Это костяная фигурка с глазами из лазурита из Египта, ранний додинастический период, Накада I, 4000-3600 гг. до н. э.
Я говорил о ней в статье "
Женщина с голубыми глазами". Я там "скопипастил" измышлизмы автора блога
Old European culture о голубоглазых и светлокожих египтянках. Но, хорошо зная "загробную" символику синего (голубого) цвета у древних египтян и крито-минойцев и "потустороннюю" символику белого цвета у тех же египтян, критян и этрусков, я не стал бы отождествлять эту статуэтку с живой египтянкой. Эта древнеегипетская статуэтка напоминает мне кикладских "озябших богинь".
Поближе познакомиться с ними можно в записи "
Кикладские "озябшие" богини". Собственно, никакие это не богини, а что-то типа позднейших древнегреческих
кор (др.-греч. κόρη - «девушка»). В них нет никакого портретного сходства с покойниками, они все - на одной лицо, с архаической улыбкой на устах. Это, скорее, представления живущих о том, как выглядит душа умершего человека в загробном мире.
Ну, а почему эти статуэтки выглядят "озябшими", можно прочитать в "откровениях" умирающего Василия Розанова:
"От лучинки к лучинке, Надя, опять зажигай лучинку, скорей, некогда ждать, сейчас потухнет. Пока она горит, мы напишем ещё на рубль. Что такое сейчас Розанов? Странное дело, что эти кости, такими ужасными углами поднимающиеся под тупым углом одна к другой, действительно говорят об образе всякого умирающего. Говорят именно фигурою, именно своими ужасными изломами. Всё криво, всё не гибко, всё высохло. Мозга очевидно нет, жалкие тряпки тела. Я думаю даже для физиолога важно внутреннее ощущение так называемого внутреннего мозгового удара тела. Вот оно: тело покрывается странным выпотом, который нельзя иначе сравнить ни с чем, как мёртвой водой. Она переполняет всё существо человека до последних тканей. И это есть именно мёртвая вода, а не живая. Убийственная своей мертвечиной. Дрожание и озноб внутренний не поддаются ничему ощущаемому. Ткани тела кажутся опущенными в холодную лютую воду. И никакой надежды согреться. Всё раскаленное, горячее представляется неизреченным блаженством, совершенно недоступным смертному и судьбе смертного. Поэтому «ад» или пламя не представляют ничего грозного, а скорее желанное. Это всё для согревания, а согревание только и желаемо. Ткань тела, эти мотающиеся тряпки и углы представляются не в целом, а в каких-то безумных подробностях, отвратительных и смешных, размоченными в воде адского холода. И кажется кроме озноба ничего в природе даже не существует. Поэтому умирание, по крайней мере от удара - представляет собою зрелище совершенно иное, чем обыкновенно думается. Это холод, холод и холод, мёртвый холод и больше ничего. Кроме того, всё тело представляется надтреснутым, состоящим из мелких раздробленных лучинок, где каждая представляется трущею и раздражающею остальные. Всё вообще представляет изломы, трение и страдание. Состояние духа - ego - никакого. Потому что и духа нет. Есть только материя измождённая, похожая на тряпку, наброшенную на крючки. До завтра. Ничто физиологическое на ум не приходит. Хотя странным образом тело так изнемождено, что духовного тоже ничего не приходит на ум. Адская мука - вот она налицо. В этой мёртвой воде, в этой растворённости всех тканей тела в ней. Это чёрные воды Стикса, воистину узнаю их образ" (продиктовано В. В. Розановым его дочери Надежде в декабре 1918 года, за 1,5 месяца до смерти
Источник).