Некоторые скульптурные изображения Шила-на-гиг напоминают лягушек
Скульптурные изображения Шила-на-гиг чаще всего встречаются на каменных церквях Западной Европы (особенно много их находится в Ирландии и Британии).
Всем хорошо известно, что лягушки "дружат" с камнями, что они живут под камнями и даже внутри самих камней. (Подробнее об этом - в статье "
Природные аналоги египетских саркофагов".) С другой стороны, лягушки любят сырость, а Ирландия с Британией как раз тем и отличаются, что там каждый день идут дожди. (Жители Лондона шутят, что у них имеется три типа погоды: когда дождь идёт до полудня, когда дождь идёт после полудня, и когда дождь идёт целый день.)
Так что, вполне возможно, что прообразом фигуры Шила-на-гиг была древняя "царевна-лягушка", которая почиталась во многих местах мира как женское божество. (См. "
Рептилии в древних религиях".)
Специфический знак лягушки встречается с незапамятных времён чуть ли не по всему миру.
Кстати, и скифская богиня Табити изображена в той же специфичной "лягушачьей" позе.
К сожалению, изображений древнеславянской богини Мокоши не сохранилось, но, мне кажется, что само имя - Мокошь - говорит о многом. Возможно, "мокошь" - это севернорусское название той же лягушки. "Мокошь" значит живущая в мокром месте.
По мнению ряда исследователей, многие черты Мокоши перешли на всенародно почитавшуюся святую Параскеву-Пятницу.
Часовни, посвящённые св. Параскеве (Прасковье), её иконы и статуи (скульптурные изображения святых в Русской церкви были запрещены лишь в 1722 году), ставились у источников и водоёмов, которые, как считалось, находились под покровительством Параскевы. В жертву Мокоши-Пятнице приносили пряжу, кудель, сбрасывая её в колодец (этот обряд носил название «мокриды», возможно, связанное с именем Мокоши через корень мок(р)-).
Так что, вполне возможно, что наша древнеславянская Мокошь является самой ближайшей "родственницей" западноевропейских изображений Шила-на-гиг.