Немного голой плоти и прямой наследник Ван Дейка и Рубенса в школе фламандского барокко.
Суд Париса. (Между 1620 и 1625) Йорданс, Якоб (1593-1678) Художественный музей Lowe, Университет Майами The Judgment of Paris. between 1620 and 1625 Jacob Jordaens (1593-1678) Lowe Art Museum, University of Miami, Coral Gables, Florida, United States
Фламандская школа живописи со столицей в Антверпене, в век барокко. То есть мы говорим о 17-ом веке. В этой школе было три великих имени. Два из них мы знаем: Питер Пауль Рубенс и Антонис Ван Дейк. Когда они подряд - Рубенс (1640) и Ван Дейк (1641), - умерли, третий художник Jacob Jordaens__Якоб Йорданс (1593-1678) оставался до конца жизни главой фламандской школы. Всё. Я не представляю художника. Всего две работы. [Можно кликнуть и открыть всю небольшую статью]
И я не слишком увлекаюсь пышностью форм и помпезностью этого (и уж конечно следующего) века. Даже на этой, достаточно ранней работе Якоба Йорданса, мы с вами замечаем влияние Рубенса, не так ли? Рубенс бывало нанимал Йоргенса для эскизов и всякого рода заготовок к его работам Языческий сюжет этой картины был очень распостранён в христианском мире. По крайней мере в том мире где была живопись. В России в этом веке, (чуть попозже) Патриарх Никон полностью запретил творчество в иконописи и в церковной архитектуре. Всё должно было быть соглаcно византийским образцам! Как всегда с товарищами древними греками, есть несколько версий этой красивой сказки. Поэтому без особенных подробностей. Мы видим Париса, пастуха, который ещё не знает, что он царевич из Трои по имени Александр. Перед ним стоит Афродита (Венера в Римском пантеоне) а сзади Гера, жена Зевса и Афина. Кому Парис отдаст яблоко раздора (подлая Богиня Раздора подкинула это яблоко с надписью --самой красивой) ту и объявят самой первой красавицей среди богинь. Гера предложила Парису власть, Афина - громкие воинские победы и славу, а Афродита сооблазнила юного пастуха тем, что самая красивая женщина земли, Елена Прекрасная, будет принадлежать ему. И вот мы видим, что Парис отдаёт яблоко, как самой красивой, - Афродите, но он явно смущён. Йоргенс не был мастером психологического портрета. Но здесь у него получилось интересно. Трудно сказать почему молодой красавец в замешательстве, правда? Может он ей не верит? Но мы это видим, потому что художник удачно передал смущение и недоумение Париса. Когда попозже, Парис заполучил Елену и из-за этого началасть всемирная Троянская война, естественно, что Афродита помогала ему и Трое, а Афин а и Гера были против Трои, чтобы отомстить за презрение к их красоте.
Похоже, что у художника была только одна натурщица, чтобы изобразить всех этих божественных красавиц, а? Прикрылась плодами урожая, Богиня Раздора, Эрида, а перед Парисом стоит не Асклепий, министр здравоохранения в крёмлёвском правительстве Олимпа, а Гермес. Он был очень многоцелевой Бог и отвечал за разные стороны жизни. Но это он изобрёл числа, а наша математическая профессура и в ус не дует. Ничего не знают! За что им платит великодушное правительство, а? У Асклепия была только одна змеюка на палке, а у Гермеса, как вы и сами видите, - две. Сзади стоят ловцы божественного бабья Сатиры, а тот что с дудкой, должен быть Пан. Полу-козёл Пан был сыном Гермеса. Про молодого человека на земле я не могу сообразить. Наверное мы с ним незнакомы
Царь Лидии Кандавл показывает свою жену Гигу. Йорданс, Якоб (1593-1678) King Candaules of Lydia Showing his Wife to Gyges. Jacob Jordaens (1593-1678)
Это не "Сусанна и старцы". Это совсем другой и тоже языческий сюжет. Этот сюжет не настолько распостранён, как "Сусанна и старцы", но и его писали не однажды.
Царь Лидии Кандавл (страна в Анатолии, там где сегодня азиатская Турция) велел своему телохранителю ГИГу тайком посмотреть на небывалую красоту своей жены Нисы. Гиг отказывался, но с царями не очень-то можно спорить. И вот он подсматривает. Почему же царица ведёт себя так игриво?
А потому, что она усекла этих тайных ребят и поняла, что всё это придумал её муж, царь Кандавл. Царю всё это обошлось куда дороже, чем он собирался платить. Потому что хитрозадая царица Ниса заставила ГИГа войти с ней в заговор и убить её мужа, царя Кандавла. Эти двое поженились и основали новую династию Лидии. Их последним потомком и последним царём Лидии стал царь Крёз из расхожего устойчивого выражения.
Лидия знаменита тем, что создала монету! Сначала серебряную, а потом и золотую монету. Вроде бы этому можно верить, что это был Крёз, который создал настоящую золотую монету. И хотя разменной мелкой (медной) монеты ещё не было, но создание золотых и серебряных монет создало настоящую розничную торговлю. У Лидии монетам научились греки (и персы) и их экономика просто расцвела в успешнейшем 5-ом веке, пока не началась Всемирная греческая война в 431-ом году до н. э. Эта работа неплохо сделана. Игриво и с юмором. Почти больше ничего я не мог выбрать из работ этого художника. Я вообще не очень-то любитель фламадцев в этом веке. Я и Рубенсом не слишком и не во всём увлекаюсь. Я люблю тех, которые из Золотого века Нидерландов в это же самое время.
А Крёз решил нажить в соседнем государстве немного жизненного пространства. По другой версии, как раз на Крёза и на Мидию напал тот, кого потом стали называть КИР ВЕЛИКИЙ. Как бы оно ни было, Крёз проиграл Персии и в 546-ом до н. э (или в 547 до н. э) Крёзу и его стране Лидии пришёл полный и окончательный Альбац! Возможно даже, что Креза сожгли живьём на костре. АГА! Обалдеть! А его страна Лидия стала губернией Персии, в которой сидел уже не царь а сатрап, назначенный царём Персии. Не воюйте с соседями и будете жить долго и счастливо.