Айдын Ариф оглы Али-заде, "Краткий Словарь Суфийских Терминов"

Jul 17, 2005 03:52

Аль-Хакк - Истинный, одно из имён Аллаха.

Ариф - тот, кому даровано знание, человек обладающий практическим знанием. Арифы обладают внеопытным знанием и являются знатоками духовного пути. В то же время, признается, что арифы тоже могут ошибаться, так как свободны от ошибок и грехов только посланники Бога.

Байа - клятва, которую дает ученик (мюрид) своему учителю (муршиду) о том, что он останется верен ему и будет выполнять все его указания. Основанием для байа а считаются примеры из жизни Пророка Мухаммада, когда он перед совершением различных дел принимал клятву верности от своих сподвижников.

Процедура байа а почти во всех суфийских тарикатах одна и та же. Желающий поступить в тарикат и начать свой духовный путь ищет учителя. После того, как он находит его, учитель решает, насколько целесообразно принимать этого человека в тарикат.

Если учитель решит принять его своим учеником, то сразу же можно начинать процедуру байа. Для этого ученик совершает полное омовение (гусль) и явившись к учителю сядится на колени. Рядом сядится и учитель. Затем они берутся за руки. Учитель предлагает ученику раскаяться во всех своих грехах. Выслушав его, ученик раскаивается, дает слово во всем подчинятся Аллаху и учителю, далее он заявляет, что принимает Аллаха в качестве единого Бога, Мухаммада в качестве Его пророка, Коран в качестве своего руководства, а шейха в качестве своего учителя. В случае байа женщины, она не берется за руки с учителем, а делает его только словами, либо письменно.

При байа в некоторых тарикатах на ученика надевают хирху, а в других высокий колпак (сикка). Байа духовно связывает учителя и ученика и его нарушение влечет суровое наказание.

Бака - пребывание в Боге после растворения в нем, “вечная жизнь”.

Барака - передача Божественного благословения через пророков к святым (авлия), которые, в свою очередь, передают его по наследству. В представлениях суфийских тарикатов, барака в первую очередь передалась непоследственным потомкам Пророка Мухаммада - сайидам и шарифам. Святые, являясь носителями благословения, могут передавать ее простым людям. Причем бараку можно получить не только у живого святого (вали), но и от его могилы. По этой причине в суфизме почитались могилы святых, над ними возводились сооружения и они даже становились объектом паломничества. Эта практика оспаривалась ортодоксальными мусульманскими улемами.

Ваджд - состояние религиозного экстаза и выхода за пределы своего существа, в котором пребывает «опьяненный» Божественной любовью.

В этом состоянии человек теряет чувство реальности, не контролирует себя. При этом возможны различные средства для достижения экстаза. Он может наступить при усердии человека для достижения этого состояния. Возможно введение себя в состояние экстаза усилием воли. Этот процесс называется таваджудом.
Однако для более духовно возвышенных людей длительная работа и приныждение для введения себя в ваджд не требуется. Для них ваджд - это естественный и закономерный результат взаимной любви между личностью и аль-Хакком, в котором «влюблённый» обнаруживает в себе многочисленные проявления Божественных свойств (таджалли). Настоящий ваджд наступает естественным путем в результате поглощения любовью к аль-Хакку. Суфии считают, что ваджд испытывали многие сподвижники Пророка Мухаммада, которые настолько углублялись в богослужения, что не ощущали вокруг себя материальный мир. Все их помыслы и действия были проникнуты духовной близостью к Богу. По их словам, сподвижники Пророка Мухаммада и следующее за ними поколение табуинов впадали в состояние ваджда при чтении Корана. Это проявлялось у кого в восторженном крике, у кого в плаче, а некоторые падали в обморок. Для подтверждения этого суфии приводят доказательства из первоисточников.

