Генетическое наследие
"... как бы ни относились русские люди к этой вот азиатчине, на самом деле наша культура очень многое приняла от них и освоила.", - сказал в начале своей лекции в лондонском клубе "Открытая Россия" известный политолог Дмитрий Орешкин.
Под "азиатчиной", как он уточняет, понимают не оседлые азиатские культуры, которые оставили на лице земли города, памятники архитектуры, письменность и т.п. - ведь в Азии находятся Индия, Китай, Япония - а кочевые культуры, от которых на поверхности Земли практически ничего не осталось.
Основным элементом культуры народа является язык.
Пушкин писал "Г-н Лемонте напрасно думает, что владычество татар оставило ржавчину на русском языке... едва ли полсотни татарских слов перешло в русский язык".
Александр Сергеевич, тут Вы не правы. Вот несколько десятков слов, пришедшие из тюркского языка, которые так прочно укоренились в русском языке, что они уже воспринимаются как русские: амбар, алтын, аркан, баба, базар, баклажан, балык («рыба»),баня, барабан, барин, бахча, башка, башлык, башмак, баштан, блуза, богатырь, болван (памятник или идол), боярин, буза, булат, бурун, деньги, диван, дорога, жемчуг, изюм, ишак, кадык, казак, казан, караван, карандаш, караул, кафтан, кнут, кобура, колпак, колчан, кремль, кушак, лошадь, майдан, нагайка, нефть, рубаха, сарай, сарафан, секира, стан, сундук, табун, таможня, таракан, телега, тормоз, тулуп, тьма, узда, улан, ура, фарфор, халат, хозяин, хомут, чемодан, шатёр, штаны, юг, ямщик, яр, ярлык (княжеский ярлык давал хан Золотой Орды на княжение российским князьям).
Безопасность Чингиза обеспечивал клан, или народность, называемая "баарын", личная охрана, гвардия, получавшая привилегии и "лучшие куски" из добычи. Отсюда пошло слово "боярин", а позже "барин". "Рубаха" и сегодня на монгольском "уурубаха". Бесформенная верхняя половина одежды у бурятов (потомков монголов) и сегодня называется "буулуза". Юг - это монгольское слово "дзюк", главное направление в монгольском представлении о мире (Зюганову на заметку). Ханский начальник на подвластных территориях назывался «дорогá». Он собирал дань с вверенных ему территорий и отправлял ее в ставку хана. Соответственно, то направление, которое соединяло этого самого наместника со ставкой хана, и называли «дорогами». В русский язык это пришло как форма, отражающая «путь». "Таможня" - печать. "Майдан" - площадь. "Хозяин" - ходжа, уважаемый человек.
Наука кочевниковедение выработала понятие вождество.
Вождество - это еще не государство. Государство - это устоявшаяся система с институтами обеспечения сбора налогов, с понятными процедурами престолонаследия, суда, прав граждан, распределения обязанностей.
Вождество от этого отличается тем, что оно целиком замыкается у кочевых групп на одного человека, у которого есть харизма, который объединяет различные группы кочевых народностей для одной великой цели, которая, как правило, связана с грабежом соседей, более богатых и оседлых.
Каковы ценности кочевой культуры? Гендерные приоритеты:
у забайкальских бурятов есть такой объект поклонения, называется «вечно цветущий, животворящий бугор», ему и сегодня поклоняются. Он осуществляет в картине мира бурятов связь человека с небом, мужское начало, тягу к высокому, сухому и правому. Кстати говоря, насчет одежды: правая сторона - мужская, левая - женская, - это тоже монгольская традиция;
женское - это земля, ее трогать нельзя, из двух соображений. Отчасти это недостойно мужчины, отчасти - это предмет поклонения, как положено поклоняться матери. На практике это выразилось в том, что монголы носили сапоги с загнутыми вверх носками - называются «гутулы».
Это для того, чтобы случайно не поранить землю, которая, с одной стороны, мать, а с другой стороны, ковыряться в земле - это западло, это для людей более низкой касты. Люди длинной воли, кочующие рыцари, аристократы степей до этого не унижались.
