В Москву с Донбасса и Северодвинской губернии. 1920-30-е гг.
Портрет Калинина. Металлография
Среди писем двадцатых-тридцатых годов частенько встречаются упоминания о письмах, посланных Михал Иванычу Калинину. Отправители надеются на ответ, гадают, дошло сообщение или не дошло, прочёл ли его Калинин самолично или же ему докладывают писари и помощники.
Отсюда можно заключить, что обращения к всесоюзному старосте были массовыми и посылались по самым разным поводам. К сожалению, крестьяне и рабочие не имели обыкновения оставлять копии своих писем, и поэтому текстов посланий всесоюзному старосте в личных архивах не попадается. Зато оригиналы сохранились в государственных архивах, в личных фондах руководителей партии и правительства. Фонд Калинина насчитывает тысячи писем, из которых хочется привести несколько, от ребят и взрослых с разных концов страны.
23 марта 1936 г.
Здравствуйте тов. Калинин.
Я, пионер Дон[басской] области Старо-Каранского р-на Ст[аро]-Кар[анской] средней школы Коля Барбар, шлю вам своё художество, сделанное мною.
Мне больше всего интересуется рисовать портретов своих вождей. Я научился рисовать не от своих преподавателей по рисованию, а начал был рисовать до школы, когда мне было лет 7. Я организовал при школе кружок юных художников и руковожу им сам. Я рисовать учился самоучкой.
Я хочу в 8-й кл[асс], учусь хорошо, отца нет, мать старая.
Материала для рисования у меня нет, как, напр[имер]: бумаг, красок, разноцветных карандашей и т.д., есть только одна тушь чёрная и простой чёрный карандаш.
Рисунок Коли Барбара
У меня в комнате висят все портреты наших вождей. Хочу развивать свой талант и передать своим товарищам.
Я хочу быть таким художником как товарищ Бродский*. За не имением средств для дальнейшего развития своего таланта и, не имея ни какой помощи со стороны наших руководителей, и я вынужден оставить свой развивающийся таланта.
Ведь мы будущие строители соц[иалистического] общества.
Шлю вам портреты тов. Калинина, Сталина, Андреева.
С пионерским приветом
Коля Барбар.
(РГАСПИ. Ф. 78. Оп. 1. Д. 612. Л. 7-7 об. Публикация Анны Кочетовой)
* Исаак Израилевич Бродский - российский и советский художник, ученик Ильи Репина, директор Всероссийской Академии художеств. Автор многочисленных портретов Ленина, Сталина и историко-революционных картин.
И. И. Бродский. "У гроба вождя [У гроба Ильича]". 1925. ГИМ. Партийный Пантеон: Крупская, Луначарский, Сталин и Калинин.
Во избежание горячих дискуссий, скажем сразу, что реальная фигура Михаила Ивановича в данном случае нас не интересует. Поэтому захватывающие сюжеты из серии «показать всё, что скрыто», вроде - Калинин и балерины, Калинин и евреи, Калинин-лакей и т.п. мы оставляем за рамками нашей заметки. Знаем и помним о тяжёлой судьбе жены Калинина Екатерины Ивановны Лоорберг, оказавшейся вдруг «террористкой» и отправившейся на лесоповал в Вожаель, но всё же оставим пока биографию «президента СССР» и историю в стороне.
Нам гораздо интереснее архетип «скорого помощника» и чудотворца, к которому обращаются ребята.
В двадцатые годы в Советской России празднование Рождества и новогодняя ёлка были объявлены религиозными пережитками. На этом фоне Михаил Иванович по сути стал реинкарнацией святого Николая Миркилийского, покровителя детей. Или же - большевистским дедушкой Морозом, старым мудрым рабочим в очках и пиджаке. Придворный пиит Михаил Исаковский услужливо проталкивает этот образ в народное сознание:
Он с нами разговаривал
До утренней зари -
Простой рабочий питерский,
Крестьянин из Твери.
Для каждого хорошее
Он слово находил,
С прямой дороги ленинской
Нигде не своротил.
Рождественская открытка. Начало ХХ в.
Именно ему адресуются теперь детские предрождественские просьбы о подарках:
Михаил Иванович Калинин,
шлю я тебе сердечный привет, я тебе пишу, что мне охота почитать книг, но их нет, всё надо купить. Пожалуйста, не пошлешь ли мне книг. Неужели не пожалеешь сироту и не пошлешь книг. Пошли книг, которые пополезней крестьянскому хозяйству, хотя я еще не в силах зарабатывать на хлеб.
Мой адрес: П.О. Жар. С-двинской губ., Нюксенского района, Городешинского с/с, деревня Слобода. Николаю Семеновичу Шулеву.
(РЦХИДНИ (Ф. 78).
Для взрослых же Михаил Иванович выступает в роли «народного заступника», святого Николая Угодника, защитника невинно осуждённых и избавителя от внезапной смерти.
И.Е. Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых. 1888 г. Государственный Русский музей.
Михаил Исаковский снова вещует:
К нему и днем и вечером
Со всех концов земли
За ленинскою правдою
Мы ехали и шли.
И радости и горести
Вручал ему народ:
Калиныч, мол, обдумает,
Калиныч разберет.
В эпоху масштабного государственного переустройства страны - пострадавших, как виноватых, так и безвинных, было много, а потому запрос на внесудебную, моральную справедливость не ослабевал. Возможность личного обращения за заступничеством к Михаилу Ивановичу, либо через московскую приёмную, либо в письме - позволяла канализировать раздражение и недовольство граждан решениями власти и сохранять важную обратную связь с народом.
