Песня жизни.

Aug 11, 2022 12:23


"У химба за дату рождения человека принимается не момент его появления на свет, и не момент его зачатия. А тот день, когда девушке пришло в голову завести ребёнка. Тогда она удаляется в уединённое место, садится под деревце и вслушивается в тишину, пока не услышит песни своего будущего ребёнка, собирающегося к нам в мир. Услышав эту песню, она идёт к мужчине-избраннику и учит этой песне его. И пара начинает петь её вместе, призывая малыша появиться на свет.

Когда наступает беременность, женщина учит этой песне деревенских повитух. В итоге, когда ребёнок рождается, все вокруг поют эту песнь, приветствуя его. Пока малыш растёт, все взрослые знают его песню и поют ему её в сложных ситуациях, если заболел, грустит или обидел кто-то".

Так, по крайней мере, сообщает Ольга Ускова в записи МОЯ ПЕСНЯ.












На тихоокеанском острове Того, когда рождается ребёнок, деревенские женщины исполняют ритуал по отношению к новоявленной матери: вместе с ребёнком их отводят в лес и там рассаживаются вокруг новорожденного духа. Они сидят рядом с ребёнком, ощущая уникальный дух этой новой жизни, и затем, в какой-то определённый момент, одна из них вдруг издаёт музыкальный звук. Другая женщина присоединяется к нему, потом следующая, и так происходит совместное рождение песни для этого младенца. Песня полностью уникальна и предназначена только для него.

На протяжение всей его жизни, в дни рождения и другие ритуальные даты, женщины собираются вместе и поют эту песню. И если ребёнок совершает что-то плохое или заболевает, вместо того чтобы его наказывать или лечить лекарствами, женщины собираются вокруг и поют песню, чтобы напомнить ему о том, кем он является на самом деле. Таким образом, песня становится способом, который поддерживает развитие путешествия героя для этого существа на протяжении всей его жизни. И когда человек умирает, сообщество поёт эту песню в последний раз, и больше её никогда не запоют снова.

Роберт Дилтс, Стивен Гиллиген " Путешествие героя" (Источник - Храм Амазонок).



Кстати, у народа ханты есть древний уникальный обычай: собираться вместе, садиться в общий круг и петь свои личные песни жизни.

"Когда зародился и сформировался этот обычай, выяснить у носителей фольклора не удалось, - рассказывает автор текста, Нина Зинченко. - Только все они, с кем беседовала на эту тему, жительницы национального посёлка Аган: Варвара Степановна Покачева - методист по декоративно-прикладному искусству национальному творчеству сельского Дома культуры, Фекла Семеновна Бондаренко - директор аганского музея-театра, Екатерина Александровна Покачева - ныне покойная, заверили, что этот обычай очень и очень древний, и что пришёл он в наши дни из очень далёкой седой старины.

Суть этого уникального обычая состоит в том, что, будь то мужчина или женщина, если они того желали, в течение всей своей жизни сочиняли свою песню жизни. В ней они рассказывали не только о себе, своём характере, поступках, перечисляли события и давали им оценку, но и «рассказывали» о людях, которые их окружали. Словом, пели в своей песни жизни обо всём, что считали важным, нужным, интересным, трогающим душу, сердце, формирующим характер и мировоззрение.

Было ещё одно неизменное требование к личной песне жизни: автор её слов должен был написать для неё и свою, непохожую на другие мелодию. Если самодеятельный артист отваживался исполнить свою песню под чужую мелодию, сородичи выговаривали ему за музыкальный плагиат, осмеивали за то, что он не смог придумать что-то своё и данную песню не засчитывали за личную песню жизни.

По песням жизни, как по открытой книге, ханты читали всё, что пряталось и таилось в глубинах человеческого сердца. Да и сами сочинители песен ничего не таили от родственников, соседей, друзей и от самих себя. Они обнажали в песнях жизни свои сердца и души, открывали тайны и делились помыслами, что позволяло им успешно бороться со стрессами, намечать перспективы дальнейшего личностного роста, с уверенностью смотреть в завтрашний день и воспитывать трудолюбивое, здоровое поколение.

