Несколько удачных портретов Горюшкина-Сорокопудова и неплохая реклама для "Нивы"
Портрет А.Н. Собольщиковой-Самариной 1910. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954) Картон, темпера, пастель. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч был известен его работами про не совсем древнюю Русь. В основном в 17-ом веке, но кажется есть что-то и раньше. Тогда было целая групка художников (отдельно друг от друга), которые писали царскую, боярскую, купеческую жизнь допетровской Руси. Писали и горожан. Пока был спрос - можно было кормиться. Это была то ли просто модная тема, то ли модно-патриотическая. Вроде бы я видел, что и сам Валентин Серов однажды написал что-то из тех времён. Одноразово, конечно. В основном, эти работы надуманная и искусственная -- тоска зелёная. Ничего истинно руского в них нету. Это всё - псевдопатриотический звездёж. Мне в большинстве не нравятся ни темы этих картин, ни композиции, ни исполнение. А Горюшкин-Сорокопудов ещё бывало писал удачные портреты и пейзажи. Давайте взглянем на портреты. Художник преподавал в Пензенском художественном училище до самой большевистской революции, а эта актриса родилась и выросла в Пензе. Видимо поэтому этот удачный портрет находится в Пезенской художественной галерее им К.А.Савицкого. Константин Савицкий это тот художник, которые написал на любимой народом картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"- медведей.[Можно кликнуть и открыть не очень большую статью] Третьяков сказал, что народ видит работу Шишкина и стиль Шишкина и т.д., и внаглую вытер (возможно, что прямо сам и вытер) подпись Савицкого на картине. Третьяков был отец родной. Третьяков мог купить. А кушать всем хочется. С Третьяковым редко спорили. Репин бывало. Но Репин тогда был ВЕЛИКОЕ ИМЯ и его любил Третьяков.
В этом портрете определённо получился психологический образ актрисы, правда? Это не масло, а темпера и пастель. Темпера добротно служила человечеству примерно 2000 лет, пока не появилось масло в эпоху Возрождения. У темперы один недостаток. Когда она высыхает цвет и оттенки немного, но заметно, меняются. Пастель--это легко и красиво. Но через годы и десятилетия пастель начинает осыпаться. Музеи очень не любят давать на выставки пастельные работы. Собольщикова-Самарина работала в разной провинции России, а с 1932 года перешла в театр города Горького. Ей было уже 40 лет, но только там она заслужила славу и дожила до звания Народной актрисы Советского Союза.
Рекламный плакат журнала «Нива» на 1911 год. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч.
Это на самом деле хорошая реклама. Всё удачно, кроме кокошника и всей остальной хреновинки на даме. Вот что делает привычка. Он написал столько женщин из русской старины, что автоматически решил задачу через одетую по моде 17-го века боярышню, которую он вставил в такую удачную рекламную работу. Жаль. Кокошник и пр. сюда не относятся. Они чужеродные к этой рекламе. На самом деле это был совсем немаленький заказ Горюшкину от "Нивы". И он сделал в таком же старорусском стиле все рекламы подписки разных лет на иллюстрированный журнал "Нива".
Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе. Горюшкин-Сорокопудов И.С.
Горюшкин так её написал, что перед ночным кафе стоит порядочная дама из общества. Но она стоит в такое время и в таком месте ОДНА. Как например, скажем, ночная работница секструда. Но зачем же тогда Горюшкин написал её приличной, а? И он обозначил, что жорики возле кафе гнусно поглядывают на неё. Немного странная композиция. Давайте предположим, что эта дама ждёт мужчину своего свидания, а он почему-то не появляется, а? Слабенько, но не исключается, правда? Эта работа смотрится. Но она не очень подходит к стилю и тематике самого Горюшкина -Сорокопудова. Необычно и интересно.
Портрет актрисы А.Н. Самариной. 1915. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (1873-1954); Переславль-Залесский
Эта актриса тоже работала в провинции. У Горюшкина бывали удачные портреты. Не всегда. Но здесь мы видим удачу. Фамилия художника -- Горюшкин. Но его папа рано умер и мальчика взяли в свою семью родственники, чья фамилия была Сорокопудовы.
Портрет художника Горюшкина-Сорокопудова, 1931 автор художник Ф. Сычков
Портрет Горюшкина-Сорокопудова написал его приятель Федот Сычков, с которым они были почти одногодки. Оба довольно долго жили в советское время и оба безболезненно перестроились. Я расказываю. Я не осуждаю. У Горюшкина -Соропудова есть пару работ с Лениным и Сталин с Ворошиловым у гроба Ленина. Бывает. Через три года, в 1934 году Горюшкин ответил приятелю и написал его портрет. Считается прекрасной работой. По-моему, вообще ничего не вышло. В 1917 году Пензенское училище сделали для прикладного искусства и Горюшкина уволили. Ничего хорошего, кроме плохого это не означало. Но потом Горюшкин-Сорокопудов выровнялся и не бедствовал.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов умер 29 декабря 1954 года, на 82-ом году жизни, в селе Ивановка, Пензенской области.
Вениамин P.S. Чтобы не быть слишком серьёзными. Расслабьтесь. После того, что я поместил этот пост на Тифаретнике, один писатель, (известный блогер), посмотрел мой пост и объявил, что он тоже сделает пост о Горюшкине-Сорокопудове. И он быстренько сделал. В самом начале его поста писатель сказал, что Горюшкин-Сорокопудов самый русский художник, которого и зовут как истинного русского - ИВАН СИЛЫЧ. Этот товарищ (Я его не называю. Он уже сам себя наказал, не так ли? Хватит.) на полном серьёзе считал, что имя отца художника - СИЛА происходит от русского слова - сила. Отец художника был назван по имени святого, которого зовут СИЛА. Св. Сила жил в Первом веке после Р.Х., был одним из 70-ти Апостолов и ближайшим помощником Апостола Павла. Ни отнять, ни прибавить. Точка.