Высшей же степенью ваджда является вуджуд, при котором наступает наступает потеря всех человеческих атрибутов и чувство полного единства с аль-Хакком. Близким по значению к вуджуду является также термин «истиграк».
Таким образом состояние религиозного экстаза в суфизме начинается с таваджуда, при котором человек лишь «подходит к берегу мора», продолжается в ваджде, когда он «погружается в Него», а затем, в вуджуде, «тонет в Нём».

Практика религиозных экстазов неоднозначно воспринимается ортодоксальным суннитским Исламом, представители которого противодействуют этому.

Вирд - поминание имен Аллаха, молитва суфийского братства, а также путь, по которому следует суфийское братство.

Дервиш (перс.) - бродячий суфийский проповедник. Это слово является синонимом арабского слова факир.

Джазба - влечение. В суфизме влечение Богом своего раба. Бог привлекает к себе того, кого захочет и джазба не зависит от самого человека, степени его служения. Если Аллах захочет, то Он поднимает завесу между собой и любимым рабом и возвышает его до высот духовного совершенства. Чувствуя влечение и любовь к себе Аллаха, раб теряет свое существо и стремится к Нему посредством искренней опьяняющей любви и ваджда. Суфии утверждают, что доказательством существования джазбы является коранический аят: «Аллах избирает к Себе, кого пожелает, и ведет к Себе, кто обращается» (42:13).

Джальва - становиться явным. В суфизме термин противоположный хальве (уединению). Смысл джльвы сводится к тому, что раб Аллаха, после периода уединения и затворничества и очищения своей души от страстей, с самыми наилучшими качествами и достоинствами выходит к народу. Термины хальва и джальва стали произноситься вместе после Ибн аль-Араби. Согласно классикам тасаввуфа эти понятия были присущи самому Пророку Мухаммаду, который после некоторого времени уединения (хальва) в пещере Хира вышел к народу (джальва) и начал активную проповедь. В суфийском ордене Накшбенди джальву называют хальват дар-анджуман.

Джам - состояние, при котором единственно сущим бытием мыслится только Бог. Это состояние позволяет сконцентрировать внимание на Нем, служить ему и не видеть вокруг себя ничего, помимо Него. Высшим проявлением джама является пантеистическое состояние «джам аль-джама», при котором суфий видит во всех феноменах мира Божественные эманации.

Зийара - паломничество к могилам умерших праведников-святых (авлия). Паломничество предусматривает определенные ритуалы на местах захоронений, над которыми возводятся культовые сооружения. Такие обычаи восходят к более поздним временам истории Ислама и поэтому отвергались сторонниками чистоты ортодоксального Ислама. Зияра была объявлена ими нововведением (бидъа) в религии.

Зикр - духовное упражнение с целью ощущения в себе состояния Божественное присутствия. Это состояние устанавливается путем многократно повторяющегося поминания имен Бога. В различных суфийских тарикатах зикры произносятся:
- зикр джахри, вслух, традиция восходит к Али ибн Абу Талибу;
- зикр хафи, про себя, традиция восходит к Абу Бакру ас-Сиддику;
- зикр аль-афкат, коллективно во время радений.

Зухд - забвение в своем сердце всего кроме Аллаха, а также безразличное и прохладное отношение к материальным прелестям земной жизни и проведение всего своего времени в молитвах. Обязательным зухдом для верующего является отказ от совершения больших грехов, от сомнительного, и от всего, что мешает искреннему служению Богу. В суфизме зухд это аскетизм. Мусульман-аскетов называют захидами.

Икан - обладатель явного и неопровержимого знания, здравого смысла. В суфизме неопровержимое знание, которое полностью удовлетворяет салика. Причем это знание может быть приобретено и опытным, доказательным путем.

Ильхам - вдохновение, знание, полученное от Аллаха. Это вдохновение достигается либо при встрече с миром сокровенного, либо непосредственно от самого Бога. Источником ильхама является либо Бог, либо ангел. Ибн Араби считал, что вдохновение святых праведников (авлия) и пророков Божьих проистекают из одного и того же источника. Однако эти утверждения противоречат доктрине ортодоксального Ислама.

