Понятие "осевое время" достаточно неопределенное и нуждается в уточнении.
- Допустим, что Ясперс прав, и "осевое время" датируется 800-200 гг. до н.э.
- Сразу же из него выпадает период 1300-800 гг до н.э., а он очень важен для формирования как древнегреческой, так и древнеиндийской и древнекитайской цивилизаций и их мироощущения.
- Что касается т.н. "древнеегипетской религии" (опять неудачный термин), то она получает более-менее законченный вид еще в эпоху Нового Царства - т.е. лет на 700 раньше "осевого времени" и существует в своих традиционных формах вплоть до первых веков н.э.
Вообще, что подразумевается тем же Зелинским под понятием "религия"?
- Совокупность ритуалов?
Но эти практики уходят в глубокую древность, и есть все основания полагать их наличие уже во времена Чатал-Гуюка - т.е. за 6000-5000 лет до "осевого времени".
- Религиозное учение?
Понятие "учение" нуждается в уточнении. Следует четко выделять мифологию, как образ мысли и осознания окружающего мира (для расшифровывания понятия "мифологический" понадобится целая большая тема), но здесь самое главное отметить:
- "миф", как особое качество мировосприятия, которое теряется с момента появления "идеи", и
- "учение" в строгом смысле слова, базирующееся на философии идей (в данном случае, религиозной).
Отличие "идеи" от "мифа" должно быть очевидно:
- Миф конкретен, идея абстрактна.
- Миф материален, идея - идеальна.
- Миф не нуждается в "доказательстве", идея только тем и жива. И - самое главное
- миф относительно независим от человека, идея коренится в нем. Поэтому
- миф объективен, а идея субъективна.
Философия
- появляется в Греции не ранее VI в до н.э., причем, досократическая философия еще очень "мифологична" - она преимущественно представлена натурфилософами (Пифагор - исключение), и лишь начиная с Сократа (около 400 года до н.э.) можно говорить о "философии идей".
- Индийская идеалистическая философия как будто старше - ее появление можно синхронизировать с возникновением буддизма - т.е. опять VI в до н.э.,
- конфуцианство, даосизм и другие китайские ФИЛОСОФСКИЕ (!) системы также появляются в том же столетии.
- Зороастризм - еще одно "учение" (именно учение, идея, а не миф) также появляется в VI в до н.э.
- учение "орфиков" связано по названию с Орфеем, оно появляется также гораздо позже - тоже в VI в до н.э., и при этом воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, и лишь впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии.
- Что касается разрекламированного пророческого движения в еврейской среде, то оно занимало на культурологической карте мира гораздо более скромное место и, к тому же, представляет собой более позднее явления - подобно тому, как Орфей сам не был орфиком, школы, группировавшиеся вокруг имени того или иного древнееврейского пророка, существовали уже в персидскую эпоху и даже в эпоху Маккавеев.
- Ни в Египте, ни в Вавилонии своей оригинальной философии не возникает.
- Насчет Карфагена ничего не известно (в силу утраты подавляющего большинства карфагенских источников), но вроде бы тоже ничего нет (во всяком случае, Аристотель на сей счет молчит).
Так что, если я правильно понимаю Ясперса, который в свою очередь понимал "осевое время" как переход от "мифологического" сознания к "идейному" сознанию, период 800-600 гг. до н.э. точно выпадает из "осевого времени".
Таким образом, VI в до н.э. - ключевой, "осевой" момент истории.
Что происходит в этом веке?
- Возникает "глобальная" империя Ахеменидов, поглотившая Египет, Левант, Вавилонию, Фригию, Армению, Иран, часть Индии (по реке Инд), и даже значительную часть Греции.
- До того на эту роль претендовал Вавилон и отчасти Мидия.
Собственно, ничего удивительного не наблюдаем, бытие определяет сознание, и<б>
- универсалистские идеи неизбежно возникают в недрах мировых империй.
