Чёрные Мадонны.

Jan 01, 2018 09:18

У Дмитрия Мережковского в его работе "Жанна д'Арк" есть такие строки:

"Мать Жанны, Изабелла "Ромея", Romee, "Римлянка" (прозвище паломниц, ходивших в Рим), была усердной поклонницей соседней Пью-Велейской Богоматери, "Чёрной Девы", привезенной будто бы в дни Крестовых походов св. Людовиком из Египта, а туда - из Вавилона, где пророк Иеремия выточил ее из сикоморового дерева наподобие Пресвятой Девы Марии, виденной им уже в Духе. В тех же местах, где поклонялась мать Жанны Матери Божьей, эта "Чёрная Дева, но прекрасная", nigra, sed formosa - "Чёрная Мать-Земля" была почитаема древними кельтами-друидами под именем "Девы Рождающей". "Чёрную Землю-Мать, meter ge melaina, из Олимпийских божеств величайшее", призывал и Солон Законодатель в свидетельницы скрепляющих законы клятв".

Что мне больше всего нравится в Мережковском, так это его умение находить связи и параллели между христианством и язычеством. В лучших своих проявлениях язычество было как бы "христианством до Христа". Диоген Синопский наверняка узнал бы в св. Франциске Ассизском своего ученика, а св. Франциск конечно назвал бы Диогена своим "братом". Мережковский совершенно правильно связывает образ Чёрной Девы с образом Чёрной Матери-Земли: на древнейший языческий образ Матери-Земли наложился познейший христианский образ Богородицы.



Мать-Земля - это прежде всего чёрное, рождающее лоно земли-кормилицы.

Практически во всех традиционно-языческих культурах Земля является не бездушным скоплением веществ и "полезных ископаемых", а подлинно живым существом, к которому язычники всегда относились с благоговением и любовью. Традиции эти зародились ещё в те времена, когда господствовали матриархальные отношения. В духовных стихах земля рассматривается как Мать рода человеческого, порождающего его из своих недр, питающая его и заботящаяся о нём при жизни, принимающая его в своё лоно после смерти. Отсюда - всегдашняя трогательная забота русского человека о том, чтобы его тело легло в могилу чистым. Почувствовав приближение смерти, уморённая голодом боярыня Морозова вспоминает глубинные основы человеческого бытия, восходящие к Матери сырой земле: " Не подобно телу моему в нечистоте одежды возлечь в недрах Матери своей Земли" (цит. по: Дёмин В. Н. Загадки русского Севера. - М., 2000, с. 229).

Эта мистика земли глубоко повлияла на русское почитание Божией Матери. Вся русская духовность имеет богородичный характер; культ Божией Матери имеет в ней настолько центральное значение, что - глядя со стороны - "русскую веру" можно принять за религию не Христа, а Богоматери.

Богоматерь как "всех скорбящих Радость" не принадлежит, конечно, к открытиям русской религиозности. Такой молились ей и в Византии, и на Западе. Повсюду произошло слияние религии Богоматери с элементами народной религии Матери - Земли.

Именно отсюда, от земли, и происходит "чернота" облика некоторых католических Мадонн.  Ella Rozett в своей книге  "Black Madonnas and other Mysteries of Mary" (Черные мадонны и другие тайны Марии) пишет: "Большинство Чёрных Мадонн имеют прочную связь с землёй. Они либо были найдены закопанными в землю (см. Гуадалупе де Касерес ), или появляются в дуплах деревьев (см. Telgte ), в пещерах (см. Монтсеррат ), источниках (см. Фон-Роме ), на вершинах гор (см. Dorres ), в священной скале (см. Le -Пюи ), в джунглях (см. Коста-Рика ). Часто они находятся с помощью животных (см. Олот ). И таким образом языческое поклонение Матери-Земле превратилось в христианскую священную близость к творению Божию, к матери-природе."

Богородица, Чёрная Дева, язычество, христианство, Мать Земля, русские

Previous post Next post
Up