Итминан - обретение покоя после стеснения. Это слово упоминается в Коране (13:28, 89:27) в значении доверии и привязанности к чему-то и обретении, вследствие этого, покоя. То есть душа обретает покой, спасаясь от стеснения страстей. Абу Наср ас-Саррадж писал, что итминан это избавление от греховных страстей и устремление к Аллаху, когда стремящийся не оставляет на этом пути ни тени сомнения.

Кабз и баст - сжатие и расширение. В суфизме духовные состояния при которых душа сжимается от страха перез наказанием и расширяется в надежде на вознаграждение. Эти состояния следуют вслед за испугом и надеждой (хавф и раджа).

Кайба и хузур - потеря самого себя и присутствие. В результате исходящих от Аллаха многочисленных проявлений суфий приходит в состояние потери самого себя и ощущает свое присутствие у Него.

Кашв - процесс приоткрытия завесы над непознанным. Кашв является внеопытной категорией и приводит к познанию сокрытого, тайного. В результате тайное становится явным.

Макам - духовная ступень (либо стадия), достигаемая суфием в результате напряженной духовной практики. Согласно суфийскому теоретику Ас-Сарраджу, существует 7 макамов:
- покаяние (тауба),
- богобоязненность (вараа),
- воздержание (зухд),
- бедность (факр),
- терпение (сабр),
- удоволетворенность (риза) и
- упование на Аллаха (таваккуль).

Марифа - внеопытное знание, которое достигнуто иррациональным путем в результате длительной практики опыта и субъективных ощущений. Источниками марифы являются такие иррациональные категории как дух, вдохновение, зов сердца и т.д. В отличие от науки, марифа не постигается путем объективного исследования, рационального подхода к проблемам. Суфии называют марифу эзотерическим, тайным, сокрытым (батин) знанием, которое принципиально отличается от экзотерического, явного (захир). В обычной науке профессионального ученого называют алимом, а знатока марифы - арифом. Арифы черпают путем вдохновения знания об Аллахе, Его атрибутах, проявлениях (марифат аль-илахиййа), а также обо всем непознанном. В связи с этим их даже называют «получающими знания от Аллаха» (ариф биллах).

В суфизме марифа обретается путем преданного служения аль-Хакку. Если салик сумел приобрести высшие состояния духовной практики, то сам Бог открывает ему сокрытые знания.
Многие из положений суфийской марифы отрицаются ортодоксальным Исламом. Близким по значению словом, которям также обозначают внеопытное знание является «ирфан».

Махв и исбат - уничтожение и существование. В суфизме уничтожение своих пороков и страстей саликом и обретение вместо них нового существования посредством служения искреннего Богу.

Мюрид - обладатель воли. В суфизме это ученик, который покорил свою волю воле Аллаха, а также своего учителя (шейха). Некоторые школы даже считают, что у мюрида вообще воля отсутствует, а существует только цель - стремление служения Аллаху.

Подчинение мюридом своей воли Аллаху происходит под руководством муршида (шейха). После подчинения шейху мюрид становится саликом (путником) и проходит духовный путь.
Путь салика не может быть рационально познан и является исключительно внеопытной категорией. В суфизме прохождение духовного пути саликом без руководства муршида невозможно.

Накиб - помощник шейха в обители (завии). Накибами являлись самые опытные дервиши, добишиеся значительных успехов на пути духовного совершенства.

Сайр - в суфизме отход от невежества и переход к высокой нравственности и морали. Употребляется в паре с термином "сулук".

Сахв - прохождение духовного пути в духовно трезвом состоянии, не теряя разума, не впадая в религиозные экстазы и трансы. Сахв противопоставляется сукру (состоянию опьянения). Основателем сахва является Джунейд аль-Багдади, он приемлем и в ортодоксальном Исламе.

