_______________________ Весеннее Равноденствие = Новый Год _________________________
Весеннее равноденствие наступает 21 марта
- когда Солнце переходит из южного полушария в северное
- v эти дни для всех мест Земли (исключая районы земных полюсов) день почти равен ночи
- «почти» - из-за рефракции, того факта, что Солнце - не точечный источник света, а диск,
- a также из-за того, что сам момент равноденствия смещен относительно 6 или 18 часов местного солнечного времени).
B Древнем Вавилоне главным праздником был Новый Год
- который жители его - халдеи праздновали 12 дней
- именно во время весеннего равноденствия.
- oбряды древнего Вавилона, со временем трансформируясь, но, сохраняя основные черты,
- распространились по всему Средиземноморью, а оттуда перешли к германским и славянским народам,
- органически слившись с местными культами.
B языческие времена и наша Масленица отмечалась, как Новый Год
- и тоже праздновалась 12 дней
- s победой христианства, её укоротили до 7 дней
- и привязали к Пасхе,
- поэтому и кочует она теперь, не имея постоянной даты, но, тем не менее,
- не очень удаляясь от исходного своего календарного положения весеннего равноденствия.
______________________________________ НОВРУЗ ______________________________________
"Праздником вина и роз"
- назвал Нoвруз грустный персидский жизнелюб - Омар Хайям.
- по персидскому преданию, Новруз был установлен легендарным персидским царем Джемшидом.
- на самом же деле, история Новруза куда древнее
Oбычай отмечать Новый Год в день весеннего равноденствия зародился ещё в Древнем Шумере
- как культовый праздник, посвященный Мардуку - богу солнца, земледелия и урожая.
- веселье продолжалось 12 дней
- это были дни безудержного разгула, или, «необузданной свободы»,
- как поведали о том глиняные таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала (7-й век до н.э.)
- буйство, обжорство, пьянство, прелюбодеяние, шутовские игры, представления ряженых - царили на улицах Вавилона.
Согласно древнегреческому географу Страбону (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.)
- жители Междуречья собирались на Нoвруз в храмах огня
- Праздник продолжался 12 дней и
- завершался выходом в поля
- Упавшие на участников церемонии солнечные лучи рассматривались как знак счастья и благополучия в течение предстоящего года.
- зороастрийцы верили, что во время этого праздника духи мёртвых возвращаются на землю и проводят несколько дней среди родственников
Перед Новрузом принято проводить символические обряды очищения:
- накануне праздника варить яйца,
- готовить белую халву и другие праздничные блюда,
- в "среду радости" (последнюю среду перед Новрузом) на улицах городов и сел зажигают костры,
- люди должны 7 раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через 7 костров,
- в последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и
- перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов,
- в ночь перед Новрузом принято одевать новые яркие одежды
- наступление праздника возвещается во всех концах города или села шутихами и стрельбой из ружей.
Новогоднее угощение
- вечером, перед Новрузом садятся за дастархан, на который ставят новую посуду,
- на праздничном ковре расставляют "хафсин"
- 7 предметов, название которых по-персидски начинаются на букву "син":
- яблоко, чеснок, уксус, зерно, зеленые колосья, руту, плоды лоха.
- ритуальным считается также новогоднее лакомство суманах (солодовая халва).
- Его готовят так: из проросших зерен пшеницы выдавливают сок и варят на медленном огне
- в загустевшую массу добавляют муку и сахар,
- ритуальная пища символизирует плодородие природы и человека и служит своего рода приношением солнцу,
- на дастархан также ставят зеркало, а по обе стороны его - канделябры,
- число свечей в которых должно соответствовать числу членов семьи.
- гасить свечи, пока они не догорят сами, нельзя ни в коем случае,
- дабы не укоротить тем самым жизнь кого-либо из присутствующих,
- новогоднее угощение, как это принято во всем мире, отличается обилием и разнообразием блюд и продолжается всю ночь,
- обязателен также бокал воды с живой рыбкой,
- люди сидят молча, держа в руках монеты, что должно обеспечить им богатство в Новом Году.
- прикоснуться к еде можно только с его наступлением.
