Смешно! Оригинал взят у gorbutovich в Советские анекдоты. Очень избранное. Часть 1 Анекдот 25B: В поезде контролируют пассажиров. Подходят к молодому человеку довольно помятой наружности: «Документ!». Берет бумагу. Читает: «Ана… анализ мочи… Итальянец будете? А ну, что там еще… Жиров нет… Сахара нет… А, сахарком промышляете… белков нет… и яичками. Это, брат, штука… Гонококи в большом количестве… Открывай чемодан!» Посмотрели… «По-вашему, это гонококи, а по-нашему - старое барахло!…» [Напечатано в газете " Иллюстрированная Россия". Париж, 1927. № 13] {1}
Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №429, октябрь, 1920. Скан из книги Маяковский. Окна РОСТА и ГлавПолитПросвета. 1919-1921. Составитель Алексей Морозов. - М.: Издательство "Контакт-культура", 2010
Анекдоты могут служить прекрасным историческим источником, особенно для проникновения в дух эпохи. В издательстве "Новое литературное обозрение" вышла первая научная публикация тематически разнородных анекдотов периода от большевистской революции до конца советской эпохи.
Немного теории. Термин «анекдот» /греч. anekdotos - «неизданное, не подлежащее широкой огласке» - появился в середине VI века нашей эры в Византии благодаря труду Прокопия Кесарийского «Тайная история», посвященному развенчанию панегирических образов императора Юстиниана и его супруги Феодоры. Современники историка под этим словом понимали различные сплетни, слухи, кривотолки. Примерно это значение термин сохранил до середины XVII века; позже анекдотами стали называть рассказы о выдающихся исторических личностях, знаменитых людях, их необычайных поступках, суждениях или же о курьезных ситуациях, в которые они попадали. Анекдот как жанровое обозначение появился в России в середине XVIII века.
Механизмы рождения анекдота современного типа для исследователей не вполне ясны.
2.
Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №428, октябрь, 1920
Политический анекдот в современном понимании, т.е. жанр преимущественно городского фольклора, появляется в начале ХХ века и быстро превращается в центральный жанр городской традиции. В первое десятилетие существования советского государства оно сквозь пальцы смотрело на стремительное развитие анекдотической традиции - допускалось даже издание сборников анекдотов [#1]. В первом издании Большой Советской энциклопедии (1926) особо отмечалась такая разновидность жанра, как политический анекдот, «получающий в моменты политических кризисов большое агитационное значение, как своеобразное орудие политической борьбы» [#2].
3.
Завод «Красный путиловец». Очередь за зарплатой. Неизвестный фотограф, Ленинград, 1926
В 1927 году в журнале «Новый Леф» появилась аналитическая публикация, посвященная анекдоту [#3], которая стала на многие десятилетия единственной в отечественной историографии. Ее автор, В. Перцов, не цитируя ни одного анекдота, утверждал, что «похабный жанр» в условиях построения нового общества уступает место политическому анекдоту, производителями и потребителями которого являются представители обоих полюсов советского общества.
В конце двадцатых годов происходит усиление давления власти на носителей анекдотической традиции. Историк И. Шитц 13 мая 1929 года делает запись в дневнике: «ГПУ будто бы циркулярно распорядилось преследовать анекдоты, задевающие советскую власть» [ШИ 1991: 115].
На долгое время анекдот становится жанром противозаконным - рассказанный или даже услышанный анекдот мог стать поводом для преследования со стороны государства. Только на очень небольшой срок - в годы Великой Отечественной войны - происходит временная и очень условная легализация жанра, модели которого активно использовались советскими пропагандистами, что на некоторое время позволило текстам анекдотов оказаться на страницах официальных периодических изданий.
Политические изменения, вызванные смертью Сталина, привели к заметному уменьшению опасности, связанной с рассказыванием анекдотов. Естественно, легализован жанр не был, но гипотетическое наказание за рассказанный анекдот, согласно 190-й статье УК РСФСР («Клевета на советский государственный строй…») не должно было превышать семи лет, на практике же - в источниках второй половины существования советского государства не удается найти информации ни об одном достоверном случае судебного преследования за рассказанный анекдот.