- Правда, Китая это не касается, даже на собственно китайском уровне - единая китайская империя возникает на 300 лет позже.
- Любопытно, как же эта схема работала в предыдущие времена великих империй позднебронзового века: Египетской Нового Царства, Хеттской, талассократической Критской?
- Как будто бы реформы Эхнатона коренятся именно в "бытии" Египетской империи от Евфрата до Нубии. Также интересна практика всеобщей конвергенции и синкретизации богов и их культов у хеттов.
Длительность империй
- Египетская империя Нового Царства просуществовала более 200 лет - с середины 16 по конец 14 века до н.э.
- Новохеттская империя датируется серединой 15 - концом 13 вв. до н.э. - также 250 лет.
- Это вполне сопоставимо со сроками существования державы Ахеменидов (200 лет) и
- Римской империи (400 лет),
но, конечно, эти древние империи охватывали на порядок меньшее пространство.
Плавильные котлы?
- В случае Египта это была схема "цивилизационный центр - варварская периферия" (во всяком случае, так это виделось самим египтянам, и это отчасти объясняет причину неудачи атонизма в качестве первой религиозной философии). Египтяне органически не смогли (в силу своего патриотизма) объединить вокруг себя окружающий мир.
- "Полуварвары" персы, македонцы или римляне оказались гораздо более на это способны, в силу своей большей восприимчивости, "доверчивости".
- Почти анекдот: если бы все народы сохраняли свои исконные ценности, развития бы не было. Однако вернемся к мифу и идее.
Мифологии или религии?
- Верования, сформировавшиеся до второй половины I тысячелетия до н.э. в регионе Средиземноморья и Западной Азии были мифологическими и их правильнее называть не "религиями", а "мифологиями".
- Таковы римская, греческая, египетская, иранская, индийская, восточносемитская, западносемитская, армянская, арабская и ряд других мифологий.
- Религий в 800 году до н.э. нет нигде.
- Поэтому претензии некоторых современных религиозных учений (!) на особую древность совершенно несостоятельны:
--- тенгрианства (V-IV тысячелетия до н.э.),
--- кришнаизма (XXXII-XXXI вв до н.э.),
--- иудаизма (XIV в до н.э.).
- В реальности эти религии (как учения) возникают:
--- тенгрианство (в 11 веке нашей эры),
--- кришнаизм (14 век н.э.), а
--- талмудический иудаизм (5 век тоже нашей эры) и это вообще не религия, а гностическое учение.
--- И хотя культ Кришны - доарийского дравидского бога грозы и дождя действительно восходит к III тысячелетию до н.э., а
--- культ Яхве - бога-громовержца в древнееврейской мифологии уже был в ХIII веке до н.э.,
--- но это на тот момент не более чем мифы, а не "учения".
- Первыми 3-я религиями - "учениями" оказываются в VI в до н.э.:
--- орфизм в Греции,
--- буддизм в Индии и
--- зороастризм в Иране.
- Далее, в конце V в до н.э. возникают:
--- монотеистический иудаизм (до того был политеистический) и
--- джайнизм в Индии.
- Можно ли считать пифагорейцев полноценной религией?
--- Поздние пифагорейцы - замкнутая община "акусматиков" - несомненно, парарелигия, чем-то сходная с современными "деструктивно-тоталитарными сектами".
- Впрочем, (еще один анекдот) по современным меркам все религии прошлого подлежат запрету, как тоталитарные секты.
- Возникает вопрос: а куда же делась мифология?
Никуда она не делась. Она сохранилась в религиозном сознании как его компонент. Можно сказать, что т.н. "народная религиозность" всецело мифологическая. Причем, как и всякое мифологическое сознание, народная религиозность имеет тенденцию к синкретизации верований. Отсюда обвинения "идейными" религиозными интеллигентами "темных народных масс" в непонимании "чистоты христианства", к примеру, сейчас столь же распространены, как и в первые века христианства. Для "возвращения к чистоте" возможен только один путь: вновь превращение христианства в мелкую секту "единомышленников".
