Многие говорят, что Бога здесь нет. 18+

May 27, 2015 17:17

Оригинал взят у gorbutovich в Многие говорят, что Бога здесь нет. 18+
Запись на одной семейной Библии, сделанная в 1647 г., когда Тридцатилетняя война подходила к концу: «Говорят, страшная война закончилась. Но у нас тут миром не пахнет: повсюду царят ненависть и жестокость. Этому мы научились на войне... Живем, как звери, выгрызая траву зубами... Многие говорят, что Бога здесь нет».

Крик отчаяния. Такие слова могли быть сказаны и в XX веке, и в XXI.



Себастьян Вранкс (Антверпен, 1573-1647). Солдаты грабит крестьянское хозяйство во время Тридцатилетней войны. Около 1620 года / Sebastian Vrancx (1573-1647). Soldiers Plundering a Farm during the Thirty Years' War /Soldaten pluendern einen Bauernhof. C. 1620. Oil on wood, 50.8x69.5 cm. Deutsches Historisches Museum, Berlin, Germany; (add.info.: Soldaten pluendern einen Bauernhof;); Source, по клику: via

Тридцатилетняя война между протестантами и католиками начиналась в 1618 г. как более или менее локальный конфликт, с обычной великой иллюзией, что она будет короткой и легкой, и под вполне средневековую оркестровку: с проповедями крестового похода, выбрасыванием из окна нескольких «провинившихся», надеждами на обращение «неверных» и прочим.


2.


Пражская дефенестрация 1618 г. - выбрасывание из окна. Гравюра на дереве, первая пол. XVII в. / Author Johann Philipp Abelinus. Engravings and Publisher: Matthäus Merian the Elder (1593-1650). Title: Theatrvm Evropaevm. Subtitel: Oder Wahrhaffte Beschreibung aller Denck-würdigen Geschichten so hin und wieder, fürnemblich in Europa, hernach auch an andern Orthen der Welt, so wol im Religion- als Policey wesen vom Jahr Chri-sti 1617 biß auff das Jahr 1629 sich zugetragen. Mit Kupfferstücken geziert unndt Verlegt. Durch. Matthæum Merian. Inn. Frankfurt. Year of publication: 1635-1662. Place of publication: Franckfurt am Main. via.

Но принесла разрушения, грабеж и жертвы, для Средневековья немыслимые.

3.


«Ужасы войны. Повешенные», 1633. Жак Калло (ок. 1592-1635) / Jacques Callot (1592-1635). The miseries of war; No. 11, "The Hanging". 1632 (published in 1633). 8.1 × 18.6 cm platemark; 12.5 × 22.2 cm sheet (irreg.); 12.6 × 22 × 0.5 cm book. Art Gallery of New South Wales. via

И закончилась в 1648 г. утверждением близкой к современной политической карты Европы.

4.


Себастьян Вранкс. Мародерствующие солдаты. Не позднее 1647 года / Sebastian Vrancx (1573-1647). Soldiers Ambush a Cart and Passengers / Soldaten ueberfallen ein Fuhrwerk hit Reisenden. Between 1600-1647. Oil on wood, 33.5x56.5 cm. Deutsches Historisches Museum, Berlin, Germany. via, Source

Школьный учебник истории Средних веков М.А. Бойцова и Р.М. Шукурова заканчивается XV столетием, как заканчивается им и «всемирное» Средневековье второго тома «Всемирной истории», выпускаемой Институтом всеобщей истории РАН: Всемирная история. Том 2. Средневековые цивилизации Запада и Востока Ред.П.Ю.Уваров.М., 2012.

Но согласно устоявшейся с советских времен традиции, учебник истории Средних веков для высшего образования завершается на английской буржуазной революции и Тридцатилетней войне середины XVII в. - в таком неизменном виде он и переиздается с завидной регулярностью.

5.


Мастерская Себастьяна Вранкса. Сцена периода Тридцатилетней войны(?) около небольшого городка / Workshop of Sebastian Vrancx (1573-1647). A landscape with travellers ambushed outside a small town. Date: probably in the time of the Thirty Years War. Oil on panel, 51 × 81.5 cm. via

В этой верности отечественной традиции, кто бы ни стоял у ее истоков, есть свой смысл: в Средние века королей убивали, но не казнили, убивали недостойного своего трона «тирана», его физическое тело, но оставалось «политическое тело». Известный возглас «Король умирает. Да здравствует король!» сформулирован на заре Нового времени, но отражает чисто средневековое представление о непреложности монархии, наместницы Бога на земле. Английская революция, хотя и вернулась, в конечном счете, к монархии, многое поставила под вопрос. Но разве она не была религиозным движением?

6.


Себастьян Вранкс (1573-1647). Война / War Scene, by Sebastian Vrancx. via

Текст из книги: Воскобойников Олег Сергеевич. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С.28-29. Цитаты не прямые.
Книга «Тысячелетнее царство» Олега Воскобойникова в электронном виде: Amazon: http://amzn.to/1DUoSPV; Bookmate: http://bit.ly/1FgrcR2; Google Play: http://bit.ly/1Ox1VVW.

Тридцатилетняя война (1618-1648) - последняя европейская религиозная война, опустошившая Центральную Европу. В ней сражались немецкие протестанты и римские католики, позднее в нее включились Франция, Швеция и Дания, воевавшие против Священной Римской империи и Испании. Она закончилась Вестфальским миром. С этого времени международные отношения приняли светский характер. [Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика". Мак-Ким Дональд К.. 2004]

Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав, стремившихся к господству над всем христианским миром: габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством, и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией, Данией, Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании, Италии. Последняя в истории Европы большая религиозная война в ходе событий все более теряла характер войны католиков и протестантов. Особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию. [Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982 <= тут о Тридцатилетней войне подробно]

Смотрите также:
Что считалось преступлением в Средние века?
Многообразие мира в одной богослужебной книге
Жизнь, смерть и время

люди, 17 век, революция, война, Европа, религия, психология

Previous post Next post
Up