Сукр - состояние ухода из себя, опьянения от духовной любви к Богу. Сукр близок по значению к ваджду и кайбе. Опьянение может привести к тому, что в этом состоянии суфий может говорить выражения не одобряемые Шариатом и противоречащие ему. В истории суфизма сукр впервые был сформулирован и введен Баязидом аль-Бистами, который рассматривал это состояние более предпочтительным, чем трезвость (сахв). Ортодоксальный Ислам относится к сукру и вообще ко всем экстатическим состояниям неоднозначно, его представители подвергают нападкам сторонников сукра, экзальтированного ваджда, джазбы, обвиняя их в ереси.

Сулук - в суфизме процесс прохождения духовного пути. Употребляется в паре с термином "сайр".

Сэма (самаа) - вслушивание в религиозные песнопения, декламация. Это помогает суфию входить в состояние экстаза (ваджд), когда он теряет контроль над собой и начинает совершать экстатические движения в ритме этих песнопений и декламаций. В некоторых суфийских школах сэма сопровождается музыкой и танцами. Собрания для проведения сэма ведутся авторитетным и компетентным человеком, которого называют закиром. Закир является знатоком тонкостей духовного пути.

Представители мусульманской ортодоксии подвергали ожесточенным нападкам подобные мероприятия. По этой причине случались конфликты между суфиями и ортодоксами. В попытке примирения конфликтующих сторон, Абу Хамид аль-Газали в своей «Ихье» писал о среднем пути, умеренном восприятии сэма и отказе от ярко выраженной экзальтированности этих обрядов.

Согласно тарикату, сэма совершается душой, свободной от страстей и проникнутой любовью к Аллаху. Абд аль Кадир аль-Гилани говорил, что сэма совершается душой и сердцем, а ас-Сухраварди говорил о живой душе и мертвой страсти во время проведения этого мероприятия. В противном случае сэма является недействительной.

Считается, что первые сэма были проведены Зун-Нуном аль-Мисри и Джунейдом аль-Багдади. Однако они считали, что простым людям, не обладающим глубиной духовной практики сэма должна быть запрещена, так как она может повести их по неверному пути. Но для аскетов и духовно возвышенных людей сэма позволительна. Почти так же считал Абу Наср ас-Саррадж.

Одной из причин повсеместного распространения суфийских обителей (завия) были именно обычаи сэма, проведению которых в мечетях мусульманская ортодоксия сопротивлялась. Суфии уходили в специально построенные для этих целей заведения - завия (текке) и там справляли свои мероприятия, которые часто проводились под аккомпонимент музыкальных инструментов.

Таджалли - проявление. В суфизме Божественные проявления в сотворенном мире. В этом смысле этот термин близок к понятию богоявления (теофании).

Такья, Рибат, Завия, Дергях, Текке, Аситан - так называются суфийские обители. Это места собрания людей (вне мечетей), напряженно занимающихся духовной практикой, для совместного произнесения зикров, проведения других молитв, а также для преподавания и обучения.

Первые такие собрания осуществлялись в пограничных крепостях-рибатах. Считается, что первый рибат был основан учеником Хасана аль-Басри Абд аль-Вахидом ибн Зейдом в Абадане в 150/767 году. Согласно другим сообщениям, первая такйа была основана в конце 2-го века хиджры в Рамле, возле Шама (Дамаска) в честь куфийца Абу Хашима.

Затем практика собраний в рибатах распространилась во многих регионах исламского мира. Например, сообщается, что только один суфий Абу Исхак аль-Казаруни основал в Иране 65 рибатов. Воспитанные в пограничных крепостях-рибатах суфии занимались не только богослужением, но и были самоотверженными воинами. Они принимали активное участие в обороне мусульманских земель от внешней агрессии. В Палестине и Анатолии жители рибатов воевали с крестоносцами, в Индии с язычниками, в Испании сдерживали Реконкисту.