- Если мифологические системы вырождаются путем их синкретизации, то
- у идейных религий опасность прямо противоположная - это вероятность заблудиться в дебрях религиозной философии, потерять связь с "кровью и почвой" - да, да, с теми самыми "народными суевериями", которые религиозные авторитеты клеймят как примитив и глупость, но без которых полноценная религия невозможна. Поскольку
- без народной мифологии "языческого" происхождения религия быстро превращается в гностическую секту.
- Таковы истории возникновения:
--- талмудического иудаизма - на базе монотеистического иудаизма второй половины I тысячелетия до н.э.,
--- манихейства - на базе зороастризма в III веке н.э.
--- Ряд современных протестантских сект (иеговисты, адвентисты и др.) также можно считать гностическими сектами на базе христианства
--- (а вот мормоны - в противоположность иеговистам - учитывая их этноконфессиональный характер, являются религиозным верованием, "вернувшимся" на грань мифологической системы; редко, но это бывает).
Различая политеистический и монотеистический иудаизм, следует помнить:
- что в XIII-VI вв до н.э. как такового иудаизма не существовало, а была западносемитская мифология - комплекс верований и культов западносемитских племен (арамеев, финикийцев и ханаанеев, амореев, евреев, а также карфагенян, с небольшими вкраплениями финикийцев и остатков ранних яфетидов (иевусеи), субарейцев, митаннийцев и хетто-лувийцев) от Синая до Оронта.
- При чтении Ветхого Завета (если встать на позицию позднейшего монотеизма) оказывается, что древние евреи только то и делали, что маньячески поклонялись другим богам. На самом деле это была нормальная практика,
- причем, не только евреи поклонялись общесемитским богам (Ваалу, Астарте и др.), но и другие окрестные народы поклонялись громовержцу Яхве, и никто не видел в этом ничего зазорного.
Отношения философия и религии
- Философский аппарат, появившийся независимо друг от друга в Индии и Греции, был востребован новоявленными религиями, но
- там, где он "вышел из под контроля", появились гностические секты.
- Интересно, что в случае зороастризма мы не наблюдаем сколько-нибудь развитой внутрииранской философской системы, поэтому здесь сильное перекрестное влияние индийского и греческого центров (хотя можно предположить, что иранская философия просто хуже сохранилась на уровне источниковедческой базы, и там не нашелся свой Диоген Лаэртский...) Греки, во всяком случае, были весьма высокого мнения о "персидских мудрецах".
Отвлекаясь от темы "осевое время и его влияние на возникновение религий", замечу следующее. Когда утверждается прямое происхождение христианства от иудаизма, забывается, что сходство это заключается лишь в некоторых чисто обрядовых моментах:
в христианском ритуале можно выделить следующие элементы, заимствованные из иудаизма:
- Чтение отрывков из ветхого и нового заветов во время богослужения - христианский вариант чтения торы и книги пророков в синагоге;
- Важное место, которое занимают псалмы в христианской литургии;
- Некоторые ранние христианские молитвы представляют собой заимствование или переработку еврейских оригиналов: «Апостольские постановления» (7:35-38); «Дидахе» («Учение 12 апостолов») гл. 9-12; молитва «Отче наш» (ср. еврейская молитва "Каддиш");
- Очевидно еврейское происхождение многих молитвенных формул. Например, "аминь (амен)", "аллилуя (галилуйа)" и "осанна (хошана)";
- Можно обнаружить общность некоторых христианских обрядов (таинств) с еврейскими, хотя и преобразованными в специфически христианском духе. Например, таинство крещения (ср. обрезание и микве); Важнейшее христианские таинство - евхаристия - основано на предании о последней трапезе Иисуса с учениками (Тайная вечеря, отождествляемая с пасхальной трапезой) и включает такие традиционные еврейские элементы, как преломляемый хлеб и чаша вина.
