ВОСПОМИНАНИЯ О СОЛДАТЕ

May 06, 2018 01:05

ВОСПОМИНАНИЯ О СОЛДАТЕ
SOLDIER’S MEMENTOS
Программа: Конкурс
Режиссер: Ким Джэхан
Республика Корея, 99 минут, 2017
http://40.moscowfilmfestival.ru/miff40/films/?id=40166

Фильм, снятый по пьесе, созданной и поставленной в Южной Корее в 1970-х годах отражает, пожалуй, антивоенные настроения в корейском обществе именно этого периода, а потому понимание фабулы картины невозможно без понимания военно-политического контекста того времени. Для самой Кореи это период, когда война 1950-53 годов между Северном и Югом хотя и ушла в прошлое, но лишь в совсем недавнее, её не просто помнят, в ней участвовало либо от неё пострадало всё взрослое на тот момент население. Кроме того, первая половина 1970-х - это время окончания многолетней и не менее страшной войны во Вьетнаме, в которой участвовали и обе Кореи. Не менее важно и то, что это также период обострения межкорейского противостояния, когда угроза новой войны на полуострове была крайне высока.

Всё это объясняет не только сам антивоенный характер фильма, но и названия противостоящих армий: Восток и Запад, ни один флаг или символ не говорят о КНДР или Республике Корея. В то время Южной Корее была диктатура и любые художественные произведения подвергались цензуре - даже намёк на противостояние Юга и Севера был невозможен, тем более, что обе стороны показаны как жертвы войны. Оба командующих тоже показаны как обычные люди, скорее жертвы обстоятельств, а не злодеи. Однако патовая ситуация, к которой пришли в конце корейской войны её участники, вполне отражена в противостоянии этих армий.

Сюжет фильма строится вокруг Чонгана, простого деревенского парня, призванного в действующую армию. У нас такого назвали бы Иванушкой-дурачком: в деревне у него остались мать, невеста и корова-кормилица - три одинаково любимых им живых существа. С каждой из них он говорит в своём воображении, пишет им письма, а перед началом службы отправляет в конверте остриженные ногти, чтоб было что похоронить в родной деревне, если он не вернётся. Чонган “природный” пацифист: он не может нажать на курок даже на стрельбище, когда перед ним не живой противник, а фанерная мишень - за ней ему чудится его невеста. Такого дурака учить - только портить, а потому Чонгана направляют в штаб, где формально назначают адъютантом генерала, но на само деле его служба состоит только в том, чтобы массировать тому шею и плечи.

Главные злоключения главного героя начинаются тогда, когда он попадает в плен к противостоящей армии, но дурак, он и в Корее дурак, допрашивать и пытать такого - только время терять; но приказ есть приказ - и его допрашивают и пытают, а поскольку он молчит, как пленный партизан, поскольку действительно ничего не знает, то судьба его предрешена... Впрочем, возможно, что эта жертва не была напрасна, поскольку обе армии отказываются от наступления, боясь, что их страшная военная тайна стала известна врагу.

Оценка: ***

Рекомендации: интересующимся культурой Кореи.

корейское кино, Корея, ММКФ, 40 ММКФ, Московский Международный Кинофестиваль

Previous post Next post
Up