1960-1980-е годы становятся золотым веком советского анекдота.
Анекдоты.
Примерный год в [скобках] поставлен мной, могу что-то перепутать в шифрах и явках издания.
5.
Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №5, начало декабря, 1919
10A. История, во время Гражданской войны обошедшая все противоборствующие лагеря, рассказывает о неком омском профессоре, который был разбужен однажды ночью сильным стуком в дверь. «Кто там?» - спросил он испуганно. «Главнокомандующий Северо-восточными силами Красной армии» - последовал громоподобный ответ. Гораздо более робко профессор спрашивает: «Ч-чем я м-могу помочь?» - «Скажите мне, - ответил командующий, - а Дуся дома?» (Дусей была горничная профессора). [1917-1921] {2}
6.
Украинцев и русских клич один - да не будет пан над рабочим господин! Маяковский Владимир Владимирович, 1920. via
9A. В период освободительной борьбы на Правобережье очень часто менялись политические режимы. Один раз, когда отступили войска УНР и пришла деникинская армия, ее бойцы стали приставать к еврею: «Ты за какую власть?». Испуганный еврей еще не знал, что войска УНР уже отступили, и выпалил: «Я за Петлюру!» - «А-а, раз так, снимай штаны. Всыпать двадцать пять! Надо говорить: “Я за Единую и неделимую”». Потом деникинцы отступили, и ворвались в городок махновцы. Снова придрались к еврею: «Ты за кого?» - «Я?.. За “Единую и неделимую”!» - «Ага, за золотопогонников? Снимай штаны!.. Надо говорить: “Я за батьку Махно!”» Отступили махновцы, пришли красные. Снова к еврею: «Ты за кого?» - «Я за батьку Махно!» - «Ага, за бандита Махно? Снимай штаны!.. Надо бороться только за советскую власть». Отступили и красные, и в городок снова пришли войска УНР. Солдаты - к еврею: «Ну, за кого ты?». Жид молча снял штаны: «Бейте, только не спрашивайте!»
[Правобережье - правобережная Украина. УНР (Украинская Народная Республика) - государственное образование, возникшее в результате революции 1917 года на территории украинских земель бывшей Российской империи] {3}
7.
Плакат «Образцово подготовимся к Путине!» Солонин Георгий Павлович. 1955
1A. Осенью 1917 года разразилась большевистская революция в России, и многие пророчили, что ее дни не продлятся долго. Бездельники шутили - чтоб не присоединялся к ним никто, кроме грешников и злодеев - что не сегодня завтра придет ей конец. Отвечал Гилель Златопольский и сказал: «Ошибаетесь вы, господа. Также как какая-нибудь вещь может пролежать триста лет на правом боку, так же она может пролежать триста лет и на левом…». [1917 (ивр.)]
[Имеется в виду более чем трехсотлетнее правление династии Романовых (1613-1917), последним царствующим членом которой был Николай Второй] {4}
2A. Приходят в голову новые «армянские» анекдоты: «Старый режим, новый режим, - усех рэжим». [01.08.1918]
[«Армянские» анекдоты - популярный с конца XIX века тип анекдота вопросно-ответной структуры, абсурдистская загадка. К этому типу восходят популярные в послевоенное время анекдоты об армянском радио.] {5}
8.
Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №428, октябрь, 1920
2B. Украинец, бежавший от преследования на Кавказ, спросил местного грузина: «Какой тебе больше нравится, старый или новый режим?». Грузин посмотрел на украинца пронзительным взглядом, а потом ответил на ломаном русском языке: «Старый режем, новый режем, шашлык делать будем…». {6}
4. Благоразумный патриот: «Ура! Наши взяли город!» - «Кого ты называешь нашими?» - «Тех, кто взял город». [1918-1921] {7}
6A. Накануне Пасхи двое встречных разговаривают, и один, прощаясь, говорит другому: «С наступающим!..» Шпик: «Пожалуйте в чрезвычайку!» - «?!?!» - «Знаю, о ком говорите! Пожалуйте!» [27.04.1919]
[Чрезвычайка - одно из народных названий ЧК (ВЧК) - Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем - чрезвычайного органа, отвечающего за обеспечение государственной безопасности.
