Оригинал взят у
sobteo в
Атака на выставку в Манеже: культурный и политический аспекты Культурный аспект
Итак,
в прошлой статье я дал два определения понятия культура, на которые я опираюсь в своем мини-исследовании. Теперь перейдем к самой выставке в Манеже, которая «укоротилась» благодаря Энтео, но суть которой при этом осталась в тени информационного шума.
Напомню, что главный музейщик страны Михаил Пиотровский, защищая выставку в Манеже, поставил ничтоже сумняшеся диагноз нашему обществу - оно больно. Тогда я задался вопросом: а чего можно ожидать, когда музейщики, по мнению главного музейщика страны, в праве единоличной идентификации экспонатов по принципу «искусство - не искусство»?
Вот лишь некоторые фотографии с выставки Вадима Сидура под названием «Скульптуры, которых мы не видим» (кстати, любезно предоставленные самим Энтео).
Это антицерковная часть выставки так называемого феномена "подвального нонконфрмизма" (чувствуете? подвал, смрад, низ).
Я, быть может, чего-то не понимаю, когда официально заявляется, что
экспонаты выставки представляют культурную ценность. О каком возделывании души, о какой подготовке к восприятию эстетических ценностей тут может идти речь? Типичная чернуха. Для кого выставляется эта ересь? Остается только пожать плечами и задать вопрос г-ну Пиотровскому, разделяющему ответственность за такое безобразие: Вы способствуете выставлению этого непотребства для лечения общества или Вы на него уже наплевали, как на безнадежного больного, которого просто надо добить? Почему-то мне кажется, что вторая версия наиболее близка к теме выставки СОВЕТСКОГО авангарда, как подчеркнул РБК:
Но подождите, - скажет требовательный читатель моей статьи, - Вы же сами говорите, что некомпетентны в вопросах культуры. Быть может, скульптор хотел образно высказать свои страдания или по-новому взглянуть на напущенную религиозную серьезность. Ведь всё-таки авангард, что-то взыскующее нового... ". Что ж, разумное замечание. Но замечу, что скульптора уже нет в живых, поэтому и спрос не с него, а с куратора выставки. Ну так ему и слово - куратор выставки Вера Трахтенберг была довольно откровенна в своих высказываниях, накануне открытия выставки рекламируя оную на
небезызвестной радиотанции "Эхо Москвы". Похожее
интервью она дала на этом ресурсе:
"Мы рассчитываем на широкую аудиторию. И три выбранные темы (они же зоны): «смерть», «страсть» и «рефлексия» - это темы, с которыми работали многие художники."
"И с чего начинается выставка?
ВЕРА: Со смерти. Архитектурное решение этой зоны напоминает памятник жертвам холокоста в Берлине."
"Эти скульптуры - надгробия ...у Сидура же через все творчество четко проходит тема танатоса. Хотя и эроса тоже достаточно, на выставке это будет видно в его графике. Причем эрос, скажем так, на грани, с пометкой «18+»."
"Хотим погрузить человека в его ощущения. Чтобы каждый зритель, пройдя выставку, вышел оттуда с эмоциями, основанными на его восприятии экспозиции в целом."
Так и хочется добавить - вышел оттуда здоровым эмоционально, общественно и конечно с раскрепощенным Эросом, тем что 18+. Все как доктор прописал, то бишь Михаил Борисович Пиотровский.
А если серьезно - то о чем говорит куратор выставки Вера Трахтенберг? Что скульптуры затрагивают тему Танатоса, по-простому смерти, а Эрос, по-простому Любовь (как высокое чувство), подменен темой низа (та что 18+). Здесь нам как раз пригодятся те самые два определения понятия культура - как процесс возделывания души и как нечто, тесно связанное с религией.
Что же мы видим на этой выставке? Можем ли мы в каком бы то ни было виде представить процесс возделывывания души человека, пытающегося осмыслить творчество Сидура? Однозначно нет. Что из предложенного посетителю выставки должно посеять в его душе "только те семена которые, вызрев, приносят обильнейший урожай"? Разовьет ли оно тягу к высокому? Тогда где высокое? И близко нет его.
А что у нас религиозным культом, который и породил по Бердяеву КУЛЬТуру? Слово - эксперту, а точнее протоиерею Всеволоду Чаплину:
"По его мнению, Сидур, "бесспорно, испытывал религиозные поиски, некую религиозную муку, вполне искреннюю".
"Впрочем, в его работах она сильно перемешана с маммально-генитальным изобразительным рядом, и в случае изображения Христа распятого или снятого с креста, конечно, верующие воспримут это как кощунство", - считает представитель РПЦ."
Налицо явное осквернение образа Иисуса Христа и других религиозных символов. А формула: религиозная мука+маммально-генитальный изобразительный ряд = ВЕРХ+НИЗ = НИЗ. Это классическая формула разрушения любой смыловой вертикали.
Г-н Пиотровский, что это было? Это и есть волшебная таблетка для излечения общества или же это попытка его добивания с шутовскими отплясываниями на религиозных смыслах?