На протяжении многих столетий суфийские обители выполняли большую социальную роль в мусульманском мире. Они были основными центрами просвещения, в них располагались школы (мактабы). Там обучали грамоте, изучали различные религиозные науки. Здесь же размещались библиотеки (китабханы). Среди выпускников мактабов было немало известных мыслителей и ученых.

Суфийские обители служили также местом различных общественных и политических собраний. Они также выполняли роль гостиниц и постоялых дворов (караван-сарай) для путников. Там осуществлялась и благотворительная миссия (имарат). Здесь могли получить пропитание все нуждающиеся, укрывались от преследований властей инакомыслящие. Они выполняли и роль больниц (дар аль-аджаза). Здесь оказывали помощь пострадавшим, лечили различные заболевания.

Фана - небытие, отсутствие существования. Состояние растворения своего «Я» в Боге и обрететия истинной сущности. Фана является одной из наивысших ступеней духовного возвышения, которая открывается лишь для немногих. В этом состоянии личность исчезает и приобретает атрибуты Бога. Вместо «раба» появляется Господь. В то же время многие суфии считают, что несмотря на то, что человек в состоянии фаны теряет многие присущие ему качества, тем не менее он остается человеком.

Фана называется:
- фана филь-мазкур, если в это состояние суфий вошел посредством зикра
- фана филь-махбуб, если посредством возвышенной любви
- фана аниль-фана, высшая ступень фаны.

Различаются некоторые фазы фаны:
- фана аз-зат - состояние небытия, при котором истинным бытием мыслится только Аллах;
- Фана ас-сифат - потеря человеком человеческих атрибутов;
- Фана аль-фиил - полная потеря контроля на своими действиями и поступками.

Существуют также спупени и разновидности фаны:
- фана филь-ихван - возвышенное состояние чувства братства к своим единомышленникам из тариката, приоритет их интересов над своими
- фана фиш-шейх - полное подчинение и подмена личной воли и желаний духовного салика воле и желаниям своего учителя (шейха)
- фана фир-расул - после обретения фаны в своем шейхе, обретение такого же состояния по отношению к личности Пророка Мухаммада
- фана фил-лах - обретение такого состояния, когда личное его «Я» растворяется в Боге и личность заменяется атрибутами Бога
Крайности фаны не признаются и осуждаются ортодоксальным Исламом.

Фатх - состояния совершенства, которые открываются боговдохновленному духовному салику.

Хаватир - внутренний голос человека.

Хавф и Раджа - испуг и надежда. Вера мусульманина должна пребывать между чувством боязни Божественного наказания и надеждой (раджа) на Его милосердие. О необходимости боязни Бога говорится в аяте Корана: «Ведь боятся Аллаха из Его рабов знающие» (35: 28). В суфизме боязнь Бога является внеопытной категорией из которой проистекают понятия аскетизма (зухд), терпения (сабр) и раскаяния (тауба).

Хайбат и Унс - эти суфийские состояния возвышаются над кабзом и бастом. Хайбат стимулирует одновременно чувства боязни, уважения и стоит над кабзом, а унс зажигает человека и расширяет его душу для размышлений об Аллахе. Хайбат придает душе чувство беспокойства и даже испуга от того, что Аллах совсем рядом. Унс приводит к искренности в отношениях между любимым и возлюбленным и устраняет официальность.

Хал - чувства радости и тоски, покоя и стеснения, которые входят в сердца духовных саликов. Во множественном числе - Ахвал. Эти чувства не зависят от их усилий или прихотей, а исходят от Аллаха. Поэтому, если приходит состояние хала, то суфий не может его отдалить от себя. Точно также он не может сам ввести себя в это состояние.

Халифа - преемник основателя ордена или его ветви.

