Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова и неплохая реклама для "Нивы".

Jun 08, 2015 09:36


Оригинал взят у veniamin1 в Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова и неплохая реклама для "Нивы".

Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова
и неплохая реклама для "Нивы"



Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной 1910.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) Картон, темпера, пастель. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч был известен его работами про не совсем древнюю Русь. В основном в 17-ом веке, но кажется есть что-то и раньше. Тогда было целая групка художников (отдельно друг от друга),
которые писали царскую, боярскую, купеческую жизнь допетровской Руси. Писали и горожан. Пока был спрос - можно было кормиться. Это была то ли просто модная тема, то ли модно-патриотическая.
Вроде бы я видел, что и сам Валентин Серов однажды написал что-то из тех времён. Одноразово, конечно. В основном, эти работы надуманная и искусственная -- тоска зелёная. Ничего истинно руского в них нету.
Это всё - псевдопатриотический звездёж.
Мне в большинстве не нравятся ни темы этих картин, ни композиции, ни исполнение.
А Горюшкин-Сорокопудов ещё бывало писал удачные портреты и пейзажи. Давайте взглянем на портреты. Художник преподавал в Пензенском художественном училище до самой большевистской революции, а эта актриса
родилась и выросла в Пензе. Видимо поэтому этот удачный портрет находится в Пезенской художественной галерее им К.А.Савицкого.
Константин Савицкий это тот художник, которые написал на любимой народом картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"- медведей.[Можно кликнуть и открыть не очень большую статью]
Третьяков сказал, что народ видит работу Шишкина и стиль Шишкина и т.д., и внаглую вытер (возможно, что прямо сам и вытер) подпись Савицкого на картине. Третьяков был отец родной. Третьяков мог купить.
А кушать всем хочется. С Третьяковым редко спорили. Репин бывало. Но Репин тогда был ВЕЛИКОЕ ИМЯ и его любил Третьяков.

В этом портрете определённо получился психологический образ актрисы, правда? Это не масло, а темпера и пастель. Темпера добротно служила человечеству примерно 2000 лет, пока не появилось
масло в эпоху Возрождения. У темперы один недостаток. Когда она высыхает цвет и оттенки немного, но заметно, меняются. Пастель--это легко и красиво. Но через годы и десятилетия пастель начинает осыпаться.
Музеи очень не любят давать на выставки пастельные работы.
Собольщикова-Самарина работала в разной провинции России, а с 1932 года перешла в театр города Горького. Ей было уже 40 лет, но только там она заслужила славу и дожила до звания Народной актрисы Советского Союза.



Рекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч.

Это на самом деле хорошая реклама. Всё удачно, кроме кокошника и всей остальной хреновинки на даме. Вот что делает привычка. Он написал столько женщин из русской старины,
что автоматически решил задачу через одетую по моде 17-го века боярышню, которую он вставил в такую удачную рекламную работу. Жаль. Кокошник и пр. сюда не относятся. Они чужеродные к этой рекламе.
На самом деле это был совсем немаленький заказ Горюшкину от "Нивы". И он сделал в таком же старорусском стиле все рекламы подписки разных лет на иллюстрированный журнал "Нива".



Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе.
Горюшкин-Сорокопудов И.С.

Горюшкин так её написал, что перед ночным кафе стоит порядочная дама из общества. Но она стоит в такое время и в таком месте ОДНА. Как например, скажем, ночная работница секструда.
Но зачем же тогда Горюшкин написал её приличной, а? И он обозначил, что жорики возле кафе гнусно поглядывают на неё.
Немного странная композиция. Давайте предположим, что эта дама ждёт мужчину своего свидания, а он почему-то не появляется, а? Слабенько, но не исключается, правда?
Эта работа смотрится. Но она не очень подходит к стилю и тематике самого Горюшкина -Сорокопудова. Необычно и интересно.



Портрет актрисы А.Н. Самариной. 1915.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954); Переславль-Залесский

Эта актриса тоже работала в провинции. У Горюшкина бывали удачные портреты. Не всегда. Но здесь мы видим удачу.
Фамилия художника -- Горюшкин. Но его папа рано умер и мальчика взяли в свою семью родственники, чья фамилия была Сорокопудовы.



Портрет художника Горюшкина-Сорокопудова, 1931
автор художник Ф. Сычков

Портрет Горюшкина-Сорокопудова написал его приятель Федот Сычков, с которым они были почти одногодки. Оба довольно долго жили в советское время и оба безболезненно перестроились. Я расказываю. Я не осуждаю.
У Горюшкина -Соропудова есть пару работ с Лениным и Сталин с Ворошиловым у гроба Ленина. Бывает. Через три года, в 1934 году Горюшкин ответил приятелю и написал его портрет. Считается прекрасной
работой. По-моему, вообще ничего не вышло. В 1917 году Пензенское училище сделали для прикладного искусства и Горюшкина уволили. Ничего хорошего, кроме плохого это не означало.
Но потом Горюшкин-Сорокопудов выровнялся и не бедствовал.


Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов умер 29 декабря 1954 года, на 82-ом году жизни, в селе Ивановка, Пензенской области.

Вениамин
P.S.
Чтобы не быть слишком серьёзными. Расслабьтесь.
После того, что я поместил этот пост на Тифаретнике, один писатель, (известный блогер), посмотрел мой пост и объявил, что он тоже сделает пост о Горюшкине-Сорокопудове.
И он быстренько сделал. В самом начале его поста писатель сказал, что Горюшкин-Сорокопудов самый русский художник, которого и зовут как истинного русского - ИВАН СИЛЫЧ.
Этот товарищ (Я его не называю. Он уже сам себя наказал, не так ли? Хватит.) на полном серьёзе считал, что имя отца художника - СИЛА происходит от русского слова - сила.
Отец художника был назван по имени святого, которого зовут СИЛА.
Св. Сила жил в Первом веке после Р.Х., был одним из 70-ти Апостолов и ближайшим помощником Апостола Павла.
Ни отнять, ни прибавить. Точка.

Россия, живопись, 20 век

Previous post Next post
Up