"Знаю, о ком говорите!" - анекдот зафиксирован в момент наступления Колчака на Урале.]{8}
9.
Владимир Маяковский. Окна сатиры РОСТА №111, июнь, 1920
8. «Как дела на юге?» - «Пук! Поляки У Киева». [30.09.1920]
[Анекдот зафиксирован вскоре после катастрофического поражения советских войск под Варшавой в ходе Советско-польской войны 1919-1921 годов.] {9}
1676С. В камере смертников комиссия спрашивает присужденных к расстрелу про последнее желание. Один попросил свидания с женою, другой попросил передать письмо матери. Дошла очередь до еврея. «Я хотел бы поесть малинки». - «Так сейчас же зима!» - «Ничего, я подожду». - «А может, вы чего иного пожелали бы?» - «Прошу после расстрела похоронить меня рядом со Сталиным». - «Так он же еще жив!» - «Ничего, я подожду». [1937-1938] {10}
2520A. На «звездинах» один рабочий назвал сына Ильичом (в честь Ленина), другой дочку - Розою (Люксембург). Подходит еврейчик. «Как хочешь назвать сына?» - «Червончик». - «Почему Червончик?» - «А пусть так же хорошо растет, как червонец». [13.01.1924] {11}
10.
Плакат "Товарищ Ленин очищает землю от нечисти". Виктор Николаевич Дени (Денисов) (1893-1946). Казань, 1920
162B. Исключенный из партии жалуется: «Меня исключили только за то, что я похож на вождей: по происхождению я - как Ленин (дворянин), отношусь к партии - как Троцкий (оппозиционер), с женщинами веду себя, как Луначарский (гомосексуально), а в частной жизни, как Рыков (любит со стеклянным богом здороваться). Вот и угоди им: одним честь, а других выгоняют». [20.05.1924]
[- Ленин (дворянин) - в первых биографиях Ленина информация о его дворянском происхождении умалчивалась или сознательно искажалась. Так, в книге Зиновьева мы видим строки о том, что отцом Ленина был крестьянин (см.: Зиновьев Г. Ленин - вождь всех трудящихся. 1918. С. 1). В речах его сподвижников и их мемуарах постоянно подчеркивалась «мужицкая» сметка и деловитость Ленина (подробнее см.: Великанова О. Образ Ленина в массовом восприятии советских людей по архивным материалам. Lewiston, Queenston, Lampeter, 2001. (Slavic Studies. Vol. 6)).
- Луначарский (гомосексуально) - в двадцатые годы активно циркулировали слухи о гомосексуальности Луначарского.
- А.И. Рыков в народе слыл алкоголиком. В честь него советская тридцатиградусная водка получила название «рыковка».] {12}
11.
Новые граждане новой России, неизвестный автор, 1920-е
*166A. Коммунист заходит к заведующему баней: «Послушай, а нет у тебя отделения для партийцев? Как-то неудобно совсем голышом… при беспартийных всяких…» - «Это, товарищ, комчванство, партия его осуждает. Нет у нас такого отделения, баня общая». - «Ну, что делать? Пойду в общую. Разденусь, значит, при всех… просто и скромно… Как все, так и я». - «А это, товарищ, капитулянство. Партия его осуждает. Члены партии должны выделяться, быть заметными, а не растворяться в массах». - «Тогда надену трусы. И буду в них мыться». - «Вот это правильная партийная позиция». [1926] {13}
12.
Две женщины на пляже. П. Мокиенко, Крым, г. Ялта, 1926
2787. «Мама, я потеряла…» - «Что?» - «Невинность». - «Ох, как ты меня напугала. А я подумала - хлебные карточки». [1932] {14}
*2785. «Он подарил ей на память карточку. Это произвело сильное впечатление». - «Фотокарточку?» - «Нет, продуктовую». [1930] {15}
*2776A. В Одессе. «Вайнштейн, вы поц». - «Безобразие! Ругаетесь нехорошими словами». - «А что я такого нехорошего сказал? Это просто сокращение. Вы пайщик Одесского Церабкопа697, да? Берем первые буквы и получаем… Теперь же в такой моде сокращения!» [1926]
[Поц - мужской половой орган (идиш).] {16}
13.