До сих пор «сарт» в глазах узбека - это презрительное наименование, которое можно примерно перевести как «землерой».
Вот высшей силой, силой неба, кочевой аристократ призван отбирать у этого землероя землю и использовать ее для поддержания своего воинства в порядке.
Если великий хан сидит лицом к югу, значит, у него справа запад, мужская рука правая, войско правой руки самое уважаемое, а слева восток - там тоже есть войско левой руки.
Хан - центр пространства. В кочевой структуре нет городов: где хан и его ставка - там и столица.
Милитаризация естественна для ордынской структуры, где каждый член орды по совместительству еще и воин. Народ верстается не по этническим признакам, а делится на тысячи и на тьмы. Тьма - это несколько тысяч человек, и в ней находятся люди разных диалектов, разной культуры, разных корней.
Земля принадлежит хану, а он даёт её роду или конкретной орде, или, если хан поместил туда какую-нибудь свою тьму, то этой тьме. А частной собственности на землю не может быть.
Плано Карпини, в начале XIII века путешествовавший по великой степи, пишет про устои орды: «Все настолько находится в руке хана, что никто не смеет сказать, что вот это мое, а вот это его, ибо все принадлежит хану. То есть все имущество, включая скот вьючный и людей.» Это начало XIII века, когда в Англии в 1215 году публикуется «Великая хартия вольностей». То есть хан и только хан обладает экономической субъектностью, он персонифицирует этот народ и конкретно распоряжается вот этими угодьями, ландшафтами и так далее. Он может их кому-то передать, а может их у кого-то изъять.
Важной особенностью кочевого хозяйства является бесприбыльность и безинвестиционность.
Монголам никогда в дурном сне не пришло бы в голову развивать какие-то территории, которые они грабят. Они пришли и забрали то, что им положено по закону, как они считают, а там выживут-не выживут, бог с ними, это их проблемы, до следующего года, когда они опять пришлют какой-нибудь продовольственный отряд, который изымет излишние или не излишние накопления.
Существует два метода ведения хозяйства: интенсивный, когда прирост продукции получается за счёт технологии (применение высокоурожайных сортов, внесение удобрений, организация орошения и т.п.), и экстенсивный (увеличение засеваемой площади без увеличения урожайности с единицы площади).
Для скотоводов, кочевников нужна гораздо большая территория, экстенсивное хозяйство, а земледелие - интенсивное. В кочевой среде ландшафт не изменяется. И его продуктивность не меняется. Рост может быть только экстенсивным. То есть, монгольская культура скользит по поверхности ландшафта без его преобразования.
Оседлые культуры со временем выигрывают по эффективности соревнование с кочевыми. Вспомните: земледелец Каин убивает пастуха Авеля, а не наоборот. Кочевники паразитируют или используют оседлые культуры для того, чтобы получать там то, что им нужно, а взамен обеспечивают некоторым образом управление. То, что специалисты по кочевниковедению называют экзополитарностью, то есть внешним. Вот эта экзополитарность - очень характерная особенность кочевого хозяйства.
Конфуцианец Елюй Чуцай, сказал сыну Чингисхана Угэдэю: «Ты завоевал Поднебесную на коне, но управлять ею с коня нельзя». И Угэдэй согласился.
Идеалом монгола было бы уничтожить оседлые поселения, чтобы там была пустыня и, соответственно, места, где можно разводить скот. Но Угэдэю стало понятно, благодаря Чуцаю, что гораздо удобнее ежегодно брать дань с этой территории, не разрушая ее. И он перешёл к полуоседлой культуре, под движением вполне понятных экономических интересов.
Поселения, которые условно назывались городами (огороженное место), в Золотой Орде никогда не обносились валами или стенами. Считалось, что хан настолько велик, что если кто-то покусится на такое поселение, то он в ответ получит такую карательную экспедицию, что мало никому не покажется. Строить защитные сооружения вокруг города никому в голову не приходило.
А в оседлых культурах это было более чем органично, и Иван III построил с помощью итальянцев кремль.
