Музеи Лилля - Musée du Louvre-Lens

Jun 07, 2015 03:32

Оригинал взят у virginian в Музеи Лилля - Musée du Louvre-Lens

Концепция открытия филиалов центральных музеев в провинциальных городах Франции начала претворяться в жизнь еще декретом Наполеона в 1809-ом году. Недавно этому проекту был дан новый старт, были открыты филиалы Центра Помпиду в Меце и филиал Лувра в маленьком городке Ланс недалеко от Лилля. Интересна история открытия филиала Лувра. Министерство культуры Франции и дирекция Лувра разослали предложение об открытии филиала во все 22 департамента Франции. Ответил только один, департамент Nord pas de Calais, и предложил шесть городов на выбор, Lille, Lens, Valenciennes, Calais, Béthune и Boulogne-sur-Mer. В конечном итоге был выбран Ланс, бывший центр угледобывающей промышленности Франции, который пребывал не в лучшем своем состоянии после закрытия шахт в 60-ых годах.



Об угольном прошлом до сих пор напоминают два террикона рядом с музеем, каждый размером с пирамиду Хеопса.





У этого города печальная слава, на его угольных шахтах произошла самая большая катастрофа в истории Европы. 10-го марта 1906 года взрыв угольной пыли и метана унес жизни 1099 шахтеров. Хотя рассказ о катастрофе залуживает отдельного поста, рискну соединить историю этой трагедии и тур по музею вместе.

Открытка, разошедшаяся по всей Европе



Более 1800 человек находилось в шахтах во время взрыва. Между шахтами были проложены галереи, сделанные для облегчения доступа при спасательных операциях, на деле же они способствовали рапространению взрывной волны.

Жены шахтеров ожидают вестей о спасенных



Жители Ланса, собравшиеся у входа в шахту



Катастрофа застала власти врасплох, все шахтеры Ланса оказались жертвами взрыва и находились под землей, понадобилось время, пока на помощь прибыли горноспасатели из других городов Франции и Германии

Спасатель с кислородным аппаратом готовится ко входу в шахту.



Тело погибшего шахтера выносят на носилках



Одними из первых пришли на помощь спасатели из Германии



До другой катастрофы, когда спасатели и спасенные оказались в окопах на полях сражений Великой Войны оставалось пять лет...

Похороны погибших шахтеров



Мемориал памяти погибших шахтеров



Катастрофа вызвала большой резонанс во Франции и по всей Европе, французский парламент приостановил в знак траура свою работу, а на выплаты пособий вдовам и сиротам погибших в катастрофе государство выделило около 7 миллионов франков. Катастрофа возымела и политические последствия, по Франции прошли забастовки шахтёров с требованием улучшения условий труда. Впервые был принят закон о еженедельном отдыхе.

Церемония открытия музея, участники в шахтерских коcтюмах символизируют прошлое Ланса



Отдельным событием стало прибытие в Ланс картины Эжена Делакруа "Свобода на баррикадах"





"Свобода" крайне редко покидала пределы Лувра, и видимо не зря. 7 февраля 2013 года посетительница музея Louvre-Lens, где выставлялась картина, исписала нижнюю часть полотна маркером, после чего была задержана. Уже на следующий день реставраторы восстановили картину, на что потребовалось меньше двух часов. От греха картину вернули обратно в Лувр, хотя в принципе она все равно экспонировалась на временной основе.

Louvre-Lens поражает светом и ощущением открытого пространства. Концепция эта не нова, пионером "открытого пространства" была Lina Bo Bardi, воплотившая его в дизайне художественного музея в Сан Пауло.



И вот, квинтэссенция воздуха и света в Louvre-Lens



Как и в филиале центра Помпиду в Меце, дизайн музея был поручен японским архитекторам.

Задание музея проектировали Кадзуо Седзима и Рюё Нисидзава.



Экскурсия начинается, поначалу чувствуешь себя необычно, уж очень сильно все отличается от классических музейных экспозиций, в которых не спеша переходишь из зала в зал. Но проходит совсем немного времени, и пространство начинает насыщаться искусством, появляется и усиливается ощущение прикосновения к чему-то прекрасному и совершенному. Впрочем, смотрите сами.







А вот так зал музея выглядел в первые дни после открытия



Почувствуйте разницу!





















Отцы города Лилля, и прошлые и настоящие, вызывают уважение. Первыми откликнулись на призыв Наполеона и первые же (и единственные!) откликнулись на предложение создать филиал Лувра. Правда, при Наполеоне коллекция художественного музея Лилля создавалась в основном из предметов искусства конфискованных у аристократов и награбленных в соседних странах, но кто сейчас об этом вспоминает, в нынешние времена все происходило вполне благопристойно.

Прощаемся с музеем...



Франция, музеи

Previous post Next post
Up