Работница, борись за чистую столовую, за здоровую пищу! Бри-Бейн Мария Феликсовна, 1931
*2842A. «Почему так неумело готовят в столовых Нарпита?» - «Все кухарки заняты. Управляют государством». - «Ага, теперь я понял, почему так неумело управляют государством». [1926]
[Нарпит - государственная организация общественного питания] {17}
14.
Караул от Школы имени ВЦИК по охране временного Мавзолея В.И. Ленина и комендант Кремля Р.А. Петерсон (в центре). 1924 г. ФСО России. Из экспонатов историко-документальной выставки «Государственная охрана России. История и современность. 130 лет». Выставочный зал федеральных архивов. ул. Б. Пироговская, 17. Source
2908. Москвич, глядя на новый Мавзолей: «Живут же люди!». [1930] {18}
2916A. Некого К. умудрились арестовать четырнадцать раз в течение одного года. Проживавший в той же самой квартире коммунист просил жилищный отдел передать ему комнату К., потому что «гражданин К. занимает два помещения…» [1932] {19}
2917A. Во время ревизии квартир чекист обнаружил, что гражданин С. и гражданка С. живут в разных комнатах. «Муж и жена? - грозно спросил он и, получив утвердительный ответ, крикнул: По закону должны жить в одной комнате: другую я беру на учет!» - «Я не могу жить с мужем в одной комнате». - «Почему? Закон приказывает». - «У меня есть любовник», - ответила она в присутствии ошеломленного мужа. Чекист растерялся. «В таком случае можете занимать особую комнату». Ничего подобного не было, но комната была спасена. [1932] {20}
15.
Плакат Счастливые родятся под советской звездой! Говорков В.И. 1936
*2921A. Молодая девушка принимает душ, сосед по коммунальной квартире подглядывает в дверную щель. «Как вам не стыдно, Петр Николаич, вы же женатик, в летах». - «Нужна ты мне больно, дуреха! Смотрю, не нашим ли мылом моешься. Что-то слишком быстро оно смыливается». [1935] {21}
2790A. «Председателю Госплана СССР т. Вознесенскому. <…> Вы, вероятно, знаете, что среди детей и всего населения широкой популярностью пользуется анекдот об иждивенческой карточке. На Крымской конференции между Рузвельтом, Черчиллем и т. Сталиным обсуждался вопрос, какой казни подвергнуть Гитлера. Рузвельт предложил расстрел, Черчилль - виселицу, а Сталин предложил посадить его на русскую иждивенческую продкарточку. После ознакомления, что это за карточка, все пришли к единодушному решению, что более суровой казни не придумать». [01.06.1945] {22}
2791A. Проститутка на «плешке» у метро Революции называет сумму. Командировочный: «Больно дорого». Она: «А что? Коммерческая цена. Такого ведь тебе по карточкам не выдают». […-14.12.1947] {23}
16.
Долой кухонное рабство! Шегаль Григорий Михайлович, 1931
*2792A-B. Неравный брак. В Лондоне: «Ты знатен, после смерти отца будешь лордом, а она дочь мелкого лавочника…». В Нью-Йорке: «Ты богат, а она бедная художница…». В Москве: «У тебя анкета в порядке, ты работаешь в ящике, а у нее мать была на оккупированной территории, брат побывал в плену, а дядя живет в Канаде…». Вариант более ранний: «У тебя рабочая карточка и паек НР, а она иждивенка, какие-то несчастные 400 грамм хлеба…» [1948-49] {24}
*2834A. Однажды явились Богу немец, испанец, японец и гражданин СССР. Бог их спрашивает, кто за чем пришел. «Я хочу, чтобы Германия была объединена», - сказал немец. «Я пришел помолиться за власть Франко», - сказал испанец. «А я бы хотел еще ближе быть к восходящему солнцу», - сказал японец. «А я шел, - говорит гражданин СССР, - смотрю, очередь маленькая, дай, думаю, тоже стану, может дают что-то…» [1956] {25}
*2793. «Почему все стремятся жить в Москве?» - «Кушать хочется». [1957] {26}
17.
