керамика есть и на поселениях куро-аракской культуры. О том, что это было осёдлое население, свидетельствует свиноводство носителей этих культур. Может быть, эти пограничные со Степью земледельческие культуры подверглись такой сильной инфильтрации степного элемента, что в конце концов от их убейдо-урукских корней почти ничего не осталось? Может быть, они настолько пропитались духом Степи, что и сами стали степняками? Во всяком случае, некоторые элементы "остепенения" наблюдаются и у переходных культур баден-вучедольского блока.

арии

Previous post Next post
Up