Вот собственно и все, при том, что:
- крещение в христианстве - обычная обрядовая инициация, свойственная практически всем религиям и многим мифологическим практикам, а
- обрезание исторически принято было не только у евреев.
- Именно это заставляет сделать предположение, что раннее христианство восприняло лишь некоторые иудейские ритуальные формы, которые в их среду занесли люди типа апостола Павла. Если это был исторический персонаж (а из его посланий четыре признаны критической школой библеистики принадлежащими одному и тому же автору), то именно он "юдаизировал" христианские обряды, будучи при этом ярым сторонником христианских идей.
А эти идеи - содержание христианских верований - коренным образом отличаются от иудаизма - как монотеистического рубежа эр, так и позднейшего гностического.
Основное различие между иудаизмом и христианством составляют 3 главные догмы христианства:
- первородный грех,
- второе пришествие Иисуса и
- искупление грехов его смертью.
Для христиан эти 3 догмы призваны разрешить проблемы, которые в противном случае были бы неразрешимы.
С точки зрения иудаизма этих проблем просто не существует:
- Представление о первородном грехе. Христианское разрешение проблемы - принятие Христа через крещение. Согласно представлению иудаизма, всякий человек рождается невинным и сам делает свой моральный выбор - грешить или не грешить.
- До смерти Иисуса пророчества Ветхого Завета о Мессии не были исполнены. Христианское разрешение проблемы - Второе Пришествие. С еврейской точки зрения это не проблема, поскольку у евреев никогда не было основания верить, что Иисус был Мессией.
- Представление о том, что люди не могут добиться спасения своими делами. Христианское решение - смерть Иисуса искупает грехи тех, кто верит в него. Согласно иудаизму, люди могут добиться спасения посредством своих поступков. В разрешении этой проблемы христианство полностью отличается от иудаизма.
Разумеется, не может восприниматься всерьез в качестве доказательства происхождения христианства от иудаизма позднейшие принятие еврейских пищевых запретов и т.д. протестантскими сектами или маргинальными православными группами.
- Кажется немного странным, что христианству так уж понадобилось устанавливать связи с иудаизмом. Но, во-первых, это произошло скорее случайно, чем преднамеренно, а во-вторых, создатели первохристианства были просто малосведущи в этом предмете (к тому же их запутал Павел - или тот, кто писал под его именем).
- Предположим вполне современную ситуацию: христианские миссионеры проникают к некому африканскому "языческому" племени и рассказывают о Христе как о божьем сыне. У слушателей сразу же возникает картина: Иисус Христос - сын верховного бога местного пантеона, он вписывается в существующие верования, и происходит синкретизация христианства (приверженцы синкретических афро-христианских сект составляют десятую часть всех африканских христиан, а синкретические настроения в той или иной мере характерны практически для всех африканских христиан).
- Аналогично здесь наблюдается синкретизация иудаизма (еще негностического) и первохристианства, чье появления связано с малоазийскими культами. Раз евреи заявляли о своем поклонении "единому богу", а Иисус Христос и был этим "единым богом", с т.з. первохристиан, то они были отождествлены (причем павликианцы - так назовем небольшую еврейскую группу в составе первохристиан - эти настроения всячески распространяли).
- Помимо же вышеназванных обрядовых заимствований, христианство и иудаизм не связаны ничем, и
- даже в Никейском символе веры 4 века н.э. о евреях, ветхом завете, Яхве и т.д. нет ни слова. Это очень показательно, если мы хотим понять процессы формирования новых религий в эллинистическом ареале в последние века до н.э. и первые века н.э.
Синкретизация была нормой.
- Тот же монотеистический иудаизм, появившийся в V веке до н.э., немыслим без влияния зороастризма, а
- зороастризм на протяжении своего развития - от архаических форм времен Ахеменидов до классического варианта сасанидской эпохи испытывал сильное влияние греческой философии, а
- многие маргинальные его формы несут на себе отпечаток буддийского влияния (манихейство).