Леонид Ильич Брежнев на отдыхе в Крыму. Владимир Мусаэльян, Крым, Нижняя Ореанда, 1982
2794. Корреспондент: «Как вы решаете проблему снабжения?». Брежнев: «Посредством его централизации. Мы все свозим в Москву, а из Москвы население само разбирает». [1970-е] {27}
2795. Армянское радио: «Что такое: длинное, зеленое и пахнет колбасой?» - «Электричка из Москвы». [1979] {28}
2800A. Огромная очередь в магазине. Все ждут, что будут продавать колбасу. Директор магазина не знает, как справиться с толпой. Он выходит и говорит: «Товарищи, колбаса будет продаваться только передовикам производства, награжденным значками ударника». Толпа заметно поредела, но все же остается довольно большой. Директор вновь объявляет: «Товарищи, колбаса будет продаваться только участникам Великой Отечественной войны». Народа осталось еще меньше. Директор опять объявляет: «Товарищи, колбаса будет продаваться только членам КПСС». Осталось всего десятка два человек. Директор говорит им: «Товарищи, но вам-то можно сказать, что колбасы нет и не будет». {29}
18.
Берегите природу - мать вашу. Виктор Ахломов, 1972
2804A. В магазине висит объявление: «Постельное белье продается только ветеранам Куликовской битвы». К отделу подходит дряхленький старичок и говорит: «Продайте мне, пожалуйста, белье, я ветеран». - «Справку давайте», - говорит продавщица. «Ну откуда же у меня такая справка, ведь давно это было, никто нам тогда никаких справок не выдавал». - «Не знаю, не знаю! Татары все со справками». {30}
Книга "Советский анекдот (Указатель сюжетов)" издательства "Новое литературное обозрение", из которой все эти истории, - первая научная публикация тематически разнородных анекдотов, имевших хождение в СССР с 1917 по 1991 год. В издание вошли материалы из прессы, эмигрантских сборников, сводок о настроениях населения, доносов, судебных дел, записей фольклористов-любителей, дневников современников и прочих источников. Всего в Указателе 5852 статьи, каждая из которых посвящена одному анекдотическому сюжету. Исследуются теория жанра, особенности бытования анекдота в СССР, прослеживается история заимствований в эмигрантских и постперестроечных публикациях советских политических анекдотов, проанализирована достоверность записей анекдотов в источниках разных видов.
Источники:
Текст: "теоретическая" часть - на основе разделов из данной книги "Введение" и "Анекдот и его фиксация". Сами анекдоты - цитаты, нумерация сохранена, источники или их обозначения - см. в "Указателе источников". Расшифровку - см. в книге или я напишу, если кому надо.
Изображения: Окна РОСТА, если не указано иное: собственный скан из книги Маяковский. Окна РОСТА и ГлавПолитПросвета. 1919-1921. Составитель Алексей Морозов. - М.: Издательство "Контакт-культура", 2010. Фотографии, если не указано иное: История России в фотографиях.
Примечания. Указатель источников:
[#1] Вирпис А. Сборник анекдотов. Вып. 1. Тверь, 1927; Оцмах Б. Анекдоты и остроты из еврейского быта. Краснодар, 1927. [#2] БСЭ. М., 1926. Т. 2. С. 743. [#3] Перцов В. Анекдот. Опыт социологического анализа // Новый Леф, 1927. № 2. С. 42.
[Нажмите: Указатель источников] {1} 25B. {Примечание к записи: «Это я слышал в художественном исполнении артиста Савроматова в Русском доме в Б. Айресе. Даты не помню».} ММ: н.д. [КИ 2007: без н.с.] 25C.ПР: 26.03.1927 [ИЛ 1927(13): 2] 25D.СБ: *1918 [ШТ 1987: 331] ИЛ 1927(13): Анекдоты // Журнал "Иллюстрированная Россия". Париж, 1927. № 13
{2} 10A. ЗФ: *1917-1921 (англ.) [TD 1942: 48]: TD 1942 - Talmadge I.D.W. The Enjoyment of Laughter in Russia // Russian Review. 1942. Vol. 2. № 2. P. 45-51.