С одной стороны, русские князья (и позже, начиная с Ивана IV, цари) вели оседлый образ жизни. С другой стороны, система ценностей была заимствована у кочевников. Подобно тому, как у Чингиза были избранники баарыны, которые подчинялись только хану и были ему беззаветно преданы, Иван IV создал то же самое - опричников. Разница была только в том, что действия опричников были направлены против своих.
Это опричное воинство (опричь - это значит «кроме») подчинялось только воле царя. Оно откровенно, последовательно, по указанию Ивана грабило земства. Земства - это те самые презренные землерои . Это, с одной стороны, собирало под руку Ивана огромные ресурсы для ведения войны, а с другой стороны - позволяло ему обеспечивать свою эксклюзивную власть.
Основной его политической задачей была борьба с вотчинным землевладением. Вотчина - это значит «от отца получено», отчина. Владельцы называлось «княжата», это княжеские дети. Иван Грозный видел в них угрозу, и не без оснований.
На самом деле это были обычные европейские феодалы, которые хотели сидеть на земле, построить вокруг своего имения стену и быть там полновластными хозяевами.
Иван Грозный потом освободившиеся земли отдавал в награду своим опричникам. В частности, поэтому князья Вяземские, вместо того, чтобы сидеть на реке Вязьме, получили землю в Поволжье.
И постоянное тасование, - непозволение княжеским родам укорениться в земле, - обеспечило Ивану Грозному контроль и неограниченную личную власть.
При этом он пользовался вполне монгольскими манерами. Он ставил начальников, и так они и назывались - «дорга». Он договаривался, в частности, и с татарскими князьями. Например, город Касимов, - он до сих пор Касимов - это земля, переданная в землепользование Касиму, татарскому князьку.
Ермак Тимофеевич шел в Сибирь как абсолютный носитель монгольских ценностей. Ермак «объясачил» Сибирь, то есть заставил сибиряков - местное население - платить дань пушниной себе и государю.
Местничество - абсолютно монгольская традиция. У нас этот термин понимается совершенно неправильно как отстаивание интересов местности. Это не так.
Местничество - это борьба за место при троне государя, с правой руки, с левой руки. Кто ближе к государю, тот первый в очереди на получение благ.
У Пушкина сказано про его предков: «Боярин Пушкин умер, Сицких пересев». То есть место Пушкиных стало ближе к государю, чем каких-то там неизвестных никому Сицких.
Местничество по правую руку и по левую руку, как у ордынцев - воинство левой руки, воинство правой руки. Шуйские, соответственно, - это те, кто слева сидит. Десницкие - это «десница», правая сторона. Там шла постоянная борьба. Ну и ситуация понятная: власть и сила - единственный и эксклюзивный источник благосостояния.
Вот при этом Иван Грозный сломал систему землепользования, понизил общую эффективность хозяйства, но собрал ресурсы, выжал их из своей страны вполне монгольскими методами, для того, чтобы увеличивать, экспансионировать свою власть и свои территории.
Победил в результате Борис Годунов - один из царских опричников, который получил в наследство разваленную, крайне неэффективную экономику, в которой доминировали кочевые приоритеты вместо оседлых. Естественной расплатой было новое время - в виде того, что называлось Смутное время.
У Пушкина Борис Годунов, когда в Москве начинаются неурядицы, не понимает народ, которым он руководит. Он жалуется: «Я отворил им житницы… Они ж меня пожаром упрекали!»
Вспомним о разгроме Новгорода Иваном IV. Новгород не вписывался в кочевую культуру, именно оттуда пришла к славянам русь, а, если заглянуть в корень, как советовал знаменитый Прутков, оттуда приходила Европа с демократией в формах того времени, выборностью правителей, коллективным решением важных вопросов, новым оружием, европейскими методами хозяйствования и ведения войн. И Иван поступил с этим не покоряющимся городом так, как поступил с Ургенчем Тимур, который не только сжёг город, но и засыпал солью, чтобы город не смог возродиться.