Хальва - уединение на некоторое время, затворничество мюрида (ученика) в одной из частей суфийской обители - завии (текке), по приказу муршида (духовного наставника). Это действие совершается через некоторое время после вступления ученика в суфийский орден. Хальва помогает ученику очистить свое сердце и душу от скверны страстей и погрузиться в размышления о Боге. Он мало ест и пьет, и непрерывно (в меру своих сил) проводит время в служении. Затворничество хальва в тарикатах может продолжаться 3 дня, 40 дней или 1001 день. Однако наиболее распростнаненным является 40-дневное затворничество (арабс. «арбаин», перс. «чиле»). Практике хальвы придавал большое значение такой классик тасаввуфа, как Абу Хамид аль-Газали.
Хирха - букв. «тряпка». Специальная ветхая одежда (рубище), которую одевают при обряде посвящения ученика-мюрида в суфийский орден. Это символ его полного подчинения законам ордена.

Шейх или муршид - руководитель суфийской обители. Шейх по своим функциям близок к понятию учителя, однако в отличие от него он не только преподает предмет, но и устанавливает духовную связь с учениками и является их духовным наставником. Шейх, помимо духовного пути, обязан знать и правовые науки, владеть наукой толкования Корана и хадисов. Также он должен обладать самыми наилучшими моральными и нравственными качествами.
_____________________________________________________
Айдын Ариф оглы Али-заде, "Философия, история и терминология суфизма"
http://www.sufism.ru/webmag/public_html/article.php3?mode=print&story=20050426015952225
_________________________ БОНУС _________________________

СЛОВАРИ братства НИМАТУЛЛАХИЯ:
1. Подробный: (АХТУНГ!!! НЕ КЛИКАТЬ!!! ТОЛЬКО copy-paste!)
http://www.sufism.spb.ru/wiki/Slovar'SufijjskixTerminov
2. Краткий: http://www.sufism.ru/orden/diction.htm
- Копия краткого словаря Ниматуллахия: http://tarikat.narod.ru/dict.html

СЛОВАРЬ братства НАКШБАНДИЯ:
http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2422370.html
http://naqshband.narod.ru/slovar.htm

СЛОВАРЬ терминов "Большой книги музыки" аль-ФАРАБИ:
арабские термины по отраслям: философия, этика, эстетика, лингвистика, литературоведение, логика, математика, музыка
(АХТУНГ!!! Файл в формате pdf 1.6 МБ, грузиццо долго)
http://www.iph.ras.ru/~orient/local/farabi_d.pdf

А.В.СМИРНОВ, "Словарь средневековой арабской философской лексики"
1. Введение в словарь:
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/vved.htm
2. Арабско-русский, формат HTML -
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov_i.htm
3. Арабско-русский, формат PDF (380 КБ)-
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov.pdf
4. Русско-арабский, формат PDF (419 КБ) -
http://www.iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ardict/slov_r_a.pdf

Словари символов
Franz Holzer, "Символизм в суфизме": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/562192.html

Джавад Нурбахш, "Суфийская символика вина, винопития и пира": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1941048.html

Аннемария Шиммель, "Распознавание символов Бога": http://hojja-nusreddin.livejournal.com/1048359.html

русский: http://www.slovarik.ru/slovari/sim/?first_liter=192
английский: http://www.symbols.com
популярные символы (вики): http://www.answers.com/topic/list-of-common-symbols

Словарик перевода Омара Хайама
http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Hall/1436/dict.htm#А-017

Словарик перевода Руми из БВЛ
В конце http://www.lib.ru/POEEAST/RUMI/stihi.txt

Артур Арберри, "Персидский суфизм", глава из книги "Мистики Ислама"
Персидские поэты: http://persian.sufism.ru/arberri.htm
Словарь суфийских терминов: http://hojja-nusreddin.livejournal.com/514747.html

руми, ислам, близость, наказание, языкознание, словарь, суфизм, бытиё

Previous post Next post
Up