Столкновение цивилизаций. 5.

Jul 27, 2024 19:01


Болванопоклонничество - мумия обожествлённого предка, непререкаемый авторитет классиков марксизма-ленинизма, в каждом городе есть площадь Ленина, улица Ленина, Советская улица или площадь.

Вождество. В библиотеке Сталина была книжка, которую написал Алексей Николаевич Толстой, называется «Иван Грозный». На ее обложке рукой Сталина в 1942 году несколько раз написано слово «учитель» и внизу потом написано: «выстоим». В кризисной ситуации он черпал у Грозного стандарты и образцы управления этой огромной страной. А Грозный черпал это от Золотой Орды.

Уничтожение институтов государства. Дума, партии, разделение властей - в принципе уничтожены. Деградация понятийной картинки до одномерной: вот мы, вот враги. Эта картинка характерна для военного мышления. Например, очень интересная вещь - родоплеменные символы идентичности: родина-мать, отец народов. Довольно дико было бы услышать, что «великий вождь американского народа Барак Обама принял представителя братского канадского народа», да? А для России, это вполне органично - «братские народы», «великий вождь», «братья и сестры».

Бескорневой культ. Советский человек не должен иметь своего дома, своей семьи (она же отомрёт при коммунизме). У Павлика Морозова общественные интересы выше семейных. «Мать моя Родина, я большевик», а живут люди в коммуналке, в общаге, в казарме, в бараке, в лагере. Идеальный коммунист подобен идеальному опричнику. Он целиком зависит от вождя и у него ничего своего нет - все только то, что ему дает партия, которая как нечто вроде ордена меченосцев, и органы карательные - нечто вроде элиты, которые никаким законам не подчиняются, кроме воли вождя.

Централизация и высасывание ресурсов из территорий и людей для того, чтобы усилить государственность. И милитаризация: «Народ и армия едины» - вполне ордынский лозунг, единый военный лагерь.

Общенародная собственность - идеологическая сказка. Понятие собственности определяется тремя правами. Владеть (юридическое право собственности), распоряжаться (инвестировать, приумножать, каким-то образом оперировать собственностью) и отчуждать (отторгать, дарить, наследовать, продавать).

Как советский народ мог владеть общенародной собственностью, виртуально распоряжаться или отчуждать? Да никак. А могла это делать только партийная номенклатура, и это ассоциируется с заметкой Карпини насчет того, что никто не может сказать: «Вот это - мое, а вот это - хана», потому что все принадлежит хану. У настоящего советского человека не было даже своего жилья, оно было казенное, и по наследству не передавалось.

Я писал о том, что в 1913 году в России было построено 1000 км железных дорог. А через сто лет, в 2013? Ни одного.

Нет необходимости останавливаться на всем известных фактах о состоянии экономики современной России, они всем хорошо известны.
А вот почему так - это вопрос.

В мире происходит техническая революция. Что же необходимо делать, чтобы не оказаться на задворках истории? Реальная практика нуждается в урбанизации, укреплении частной собственности, правовых гарантий, конкуренции, квалификации. А идеология заимствована советская, читай - ордынская. Презрение к закону, презрение к правовым гарантиям частного человека перед властью и вождём - очень характерные особенности российской вертикали. Презрение к правовым институтам, которые были созданы в 90-х годах. Худо-бедно были конкурентные выборы, был независимый суд, независимая пресса, и парламент, с которым президенту Ельцину приходилось ой как нелегко. Сейчас все это - потемкинские деревни.

Отжатие частной собственности - дело Ходорковского и ЮКОСа. Передача ее приближенным к трону людям, у которых тоже нет полной гарантии. Они знают, что их собственность ограничена пребыванием вот этого великого президента-царя-хана. До тех пор, пока он есть, собственность у них. А потом? Да кто ж его знает.

В теоретических представлениях Родина должна быть большой и сильной. Чем больше, тем богаче (чем больше степь, тем лучше в ней пасти скот). Отсюда была такая бурная радость по поводу того, что Крым наш, рейтинг хана сильно поднялся. А на практике - это империя, как было и при царях, и при Сталине.


Это следование великим приоритетам, унаследованным из прошлого. Приоритеты эти кочевые. Но они живут в психологии людей, и Россия отгрызает куски у соседей - Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Крым, Донбасс - создавая иллюзию могущества. А на практике она уже получила "жёлтую карточку" от мирового сообщества, потеряла Украину. Потому что в эпоху высоких технологий арканы, луки и стрелы не эффективны. Мир уже давно ведёт интенсивное хозяйство, а нынешняя российская власть продолжает тянуть страну к экстенсивному, кочевому.

Площадь Японии составляет 380 тысяч квадратных километров. Территория республики Коми - 420 тысяч квадратных километров, то есть побольше, чем у Японии. Иркутская область - 775 тысяч, в два раза больше, чем Япония. Если представить, что Япония была бы субъектом Российской Федерации, то она бы по площади была на тринадцатом месте, между Архангельской и Амурской областями. Население Японии 128 миллионов человек, в России - 143. Совместимые цифры. Представляете себе - все население России можно загнать на территорию Архангельской или Амурской областей, или в республику Коми, как это будет выглядеть? И при этом японцы производят в четыре раза больше валового внутреннего продукта, чем вся Россия. Вот на этом клочке территории, большая часть которой занята сейсмически опасными горами, они построили оседлую культуру с немыслимой интенсификацией сельского хозяйства.

Ордынская психология так глубоко укоренилось в сознании, что отказаться от неё кажется невозможным. Поэтому с каждым годом вертикаль власти будет нести все большую нагрузку, ее действия будут все менее эффективны, и страна под действием этих приоритетов все быстрее будет идти в тупик. И всё больше будет обостряться расхождение между пропагандой и реальностью.


В этом и заключается истинный смысл войны с Украиной. Эта война - борьба между экстенсивным и интенсивным методами ведения хозяйства, между кочевой и оседлой жизнью, между майданом и вождизмом. Украина стремится к западному образу жизни, кремлёвская власть тянет её в Азию.

Не столь важно, у кого выше пенсии, больше зарплаты или ниже цены. Это всё дело наживное. Важно, что Украина уже больше никогда не будет в составе империи. Точка невозврата пройдена, поэтому Украина уже победила в этой войне, даже если она потеряет часть территории.

Пройдя стадии «одного народа», «гражданской войны», «хунты», «нацизма», и убедившись, что российская лапша не держится на украинских ушах и  вернуть Украину в империю не получится, Кремль перешёл к откровенному геноциду и разрушению всего, до чего может дотянуться, демонстративно нарушая все международные законы.

история, политика

Previous post Next post
Up