Когда взрослые исполняли свои личные песни жизни, каждый раз в общем, песенном круге рядом со взрослыми сидели дети и внимательно слушали их откровения, исподволь набирались опыта и мудрости.



В связи с этим интересно рассмотреть некоторые личные песни жизни из рукописной книги «Песни аганских ханты и лесных ненцев» (с. Варьеган, 1996 год; к сожалению, автор этого уникального сборника мне не известен). В своей личной песне, названная «Трудолюбивая женщина» (её исполнила на ненецком языке Татени Соболевна Казымкина) рассказывает о том, что женщина в её песне всегда встаёт ранним утром и спешит то на рыбалку, то настрогать стружек, чтобы было чем вытереть лицо и руки, то спешит на болото за ягодами, а когда возвращается из урмана, она кормит своих ребятишек. И не одного или двоих - семеро детей растит женщина одна, говорится в песне.

О большой любви, о красивом сильном сердце рассказывает личная песня Татени Соболевны Казамкиной «Я выйду замуж за бедного». «Я пойду за тебя», - уверяет девушка любимого, и это несмотря на запрет отца не выходить замуж за бедняка, потому что он, бедняк, спит на снегу. «Но я не послушаю его»,- заверяет девушка любимого: «Одежды не даст - без одежды приду. Кисов не даст - босиком приду. Оленей не даст - пешком приду».

«Трудом своим будет одета и обута», - заявляет в своей личной песне жизни Нюню Кольчевна Айваседа «Мастерица». Героиня её песни - она сама, одна из лучших мастериц не только национального посёлка Варьеган, но и всего Нижневартовского района. Героиня песни умеет и камусы разделывать, и шкуры выделывать, и малицу скроить-сшить, и ягод всегда наберёт и в урмане и на болоте, и дров нарубит, и огонь в чувале разожжёт.

Привлекает внимание своей откровенностью и личная песня Архипа Сардакова, которая была записана в исполнении Ольги Филипповны Иуси. Её автор рассказывает о том, как он живёт и кочует по реке Ягурь-Ях. «Где заходит закат - я ложусь спать. Там, где восходит заря - я встаю. За что я наказан судьбой: скитаться по этой земле? У меня нет семьи, нет наследника. Всё, что у меня есть, тридцать оленей моих. Это не наследство от деда, и не подарок от отца. Я сам обхаживал каждого оленёнка».

Благодаря рукописной книге «Песни аганских ханты и лесных ненцев» выяснилось, что ещё несколько десятков лет тому назад коренные народы Севера пели личные песни жизни, написанные в форме предсказания. Не секрет, что шаманы этих народов умели, а, возможно, умеют и сегодня заглянуть в Священную книгу судеб, перелистать её страницы и рассказать о том, что ждёт того или иного человека, а то и отдельные народы планеты в грядущем будущем.

Песню «На священной реке Мак», которая записана со слов Ульяны Филипповны Иуси, можно отнести и к предсказаниям шамана, и к осмысленным наблюдениям над природными явлениями. В этой песне сообщается о том, что человек, который написал, родился на священной реке Мак, и что он умрёт на ней. После его смерти священный остров, и священное озеро исчезнут. Люди не будут, как и прежде, довить здесь рыбу «полные сети и мордушки», потому что этот человек и озеро и остров унесёт с собой…
Личная песня жизни являлась для коренных народов Севера надёжным хранителем обычаев и традиций. Она была своеобразной портретной галереей с чёткими психологическими характеристиками каждого из тех, ушедших в небытие, но оставивших свои песни жизни потомкам. Сущность данной традиции у коренных малочисленных народов Севера заключается не просто в передаче знаний, духовных законов, а и «воспроизведения личности».

материнство, эпос, финно-угры, традиционные общества, химба

Previous post Next post
Up