Многоуважаемый т. М.И.Калинин.
Вы нам говорили, что агенты ГПУ достойные уважаемые граждане, которые везде должны быть почетными гостями, как защитники рабоче-крестьянской власти.
После Вашего отъезда стали Вашу речь обсуждать и решили Вам сообщить, что Вы, вероятно, не знаете. Мы знаем про агентов ГПУ столько, что можно написать целый том.
Для начала решили написать Вам о следующем: есть у Красных Ворот пивная, где бывают агенты ГПУ, пьют и откровенно торгуются о взятках. Так следователь Муратов и Линде на наших глазах торговались с родственниками арестованного нэпмана Жеребина и требовали 15 000 рублей, а им давали 10 000 рублей. Пьяные они хвастались, что могут любого арестованного освободить, а кого захотят выслать в Нарым.
Когда мы стали говорить между собою, то набралась целая уйма дел - одно лучше другого.
14.Х.1925 г.
М.Иванов
(РЦХИДНИ (Ф. 78. Публикатор Владимир Яруга).
Памятен эпизод из жития святого Николая, когда в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельных канатов и разбившегося насмерть. В другом случае Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь. Многочисленные обращения к Калинину по поводу судеб тех репрессированных, с которыми оборвалась переписка, иллюстрируют эту веру родных и близких в чудо внезапного возвращения с того света и их потребность в последней надежде.
Джузеппе Ногари (Giuseppe Nogari). Апостол Петр. 1743 г.
Более того, Михаил Иванович приобрёл некотором образом сходство со святым Петром у врат небесных, которому слышен глас смертных с земли. Он способен направить их просьбы далее на Высший суд, к божественному престолу, сиречь Вождю всех народов, с которым Калинин по старой памяти на короткой ноге.
Лети ж, письмо приветное,
Лети над всей страной.
Снеси в Москву Калинину
От нас поклон земной
От всех больших и маленьких,
От жен и стариков,
От нынешних колхозников,
От бывших мужиков.
(М. Исаковский)
Как видим, образ Калиныча имеет несколько ипостасей и чрезвычайно нагружен религиозным символизмом.
Не удивляет, что вместо пасхального кулича или знакомой церковной облатки (хостии), символизирующей тело Христово, советским детям предлагалось причаститься карамелью фабрики Моссельпрома, буквально вкусив святости Калинина.
Словно доверительно исповедуясь, уже знакомый нам сирота Николай Шулев из дальней северной деревни за Сухоной счёл нужным сопроводить свою просьбу к Калинину о присылке книг собственными стихами и «рассказами из своей головы».
Приведём тут один из них, очевидно, автобиографического характера:
Рассказ как жил Еремка-Еремей
Еремке было 12 лет. Он остался без отца, с одной матерью. Отец у Еремки убит на войне. Землю отобрали, пришлось ходить Еремке по миру. Одна была радость у Еремки - это лошаденка. В одно утро Еремка с матерью поехал просить милостыню, в дороге лошадь пропала. Мать с тоски залегла, слегла в больницу. Еще больше стало заботы на сердце у Еремки. Ходил Еремка по деревням, спал украдкой в сараях. Однажды пришел с работы Еремей, лег отдохнуть у хозяина и заснул. Крепко спал. Снилась Еремке его мать здоровая, отец приехал и хочут ехать в город. Еремка как с радости закричит: мамка, тятька, я по базарам там ходить буду! И пробудился, а перед ним стоит хозяин, он говорит: «Эх, парняга, вести плохие пришли, мать твоя померла». Еремка помутился, упал лицом и заплакал. Когда опамятовался, задумал думу: наверно, придется и мне помереть. Нет, я не должен помирать, я пойду в город. Взял худые лапти, катанки и отправился. Отошел он от своей деревни и посмотрел на нее. «Прощай, прощай, милая деревня». Пришлось ночевать в кустах в яме, а страшно ему. Есть охота. Наутро Еремка подходил к станции. А когда настал вечер, на станции добылся электрический фонарь. Еремка забрался в казарму, прижался в углу и заснул крепко.
С фонарём, то бишь с благоприобретённым светом истины, герой рассказа Ерёмка готов к странствию во внешний мир. Имя его напоминает нам о ветхозаветном «плачущем» пророке Иеремии, который ещё в молодости осознал своё предназначение. Иеремия предрекал разрушение Иерусалима и пророчество его исполнилось.
И тут фигура Михаила Ивановича, на суждение которого вынесен рассказ, перерастает уже христианские традиции и приобретает нешуточный масштаб Ветхого Завета. Ибо наставник и вдохновитель Иеремии - сам бог древних евреев Яхве (Иегова).
Иеремия на развалинах Иерусалима
Однако, пожалуй, хватит символизма. Писем к Калинину достаточно, и читатель сам при желании может поискать иные мифологии и смыслы.
Автор же от души поздравляет читателя с Рождеством и Новым годом и искренне желает ему счастья и исполнения желаний, несмотря на всегда непростые и трудные времена!
И до новых встреч!
А Михаил Иванович, кстати, реабилитировал в 1936 году празднование Нового года с ёлкой и явился пред народом в новой ипостаси евангелиста - носителя «благой вести»**, то бишь Новогоднего обращения партии и правительства, ставшего ныне уже традиционным.
**Благая весть - перевод греческого слова Евангелие (греч. εὐαγγέλιον). Радостная весть о возможности спасения и примирения с Богом для каждого человека.
Click to view