На Нoвруз принято:
- строгие исламские законы ввели в рамки приличий половодье разгула,
- но дух радости и веселья сохранился,
- после утреннего намаза посещать кладбище,
- приводить в порядок могилы и территорию вокруг них,
- читать поминальные молитвы, просить Бога и души усопших о хорошем урожае и умножении скота,
- посещать больных и одиноких,
- с утра дети ходят по домам с букетами подснежников, роз, тюльпанов, ирисов и распевают песни, посвященные приходу весны.
- эти колядки называются по персидски «гулгардони» - ношение цветов.
______________________________________ ПУРИМ ______________________________________
С зороастрийским Новрузом по сезону совпадает и иудейский Пурим
- cовпадение далеко не случайное
- несмотря на то, что иудейские праздники вычисляются по лунному календарю и поэтому «кочуют» в солнечном
- Пурим, как и православная Масленица, не удаляется далеко от весеннего равноденствия.
- Сходство их закономерно: Пурим тоже унаследован из халдейского Нового Года.
- Древние евреи заимствовали его во время своего Вавилонского Плена (586 - 539 гг. до Р.Х.),
- куда они насильственно были переселены после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II.
- иудейские религиозные лидеры упорно пыталась изжить древний "простонародный" языческий обычай, но тщетно.
- тогда Пурим был адаптирован и включен в иудейский религиозный культ,
- однако, пережитки древних обрядов легко узнаются даже сегодня.
Главная особенность Пурима - разгульное веселье
- в этот день правоверным иудеям предписывается напиться до такой степени
- чтобы невозможно было отличить слов «благословен Мордехай» от «будь проклят Гаман»
- очень странная заповедь иудейского права, совершенно для евреев не характерная,
- ибо, согласно Торе, злоупотребление вином - большой грех.
- с народным обычаем напиваться на Пурим раввины поделать ничего не могли, и тогда сделали его обычаем религиозным
Так языческий новогодний праздник был трансформирован в иудейскую легенду
- о спасении визирем персидского царя Ксеркса - Мардохеем еврейского народа
- которого замыслил погубить царский военачальник Гаман (Аман).
- Легенда эта легла в основу библейской "Книги Есфирь"
- с большим трудом канонизированной сначала иудейской, а затем и христианской церквами,
- ибо уж очень она не кровава и бездуховна.
- Исследователи уже давно установили прямую связь между
- библейским персонажем - Мардохеем и вавилонским богом - Мардуком,
- еврейской царицей Есфирь (Эстер) и вавилонской богиней любви Иштар (Астар).
Обычаи Пурима демонстрируют своё происхождение сами:
- в этот день евреям не только дозволено нарушать Моисеевы законы, упиваясь, как говорится, «вусмерть»,
- в этот день они могут приходить в синагогу не в парадных костюмах, как принято обычно, но в маскарадных одеждах и даже в масках,
- служба в синагоге при каждом произнесении имени врага - Гамана (фактически ежеминутно)
- прерывается шумом, криком, треском грогеров (специальных трещоток),
- в еврейских местечках по улицам ходят ряженые,
- улицы заполняются детьми, наряженными во всевозможные костюмы - не только пуримских персонажей, но и ковбоев, разбойников, принцесс и т.д.
- за службой в синагоге следует трапеза, тоже «от пуза», обильная и разнообразная,
___________________________________________________________________________________
Библиотека царя Ашшурбанипала
- в 1849 году на холме Куюнджик, при раскопках Ниневии - древней столицы Ассирийского царства
- археологи нашли библиотеку Ашшурбанипала, правившего в 669-633 годах до Р.Х.
- мы узнали, откуда родом Пурим и Масленица, Карнавал и Новруз-Байрам и прочие праздники весны
- этот царь вошел в историю не только как удачливый воитель, но также и
- как покровитель искусств, собиратель древних письменных памятников.
- А поскольку те памятники представляли собой глиняные таблички, то им удалось «тленья избежать».
- Расшифровав древние письмена, ученые получили сведения по всем отраслям знаний и жизни
- как древних ассирийцев, так и древних вавилонян, которых они покорили, но чью культуру полностью переняли.