Борис Годунов сначала выжал из окружающих территорий опричными методами хлеб, потом в сложный момент он решил раздать этот хлеб народу, чтобы заслужить его благорасположение. Естественно, эта система - высасывание ресурсов земли из народа - работает только в одну сторону, потому что раздача реализуется людьми, приближенными к государю, и, конечно, она несправедлива. Конечно, бедным достается меньше, тем, кто приближен к этой власти, - больше.
Если бы шла речь о благосостоянии народа, то лучше бы было просто у них меньше брать и позволять им побольше работать на основе частной собственности. Но это в голове у Бориса Годунова не укладывается, он же опричник и у него психология кочевника. Он осуществляет высасывание ресурсов в одном направлении, к центру, под руку к царю, для того, чтобы он реализовывал какие-то свои великие проекты.
Термин "помещик" появился во времена Ивана IV, когда имения княжат распределялись между верными государю опричниками. И это называлось «испомещение», то есть верного государева человека помещали на землю. И его благо зависело только от милости царя. Если царь начинал испытывать к нему антипатию, он отправлял его в опалу, и земля изымалась. Земля в наследственную собственность ему не предоставлялась. Испомещение - это временщиковое помещение. Временно тебе дана эта территория, соответственно инвестировать в нее не было большого экономического смысла. Да они и не хотели. Они были воины - эти опричники. Они не были хозяевами.
Но процесс шел, и «испомещение» постепенно перешло в термин «помещик». А помещик стал через несколько столетий тем же самым барином - оседлым русским хозяином, который плохо ли, хорошо ли, занимался улучшением своих угодий.
Алексей Константинович Толстой, славянофил-западник, пишет в1869 году: "Московский период нас отатарил, но из этого не следует, что мы татары. Это ни что иное, как проходящий morbus ignoble - постыдная болезнь нашей истории". И ещё: "Славянство - элемент чисто западный, а не восточный, не азиатский. Тьфу на этот антагонизм славян."
И вот эти две составляющие веками сидят в восточных славянах. Западное влияние шло из Скандинавии, Прибалтики, Польши через Новгород, Киев; восточное - из Золотой Орды через Москву.
Появление лицея, который был плодом усилий Екатерины II и Михаила Сперанского, появление Петербурга, появление армии (кстати говоря, «армия» - европейское слово), флота (это тоже заимствование из английского языка), ракет, скажем, или балета, - это все влияние Европы, но это воспринимается как свое.
В течение этого периода наращивались правовые механизмы защиты частной собственности. Дворянство, которое получило дополнительные права во времена Екатерины II, приехавшей к нам из Германии, усилилось, потом сменилось буржуазией. И после реформ Александра II, начался экономический рост в России: и демографический, и экономический, и культурный.
На момент реформ Александра II доля России в мировом промышленном производстве составляла 3,4%. На первом месте была Америка, потом Германия, Британия, Франция.
К началу XX века доля России выросла почти в 1,5 раза, до 5,9% а Америки - на треть.
В 1913 году в России было построено около 1000 км железных дорог.
За последние 10 лет перед революцией численность населения Москвы увеличилась на треть.
Мой дед до революции был квалифицированным рабочим. Семья состояла из семи человек, а работал он один. Жили скромно, сапоги передавали младшему, мясо каждый день не ели. Но! Кто сегодня, если только он не ворует, может прокормить шестерых иждивенцев?
Идеалы революции были вполне низовые и в значительной степени ориентированы на Азию. Уничтожение частной собственности, коллективная собственность на землю, отъем кем-то произведенных стоимостей, пусть даже путём эксплуатации. «Грабь награбленное!» - прямо так и говорили.
Консолидация, мобилизация, милитаризация - подъем народа на великий путь вперед, к какому-то светлому будущему, на великий поход к коммунизму. Деградация социальных институтов, уничтожение независимой прессы, независимых судов, парламента, партий и их замена вождизмом. Вождь от лица народа, то есть орды, владеет всем, что собственно, есть в этой стране.
Применительно к Сталину, это промежуточное состояние между идеологическими установками, которые корнями идут к кочевой системе ценностей, и требованиями создания крепкой экономики, которая нужна для борьбы за мировое господство.