Но вернемся к "осевому" 600 году до н.э. Какова религиозная карта мира в этот момент?
- Прежде всего: в мире еще нет ни одной религии; все народы обладают мифологиями.
- Степень развитости этих мифологических систем зависит от древности культуры и непрерывности развития этноса.
- Наиболее развитые мифологические системы к 600 году:
--- египетская,
--- вавилоно-шумерская (являющаяся восточносемитской ветвью общесемитской мифологии),
--- ведическая мифологическая система Индии.
--- В Китае наблюдаем самую древнюю мифологическую среду традиционных додаосских и доконфуцианских верований: культ предков и персонификацию природных элементов, сходно с другими обычными мифологическими системами.
--- До уровня развитых мифологических систем великих земледельческих цивилизаций к этому времени дорастают греческая, этрусская, западносемитская, иранская и ряд дальневосточных: корейская, вьетнамская.
--- Более примитивны мифологические системы окраинных народов евразийско-африканской ойкумены: кельтов, иберов, ливийцев, скифов, балтов, арабов, жунов и т.д.
--- Арабская мифология сходна с западносемитской и восточносемитской и отличается лишь степенью развитости (проработанностью пантеона, универсальностью распространения культов общих богов в рамках этино-культурного ареала), но в Южной Аравии в развитых государствах - Маин, Саба, Катабан - должна была существовать столь же развитая и достаточно оригинальная мифология, выделяющаяся в отдельную разновидность общесемитской.
--- Мифологическая система дозороастрийских иранцев очень сходна с ведической мифологией Индии, при том, что уже в VII веке до н.э. формируются локальные варианты: мидийский, персидский, согдийский.
--- Скифо-сарматская мифология, учитывая влияния окрестных и покоренных в процессе миграций народов, носит очень смешанный характер, и, например, земледельческие элементы мифологического сознания, усматриваемые специалистами в сообщаемых Геродотом сведениях о скифских верованиях, происходят, скорее всего, из II тысячелетия до н.э., когда, при большей степени увлажненности евразийских степей, андроновские и срубные племена сочетали скотоводство с мотыжным земледелием. Впрочем, не будет преувеличением сказать, что все индо-иранское пространство от Киевщины до Южной Индии и от Ирана до Тянь-Шаня на этот момент в мифологическом отношении достаточно однородно. Разумеется наблюдаются очень интенсивные синкретические процессы: культы отдельных божеств получают распространение за пределами традиционных этно-мифологических ареалов, происходит сращивание образов богов и героев и т.д.
Синкретизация мифологий происходила испокон веков по мере миграций, завоеваний, диффузий первоначальных культур.
И к 600 году до н.э. этот процесс протекал с обычной интенсивностью. Так:
- ведическая мифология древних индо-ариев вобрала множество черт доарийских дравидских, веддских, тибетских, малайских и прочих мифологий доарийской Индии.
- Восточносемитская мифология Двуречья использовала мифологическое наследие шумеров.
- Египетские культы богов распространялись вверх по течению Нила и заняли важное место в системе верований уже независимого Куша.
- В Малой Азии еще с хеттских времен функционировал «плавильный котел» самых разнообразных мифологий, чему способствовали постоянные миграции в этот регион самых разных народов - от фракийцев-треров до скифов и протоармян и сильные влияния западных и восточных семитов. Средний малоазиец продолжал поклоняться «тысяче богов», а Закавказье стало северной периферией этой зоны.
- Финикийцы и греки разносили свои верования по всему Средиземноморью (культы некоторых западносемитских богов попадают к этрускам).
- Трудно что-либо определенное сказать о пантеоне Тартесса, но поскольку совр. Андалузия на тот момент - наиболее развитая часть Испании, вполне можно ставить тартесскую мифологию вровень с древнегреческой и этрусской.
- В Средней Европе уже завершилась эпоха полей погребений, но мифологические системы кельтов, германцев, балтов, славян, иллирийцев находятся еще в стадии зарождения.