В Древнем Вавилоне главным праздником был Новый Год
- который отмечали 12 дней во время весеннего равноденствия
- все обряды, которые мы знаем из европейских традиций Карнавала и Масленицы, а также святого 12-дневья (Святок)
- легко узнаются в вавилонских мистериях:
- и гаданья,
- и хождения ряженных,
- и избрание короля шутов
- в Вавилоне на время празднеств царя заменяли рабом,
- дозволялось все,
- в эти дни нельзя было наказывать детей,
- вершить суд, и т.д.
- В одной из глиняных «книг» говорится, что это были дни «необузданной свободы».
Ритуал церемоний был четко прописан по всем дням: от 1-го до 12-го
- Начинались празднования с мистерий, который разыгрывались на площадях,
- а в храмах проходили службы, посвященные Мардуку, верховному божеству, олицетворявшему мировой порядок.
- Это он победил чудовище Тиамат, проткнул копьем, рассек ее тело пополам и создал из его 2-х частей небо и землю.
- на 4-й день совершалась ритуальная процессия
- гигантские статуи Мардука и его жены Сарпанитум перевозили из храма Э-Зида в храм Э-Сагил, в Вавилоне.
- Статуи помещали на огромных размеров корабль
- Сначала он плыл по Ефрату, затем по рукотворному каналу,
- после чего корабль ставили на колеса и
- далее его тащили на канатах участники процессии.
- Считалось, что Мардук переплывает мировой океан и по праздничной дороге направляется в святилище «небесного мира»
- которым и был Э-Сагил, храмовый город в предместье Вавилона.
- 6-й день считался покаянным:
- правители каялись перед богом за все недоброе, что сделали они в прошедшем году и посыпали головы пеплом.
- Обряд этот тоже идет из Древнего Вавилона: посыпать голову пеплом означало там покаяние и сокрушение.
- От вавилонян (халдеев) обычай этот перешел к древним евреям, от них - к христианам
- «Помни, человек, что ты прах и в прах возвращаешься». (Бытие; 3:19)
Обряды древнего Вавилона, уходящие корнями в еще более древний Шумер
- со временем трансформируясь, но сохраняя основные черты, распространились по всему Средиземноморью
- От греков, у которых эти празднества назывались дионисиями или вакханалиями
- (в честь бога земледелия и урожая Дионисия (Вакха),
- от римских сатурналий перешли традиции безудержного разгула к германским и славянским народам, органически смешавшись с их культами.
- Персы назвали тот праздник Новруз (Новый День).
- От них его переняли арабы, азербайджанцы, туркмены, таджики и другие сопредельные народы
- Они отмечают его, как и в древнем Вавилоне, в день весеннего равноденствия.
Итак, Масленица, Пурим, Дионисии и Вакханалии, Сатурналии и Кукере, Новруз и европейский Карнавал
- это все родные братья и сестры того прекрасного древнего языческого праздника
- весенней встречи Нового Года
- который придумали древние шумерцы
______________________________________________________
http://www.apn.ru/opinions/article19510.htm ============================ NOWRUZ ================================================
in 539 BC the Jews came under Persian rule
- thus exposing both groups to each others customs.
- According to "Encyclopædia Britannica", the story of Purim as told in the "Book of Esther"
- is adapted from a Persian novella about the shrewdness of harem queens,
- suggesting that Purim may be a transformation of the Persian New Year.
A specific novella is not identified
- and Encyclopædia Britannica itself notes that
- “no Jewish texts of this genre from the Persian period are extant,
- so these new elements can be recognized only inferentially”.
Calendar differences
- The "Encyclopaedia of Religion and Ethics" notes that the Purim holiday is based on a lunar calendar,
- while Nowruz occurs at the spring equinox (solar calendar).
- The 2 holidays are therefore celebrated on different dates,
- but within a few weeks of each other, depending on the year.
- Both holidays are joyous celebrations.
- Given their temporal associations, it is possible that the Jews and Persians of the time may have shared or adopted similar customs for these holidays.
Book of Esther
- The story of Purim as told in the "Book of Esther" has been dated anywhere from 625-465 BC
- (although the story takes place with the Jews under the rule of the Achaemenid Empire
- and the Jews had come under Persian rule in 539 BC)
- while Nowruz is thought to have first been officially celebrated between 555-330 BC
- It remains unclear [for whom? - H.N. :] which holiday was established first
______________________________________________________
http://en.wikipedia.org/wiki/Nowruz