P.S. Ещё немножко Сидура - специально для тех, кто хочет ощутить на себе "возделывание души" через сидуровский НИЗ (тот самый ЭРОС 18+):
http://gonchar1.livejournal.com/19638.html Политический аспект
Однако дальнейшие высказывания Чаплина начали менять окраску всей этой маммально-генитальной псевдокультурной вакханалии с культурологической на политическую. Слово Всеволоду Чаплину:
По его мнению, унизительно трактуются и образы коммунистических деятелей: работа Владимира Лемпорта "На свалке истории" "крайне унизительно изображает Ленина, Хрущева, Брежнева и других руководителей советского государства", а на входе на выставку посетителей встречает работа Анатолия Осмоловского, который изобразил отрубленные и посаженные на копья головы Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого, Сталина, Мао Цзэдуна, Хошимина и других известных коммунистов.
"Я весьма далек от почитания этих деятелей, но на месте людей, которым их образы дороги, выразил бы самый решительный протест. Кстати, два последних деятеля - это основатели дружественных нам государств в их нынешней форме, Вьетнама и Китая. Интересно, что об отношении к этим фигурам скажут в этих странах", - отметил представитель РПЦ.
Речь идёт вот об этом "творчестве":
Что я имею в виду под политическим аспектом всего этого шабаша вокруг выставки бесплодного творчества?
Налицо какое-то нелогичное на первый взгляд объединение Танатоса коммунизма и Танатоса православия (христианства). К выставке работ "советского нонконформиста" Сидура (сразу идёт адресация - советское уничтожает православное) "присобачили" (по-другому и не скажешь) убожество современных псевдотворцов, которые "отрубили и посадили на копья головы коммунистических лидеров".
В эту картину ну просто чудесно вписывается Энтео, "подёрнутый" псевдоправославием. Почему "подёрнутый"? Да потому, что эти псевдоправославные конвульсии лишь часть его маленькой биографии. Дима, что называется, дорабатывает до конца. То есть отыгрывает ту часть своего псевдоправославия, которая зовётся антикоммунизмом.
18 июля сего года состоялся митинг, соорганизатором которого выступила та самая энтеовская "Божья воля". Митинг имел говорящее название "За Россию без большевизма".
Вот тут-то и складывается из на первый взгляд разрозненных персонажей и событий полноценный сюжет:
1. Энтео просто создан для того, чтобы не только компрометировать РПЦ и православную веру, но и вбивать клин в общественном сознании между православием и коммунизмом, синтеза которых так бояться либералы. И это в тот самый момент, когда заговорили о таком союзе с обеих сторон - и священнослужители РПЦ и коммунисты. О зарождающемся синтезе подробнее -
http://ruskom.livejournal.com/726462.html 2. Энтео атакует выставку псевдосоветского псевдоавангарда. Но движет им, понятное дело, не оскорбление его веры. О том, как "верит" Энтео, отлично показано в этом видео:
Click to view
Атака на выставку в Манеже - это классический пиар объекта атаки.
Получаются клещи - с одной стороны, РБК вещает о советском авангарде, который якобы оскорбляет чувства "благородного" Энтео, а значит и всех православных; с другой - попавшие на выставку посетители видят образную формулу - Смерть коммунизма + Смерть православия. А чему равна сумма этих двух слагаемых? Она равна Смерти России.
В ядре, в культурном коде России - православие и коммунизм. Коммунизм в России - это не только смена православного идеала на идеал коммунистический. Николай Бердяев в книге для европейского, западного читателя "Истоки и смысл русского коммунизма", писал, что русский,коммунизм более традиционен, чем обыкновенно думают, что он является по сути трансформацией, развитием и воплощением старой русской, а значит имеющей православные корни, мессианской русской идеи. Поэтому данная выставка о русской смерти - это не только подрыв культуры, но и удар по социокультруному, метафизическому ядру русской цивилизации. Именно так, а не иначе.
3. В данном случае заявления о больном обществе и о неприкосновенности музейщиков и искусствоведов в вопросах культурной политики - это диверсия. Вместо того, чтобы закрыть выставку и наказать не только Энтео, но и организаторов войны с традиционной культурой, т.е. организаторов выставки - на выходе мы имеем только осуждение провокатора.
На самом деле, и Пиотровский не просто так вписался в сюжет и начал "катить бочку" на Энтео, как представителя православной веры (ну так получилось, "случайно"), так как, возможно, имел свой интерес. Сейчас в Петербурге
вовсю развивается кампания против передачи Исаакиевского собора (который является по сути музеем) "в руки" РПЦ. Пиотровский считает, что Исаакиевский собор нужно передать не РПЦ, а Эрмитажу, директором которого и является г-н Пиотровский. Тот самый Пиотровский, который якобы стоит на переднем крае борьбы со Злом и стремится привить (такими смрадными выставками?) эстетический вкус гражданам России.
Таким образом, мы видим в одном казалось бы небольшом сюжете переплетение нескольких видов войн - культурной войны, войны с Историей, информационно-психологической войны, политической и социальной войн. Кроме того, в данном сюжете в очередной раз зафиксирована атака на пока ещё недооформленную связь коммунизма и православия, которая так необходима сегодня в условиях Русского поворота и ресоветизации.
Ставки в новой "холодной войне" слишком высоки. Преступление - в таких условиях допускать культурные диверсии. Потому что культура - это ядро идентичности, а без идентичности не будет народа, не будет страны, не будет государства, как средства, с помощью которого народ длит и развивает свое историческое предназначение.