400 год до н.э.: прошло 200 лет, а религиозная карта мира совершенно иная.
- Орфизм в Греции,
- зороастризм в Персии (причем, не только среди персов и других иранцев, но и среди армян, манейцев, древнегрузинских племен и далее - на запад Малой Азии, где он все больше предстает в синкретическом виде - ведь малоазийцам было не привыкать синкретизировать мифологические верования, и синкретизация самой великой в истории человечества религии произошла столь же успешно).
- Монотеистический иудаизм в еврейской среде (который наконец-то можно назвать именно иудаизмом, поскольку в предшествующую эпоху еврейское население Израиля и Иудеи практически никак не выделялось по своим верованиям из общего массива западных семитов), который еще не испытал влияния греческой философии, а если оно и было, то опосредованно через зороастризм, который дал толчок к его появлению.
- В Индии распространяется буддизм и джайнизм, хотя старые ведические верования еще сохраняют свои позиции.
- В Китае:
--- первичное конфуцианство более похоже на систему этических правил, и его можно назвать религией с большой натяжкой.
--- Даосизм пытается переработать традиционные китайские верования в своем русле.
--- Существуют также другие философские школы, но именно философские, а не религиозные.
- В греческой среде существует:
--- парарелигиозная секта акусматиков - наследников пифагорейства.
--- Расцвет греческой философии, которая в лице Платона признает единобожие, как господство единого принципа.
- Рядом продолжают существовать развитые мифологии вавилонян, египтян, греков, италиков, финикийцев и других народов.
Синкретизация мифологий продолжается повсеместно:
- например, культ Астарты попадает от карфагенян к этрускам.
- Геродот сообщает об интересном культе Залмоксиса у гетов - фракийского племени, который имел развитые мистерии, учение о загробном мире и тяготел к монотеизму - за счет отождествления основателя - легендарного Залмоксиса, которого Страбон считал приближенным рабом Пифагора, с верховным божеством грозы фракийского пантеона - Гебелеизисом. Здесь мы сталкиваемся с явлением «двуипостасности» культа. Еще одна религия этой эпохи, причем, засвидетельствованная у не самого развитого в экономическом отношении народа. Типичный случай удачного миссионерства в доверчивой "варварской" среде.
200 год до н.э.: прошло еще 200 лет.
Походы Александра Македонского соединили Европу и Азию.
Нельзя сказать, что до того между ними стояла непреодолимая стена, и никаких заимствований не было, но с конца IV века до н.э. происходит колоссальный синтез культур и верований, который, на мой взгляд, еще не до конца осознан историками и культурологами.
- Религиоведению удобнее оперировать «постоянными величинами», в то время как религии - достаточно динамические явления. Происходит это вследствие суеверия, согласно которому религия появляется и существует в законченном виде, изменяясь лишь в методике воздействия на верующих. Однако, поскольку все религии имеют естественное историческое происхождение, они меняются вместе с создающими их людьми. То же самое касается культов богов.
- В эти века процессы синкретизации усиливаются, охватывают огромные территории и приводят к появлению весьма причудливых культов.
- Повсеместно к 200 году до н.э. кристаллизируются основные философские системы и школы:
--- индийские (6 ортодоксально-ведических: мимамса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика, а также неортодоксальные: локаята, чарвака, адживика),
--- китайские (конфуцианство, которое фактически становится в едином Китае династии Хань официальной идеологией, даосизм, моизм, легизм («фа-цзя»), школа имён («мин-цзя»), школа «инь-ян» (натурфилософы), - на примере конфуцианства, которое, будучи типичной философией, считается китайской «религией», видно, насколько разнятся сами образы мышления людей в разных странах, и насколько наивна т.з. некоторых христиан, согласно которой, «все люди по своему поклоняются единому Творцу»),
--- греческие (пифагорейцы, академики, перипатетики, киники, эпикурейцы, стоики, скептики и др.); Орфизм в Греции сходит на нет
--- В еврейской среде это момент господства пророческих школ, которые формируются вокруг имени какого-нибудь почитаемого пророка периода первого храма. Разумеется, именно в это время пишутся книги пророков.
