Тонкое блуждание и тонкая притупленность

Mar 09, 2015 10:45

Разделение яда блуждания ума на грубое и тонкое (в учении о пяти ядах и восьми противоядиях), как показывает опыт, имеет под собой весомую основу. Это довольно разные явления.

Когда мы только учимся удерживать внимание на нужном объекте, мы сталкиваемся с явными трудностями, когда внимание действительно отвлекается от объекта, полностью. Через какое-то время мы обнаруживаем себя совершенно забывшими о своём задании, думающими о каких-то посторонних вещах. Здесь требуется определённое усилие, которое в традиции зовётся внимательностью. Это усилие не забывать, продолжать памятовать.

Далее (после того как побеждена также грубая притупленность ума, о чём будет сказано ниже) наступает этап, когда объект в целом не забывается. Например, если мы считаем дыхания, то мы продолжаем счёт, несмотря на то, что периодически отвлекаемся на посторонние мысли, которые постепенно начинают казаться очень назойливыми из-за своей неистребимости. Вот на этом этапе оказывается, что излишнее усилие приносит вред нашему сосредоточению. Это усилие само по себе является мыслью, оно возбуждает ум, и в результате он становится более напряжённым и чреватым мыслями.

Поэтому на этом этапе необходимо оставить усилия по удержанию объекта, а вместо этого углубляться во всё большее расслабление и самоустранение. Но это должно быть бодрствующее расслабление и самоустранение - особое состояние, которого до того нам было почти не знакомо. При этом объект сосредоточения держится в уме как бы краем глаза, как бы беглым лёгким взглядом. Возникающие мысли просто отмечаются и осознаются, исчезая естественным путём.

В девяти стадиях практики шаматхи этой стадии соответствует пятая.

Точно так же полностью оправдано и разделение притупленности ума на грубую и тонкую. Грубая притупленность это сонливость. Она преодолевается опять же силой внимательности, а также определёнными психофизическими упражнениями и другими мерами.

Но после преодоления тонкого блуждания ума остаётся тонкая притупленность. Мы полностью расслабленны и при этом бодрствуем, ничто не отвлекает внимание на объекте, оно просто спокойно плавает над ним. Однако тут мы замечаем, что внимание именно плавает, что объект не виден чётко и сознание наше довольно мутное, хоть и спокойное. Тогда наступает черёд совершить лёгкое усилие, которое можно сравнить с наведением резкости в бинокле. На самом же деле это по сути ещё большее успокоение ума. Это - шестая стадия в практике шаматхи.

Дело в том, что и блуждание ума и его притупленность это разновидности возмущения ума. Блуждание можно сравнить с волнами на воде, а притупленность - с мутью, из-за которой сквозь воду не видно дна. Поэтому ключ к преодолению тонкого блуждания и тонкой притупленности по сути один и тот же - полное успокоение и расслабление ума. Тогда и волны и муть улягутся и вода ума станет совершенно спокойной и прозрачной.

шаматха и випашьяна, 5+8, психопрактика

Previous post Next post
Up