--- Зороастрийская религия по прежнему наиболее распространена в мире - от Индии до Греции, но подвергается сильнейшему влиянию греческой и индийской философии. Парфяне не были достаточно ортодоксальны, и Средний Восток несколько веков пребывает в состоянии религиозного брожения. Армяне наряду с зороастрийскими почитают своих традиционных богов, хотя в целом зороастризм прочно вошел в быт армянского народа (армянская богиня Анаит - иранского происхождения). Столь же сильным было зороастрийское влияние в Грузии, Албании и на востоке Малой Азии.
--- Буддизм в Индии побеждает традиционные верования (прежде всего, это выражается в политике Ашоки, сделавшего буддизм официальной религией и созвавшего III Буддийский Собор, принявший канон буддийского учения), проникает в совр. Афганистан и Иран. По количеству верующих буддизм на тот момент - крупнейшая религия мира (не менее половины из 100-миллионного населения Индостана).
--- В Малой Азии и Финикии заметны культы умирающих и воскресающих богов. Это культы страданий и искуплений, жертв и самооскопления. Это культ Таммуза у финикийцев, культ Адониса и греков и культ Аттиса у лидийцев. Таммуз восходит к шумерскому богу Думузи (обожествленному правителю Первой династии Урука, кстати, предшественнику Гильгамеша).
--- культ Залмоксиса у гетов сохраняется, но не выходит за их этнические пределы.
--- На западе и в центре Европы в землях кельтов оформляются друидские коллегии.
--- Продолжают существовать мифологии египтян (не смотря на заметное греческое влияние), вавилонян, финикийцев, скифов и сарматов и других народов Евразии и Африки.
- появление ряда новых интересных синкретических культов:
--- 1. учрежденный еще Птолемеем I культ Сераписа, объединивший черты Осириса, Аписа, Зевса, Аида и Асклепия, причем он распространяется далеко за пределы Египта. С Сераписом ассоциировалась Исида (в качестве жены).
--- 2. широко - за пределы Малой Азии распространился культ Матери Богов - Кибелы, за пределы Мосопотамии - культ богини Нанай, иранско-зороастрийской Анахиты.
--- 3. Из Греции на Ближний Восток пришел культ Геракла, олицетворявший физическую мощь и могущество. В том же направлении стал распространяться культ Диониса, образ которого трансформировался: из бога виноделия Дионис превратился также в умирающего и воскресающего бога. Еще орфики верили, что Дионис сначала был рожден Персефоной под именем Загрея, затем Загрей погиб, растерзанный вакханками (вариант, титанами), но воскрес уже под своим именем как сын Зевса и Семелы (по мифологической версии - смертной женщины, фиванской царевны, однако, имя это означает на фригийском языке "земля", вероятно Семела изначально - фригийская богиня плодородия).
--- 4. Также синкретизация происходила по пути возникновения локальных культов покровителей отдельных деревень. Такие божества носили имена верховных греческих богов и локальный эпитет (по названию местности).
--- 5. Невероятной популярностью пользуются культы богов-спасителей. Таковы культы Сераписа-Осириса, Диониса, Аттиса. Почитатели верили, что путем особых обрядовых действий - мистерий, во время которых представлялись сцены смерти и воскресения бога, они сами становились сопричастны богу и тем самым обретали бессмертие. Например, во время празднования в честь Аттиса жрец провозглашал: "Утешьтесь, благочестивые, подобно тому как спасен бог, спасетесь и вы". Для культа Аттиса, как я уже говорил, характерны оргиастические обряды и самооскопление жрецов. Для участия в мистериях необходимо было пройти посвящение.
____________________________________________________
http://wap.alternativahist.borda.ru/?1-2-420-00000396-000-10001-0